Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:40, статья
В научных источниках встречаются понятия «инновационный потенциал», «инновационная восприимчивость», «научный потенциал». Однако трактовки данных понятий, на взгляд автора, являются неоднозначными, неполными, а в ряде случаев весьма противоречивыми, в литературе не существует единой концепции понятия *«инновационный потенциал» Подобные проблемы возникают, например, и с термином «инновации».
Инновационная восприимчивость предприятия
В научных источниках
встречаются понятия «
Трактовка термина «инновационный потенциал» различна. И, как следствие, отсутствует единый подход к анализу инновационного потенциала и его структуры. Инновационный потенциал -- есть характеристика плотности потока нововведений, эффективности корпоративных HHQKP, скорости доведения новшеств до рынка, уровня технологического лидерства (или возможности следования за отраслевым или продуктовым лидером), обуславливающая «синергию» инновационной деятельности разных структурных подразделений'[2]. Инновационный потенциал -- это совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенной для реализации нововведений [3]. Инновационным потенциалом называют предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура) [4]. Инновационный потенциал есть стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций [5].
Одни авторы делают
упор на ресурсное обеспечение
Особенности современной
нелинейной интегрированной инновационной
модели -- наличие автономности процесса
научных исследований от основного
пути создания нововведений, выражены
в том, что после возникновения
идеи новшества, продиктованной, например,
потребительским спросом, и анализа
его технологической
Инновационная восприимчивость
трактуется в научной литературе,
как способность создавать и
применять пионерные
Научный потенциал также как и инновационная" восприимчивость является характеристикой предприятия. Некоторые источники [7] именно научный потенциал считают исходной базой для инноваций, а высокий его уровень выделяют как одну из ключевых характеристик фирм-лидеров. Высокий научный потенциал, а значит, наличие в организации достаточного количества научных и высококвалифированных инженерных кадров есть условие для генерации или воспроизведения новации.
Логичным является выделение двух процессов -- процесса освоения новации в производстве и процесса создания новации, а значит и разделение понятий инновативность (инновационная восприимчивость) предприятия и научный потенциал предприятия как составных частей понятия инновационный потенциал. Первое трактуется, как способность применить новшество, второе -- как создать новацию.
Инновационная восприимчивость или инновативность фирмы зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив на предприятии является и информационный аспект, то есть место взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия решений на предприятии. Важную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений; состоянием финансово-экономической системы; социально-экономическим и политическими факторами; наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государства; позиционированием предприятия в отрасли; характеристики самой отрасли; развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения предприятия.
Таким образом, инновационная
восприимчивость есть составная
часть инновационного потенциала, отражающая
способность предприятия
Научный потенциал предприятия -- также составная часть инновационного потенциала, отражающая возможность генерации, разработки новшеств для собственных нужд предприятия л. поставки на рынок. Научный потенциал -- есть характеристика предприятия, напрямую зависящая от внутренних факторов. Среди которых выделяются кадровый, технический факторы, а также социально-психологический климат в коллективе, его структурный и социокультурный потенциал, финансирование НИОКР на предприятии.
Инновационная восприимчивость и научный потенциал фирмы не исчерпывают перечень структурных составляющих инновационного потенциала. Непременными свойствами инноваций является их, рыночная востребованность. Следовательно, инновации должны обладать не только новизной как ко всему обществу, так и по отношению к конкретной организации, но и удовлетворять рыночному спросу, т.е. обладать рыночным потенциалом как показателем эффективности работы предприятия, реализации его инновационного потенциала.
Наряду с инновативностью и научным потенциалом, можно выделить еще одну составляющую инновационного потенциала, отражающую связь с рынком, востребованность новации на рынке, уровнем рыночного потенциала инновации. Схема структурных составляющих инновационного потенциала представлена на рисунке.
Коммерческий успех
инновации определяется двумя основными
факторами: возможностью внедрения
инновационной идеи в производство
и тиражирования нового продукта
в необходимых масштабах; соответствием
новинки потребностям участников рынка.
Возможность внедрения и
Анализ инновационного
потенциала каждого предприятия
должен зависеть от соотношения основных
составляющих и включать исследование
таких факторов, как: наличие ресурсов
для инновационной
Не менее важным является анализ научного потенциала: концентрация в фирме знаний и навыков научного и инженерного персонала, наличие специалистов по маркетингу, а также сосредоточение технологических компетенций в хозяйственных подразделениях.
Величина инновационного
потенциала оказывает влияние на
оценку инвестиционной эффективности
инновационных проектов на существующих
предприятиях, планирование стартового
капитала предприятия, в том числе
на обоснование потребных
Таким образом, можно предложить следующий вариант определения термина «инновационный потенциал», отражающий его структурные составляющие. Инновационный потенциал -- это характеристика предприятия, выявляемая в результате инновационного аудита, отражающая обеспеченность предприятия научными кадрами и высококвалифицированными специалистами (научный потенциал предприятия), восприимчивость предприятия к инновациям из вне и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре (инновативность), рыночный потенциал которых удовлетворяет собственника предприятия.
Понятие «инновация»
впервые появилось в
Понятие «инновация». Австрийский экономист И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (1911 г.) ввел в научный оборот термин «инновация» и впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации), дав полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1. Использование
новой техники,
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в
организации производства и
5. Появление новых рынков сбыта.
Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией он понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития» [8]. Й. Шумпетер определяет содержание и место экономической инновации в рамках производственной функции. Он отмечает, что «производственная функция... описывает количественное изменение продукта и воздействующих на него факторов. Если вместо суммы факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» [8].
Определение Й. Шумпетера не является исчерпывающим. В экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует множество трактовок понятия инновация, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Зачастую авторы вкладывают в понятие «инновация» разный смысл.
Б. Твисс рассматривает инновацию как процесс передачи научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности» [7].
Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. В нем «инновация» (innovation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки» [9].
Довольно емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В. А. Макаренко: «Инновация (англ. innovation -- нововведение, новшество; от лат. innovatio -- возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколении техники и технологии;
2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижении научно-технического прогресса;
3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании -- новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии» [10].
По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», инновация -- конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [11].
Информация о работе Инновационная восприимчивость предприятия