Иновационаая детельность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций.
Объектом работы является предприятие, как хозяйствующий субъект.
Предметом - инновационная деятельность.

Оглавление

Введение……………….………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………….. ……………………………………………..4
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности……………4
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии…………………...6
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………………………...10
2. Анализ организации инновационной деятельности……………………...……...14
2.1 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»…14
2.2 Анализ инновационной деятельности…………………………………..……….18
2.3 Повышение эффективности организации инновационной деятельности…….21
Заключение…...……………………………………………………………………….23
Список литературы……..…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

*у.у.т. - улучшение условий труда

Из табл. 2.2 видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем году будет направлена в большей степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования – это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.

Логическим завершением анализа управления инновационной деятельностью предприятия должна являться оценка эффективности инноваций. На основе анализа источников литературы можно прийти к выводу, что большинство показателей оценки эффективности инноваций заимствованы из оценки инвестиционный проектов. Однако, если сроки реализации инвестиционный проектов, как правило, превышают 1 год, то цикл внедрения инноваций некоторых процессов могут составлять 1-2 квартала. Поэтому для общей оценки эффективности инновационной деятельности рационально воспользоваться общей формулой рентабельности инноваций без учета дисконтирования IR:

где Д – доход от инноваций;

К – размер инвестиций.

Таким образом, рентабельность инноваций на 2006 г. составит:

Подводя итог данному вопросу, следует отметить, что экономический анализ политики управления инновациями – это многоступенчатый процесс, который целесообразно изменять в зависимости от конкретных объектов исследования.

Инновационная деятельность анализируемого предприятия характеризуется положительной динамикой роста величины инвестиций. Вместе с тем, структура инвестиций выглядела бы несколько странной, если бы не шаги руководства по привлечению инвестиций в основное производство.

В результате анализа был рассчитан индекс рентабельности инноваций, равный 0,39, что существенно превышает запланированный индекс рентабельности продукции – 0,08.

 

2.2 Анализ экономических показателей

В условиях развития рыночных отношений и жесткой конкурентной борьбы, важное значение для ведения эффективной хозяйственной деятельности приобретают трудовые ресурсы предприятия.

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия свидетельствует об увеличении большими темпами себестоимости чем выручки, это негативно сказывается на деятельности предприятия.

Главным звеном инновационной политики компании являются научно-исследовательские подразделения, а именно, научно-исследовательская лаборатория.

Научно-исследовательские лаборатории заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных научных исследований. На уровне хозяйственных подразделений задачи носят преимущественно прикладной характер. Это разработка изделий, программ качества, инженерно-техническое обслуживание предприятий и его совершенствование, снижение издержек.

Процесс организации инновационной деятельности может состоять из следующих взаимосвязанных этапов:

- определение цели управления инновацией;

- выбор стратегии менеджмента инновации;

- определение приемов управления инновацией;

- разработка программы управления инновацией;

- организация работ по выполнению программы;

- контроль за выполнением намеченной программы;

- анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Организация инновационной деятельности закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.

Рассмотрим основные этапы организации инновационной деятельности.

В процессе организации инновационной деятельности в первую очередь, определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Целью инновационной деятельности может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.

Следующим важным этапом организации инновационной деятельности является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит результативность и эффективность инноваций.

Важными этапами организации инновационной деятельности являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации инновационной деятельности является также контроль за выполнением намеченной программы действий.

Конкретными источниками инновационных идей выступают:

Потребители - с точки зрения изучения потребительского спроса;

Ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;

Конкуренты, в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;

Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

Непосредственно работники предприятия, при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекается как можно большее число сотрудников.

В процессе организации инновационной деятельности руководство оценивает важности каждого из приведенных ниже критериев:

- новизна и приоритетность проекта;

- технико-технологическая осуществимость проекта;

- имеющиеся источники финансирования;

- масштаб проекта (численность штата, необходимая для его реализации);

- наличие персонала с необходимым уровнем квалификации;

- оценка темпов роста бизнеса (медленный, умеренный, быстрый);

- степень риска инновационного бизнеса.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности в процессе её организации.

Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию использования нововведений. Если руководство компании поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает.

Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации.

Разработка стратегии организации инновационной деятельности начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации инновационной деятельности включает: основное направление деятельности фирмы; рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

Но для повышения эффективности организации инновационной деятельности следует выделить в организационной структуре предприятия технологический отдел, который будет непосредственно подчиняться директору предприятия и выполнять следующие функции: разработка и применение методов организации инновационной деятельности, анализ и подготовка предложений, направленных на развитие инновационной деятельности.

В связи с этим предприятию следует провести дополнительный набор сотрудников, которые будут заняты в технологическом отделе. Также следует сформировать и внедрить систему поощрений авторам инноваций, что обеспечит активность, заинтересованность и профессионализм персонала.

 

2.3 Повышение эффективности инновационной деятельности.

Для повышения эффективности организации инновационной деятельности, предприятию можно рекомендовать следующие мероприятия:

1. Выделить в организационной структуре предприятия технологический отдел, который будет выполнять следующие функции:

- разработка и применение методов организации инновационной деятельности;

- повышение конкурентоспособности опытно-конструкторских работ;

- анализ и подготовка предложений, направленных на развитие инновационной деятельности;

- разработка мероприятий по повышению качества продукции и более эффективному использованию производственных мощностей.

Отдел будет непосредственно подчиняться директору предприятия.

2. Также руководству можно предложить сформировать систему поощрений за инновационные идеи, что обеспечит активность, заинтересованность и профессионализм персонала.

Должна быть организована выплата авторского вознаграждения по инновациям. Самым ранним, возможным сроком выплаты является период после внедрения предложения.

Общим условием выплаты авторского вознаграждения должно являться оказание автором поддержки в развитии и внедрении своей идеи по требованию в пределах своей компетенции.

Практическое применение проекта должно позволить предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции, сократить управленческие расходы, связанные с оплатой труда дополнительных сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Организация управления инновациями как элемент инновационной системы, обеспечивает возможности гибко реагировать на постоянно происходящие изменения, повышать эффективность научных разработок, ускорять их внедрение в производство и выход на рынок.

Процесс организации инновационной деятельности на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

- определение цели управления инновацией;

- выбор стратегии менеджмента инновации;

- определение приемов управления инновацией;

- разработка программы управления инновацией;

- организация работ по выполнению программы;

- контроль за выполнением намеченной программы;

- анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Главным звеном инновационной политики являются научно-исследовательские подразделения, а именно, научно-исследовательская лаборатория.

В процессе организации инновационной деятельности в первую очередь, определяется цель управления данным новым продуктом или операцией.

Целью инновационной деятельности может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок. Важными этапами организации инновационной деятельности являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Можно сделать следующие выводы:

Применение на практике предложенных мероприятий позволит предприятию увеличить прибыльность своей инновационной деятельности.

1. Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

2. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

3. Выделяют следующие основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.

4. Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

5. При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

 

 

 

 

Список литературы

1. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2007.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Информация о работе Иновационаая детельность на предприятии