Иновационаая детельность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций.
Объектом работы является предприятие, как хозяйствующий субъект.
Предметом - инновационная деятельность.

Оглавление

Введение……………….………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………….. ……………………………………………..4
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности……………4
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии…………………...6
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………………………...10
2. Анализ организации инновационной деятельности……………………...……...14
2.1 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»…14
2.2 Анализ инновационной деятельности…………………………………..……….18
2.3 Повышение эффективности организации инновационной деятельности…….21
Заключение…...……………………………………………………………………….23
Список литературы……..…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

- адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

- ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

- запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

- поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-й этап: внедрение на рынок.

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

 

1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности

Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды деятельности по разработке, освоению и производству, а также реализации инноваций.

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами.

Поэтому чтобы определить экономическую эффективность организации инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

- затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

- выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

- стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

- среднесписочную численность персонала и т.д.

Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV.

Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.

Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности организации инновационной деятельности:

Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

где Тр - расчетный год; Рt - результат в t-й год; Зt - инновационные затраты в t-й год; t - коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Индекс рентабельности инноваций Jr.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

Где JR - индекс рентабельности; Дj - доход в периоде j; Kt - размер инвестиций в инновации в периоде t.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 - неэффективен.

Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к

расчетному моменту времени.

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

В рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства.

Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ инновационной деятельности

2.1 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»

Открытое акционерное общество "Гродненская мебельная фабрика" является производителем корпусной мебели для оформления интерьера квартир и офисов. Предприятие имеет 65-летнию историю своего развития. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый ассортимент мебели на международной выставке "Мебель - 2004" в г. Ростов (Россия) ОАО "Гродненская мебельная фабрика" удостоено "Диплома III степени".

Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели

Наименование

ед. изм.

2008

2009

2010 (план)

Товарная продукция в сопост. ценах

тыс. руб.

4 742 000

5 325 000

5 700 000

Темп роста товарной продукции в сопост. ценах

%

94

104

107

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

1 090 100

1 150 000

1 240 000

Себестоимость товарной продукции

тыс. руб.

4 700 000

5 210 000

5 520 000

Рентабельность реализованной продукции

%

1,5

0,2

8,0

Прибыль балансовая

тыс. руб.

10 000

20 000

150 000

Затраты на инновации

тыс. руб.

98 000

126 000

257 000

Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции

%

2,09%

2,42%

4,66%

Как видно из табл. 2.1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит более, чем оптимистично.

Но рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Здесь очень важно посмотреть структуру этих инвестиций и их эффективность (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Мероприятия плана технического и организационного развития в 2010 г.

Наименование

Ед. изм.

Срок выполнения

Объем внедрения

Сметная стоимость, т.р.

Эффектив-нось, тыс. руб. (у.у.т)*

Доля в общих расходах на инновации, %

1

2

3

4

5

6

7

1. Создание, освоение новых видов продукции и повышение ее качества

 

 

2300

36000

78400

14,0%

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

1.1 Набор мебели "Агата"

шт

1 кв.

200

4500

20000

 

1.2. Набор мебели новой модели

шт

4 кв.

1000

4500

1500

 

2. Внедрение новой технологии, механизации и автоматизации труда

 

 

-

124200

у.у.т

48,3%

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

Автопогрузчик ДВ-1792

шт

1-2 кв

1

35000

у.у.т.

 

3. Совершентствование организации труда

-

 

 

8700

у.у.т

3,4%

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

3.1 Обеспечить тепловой режим на участке раскроя поролона

-

1 кв.

1

4000

у.у.т.

 

4. Экономия материалов, сырья, топлива, энергии

 

 

 

88400

262

34,4%

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

4.1 Установка нового котла меньшей мощности ДСЕ 2.5-14

шт

2-3 кв

1

58000

103

 

4.2. Обеспечение максимального возврата конденсата

-

2-4 кв

 

5000

46

 

ИТОГО

257300

100311

100%

 

 

 

Информация о работе Иновационаая детельность на предприятии