Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:40, статья
В научных источниках встречаются понятия «инновационный потенциал», «инновационная восприимчивость», «научный потенциал». Однако трактовки данных понятий, на взгляд автора, являются неоднозначными, неполными, а в ряде случаев весьма противоречивыми, в литературе не существует единой концепции понятия *«инновационный потенциал» Подобные проблемы возникают, например, и с термином «инновации».
Анализ определений
позволяет сделать вывод о
наличии нескольких подходов к определению
сущности инновация. Наиболее распространенными
являются две точки зрения. Первая
-- заключается в понимании
Автор придерживается второй точки зрения, считая, что подход к инновации как к процессу заменяет определение инновации понятием «инновационный процесс». Следует отметить, что эти явления не тождественны и между ними есть различия. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Латинское слово innovation (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения -- инновация, нововведение, новшество. Поэтому некоторые авторы, такие как А.И. Пригожий, Н.Л. Маренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. Но между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить.
Новшество -- это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов и т. д. [12]. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Изучение различных трактовок понятия «инновация» позволяет сформулировать некоторые выводы. Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.
Во-вторых, инновация всегда успешна. Эффект, который должна обеспечивать инновация может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим.
Авторы работы, посвященной инновациям, выразили это в виде формулы [13]:
Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность.
Эффективность новшества выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. В связи с этим в экономической литературе появляется термин «инновационная рента». «Если рента определена как «доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично», то инновационная рента предполагает наличие дохода от внедрения новшеств, недоступных для других организаций» [13].
В-третьих, основными
свойствами инновации являются: научно-техническая
новизна, производственная применимость
и коммерческая реализуемость. Все
три свойства в равной мере важны
для определения и
В последнее время многие отечественные экономисты (Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева, К.А. Багриновский, К.А. Бармута и др.) придерживаются определения инновации, которое базируется на международных стандартах. Рекомендации по этим стандартам были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло» [14].
Они разработаны
применительно только к технологическим
инновациям и охватывают новые продукты
и процессы, а также их значительные
технологические изменения. В соответствии
с международными стандартами инновация
определяется как конечный результат
инновационной деятельности, получивший
воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового
или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе
к социальным услугам. Это же определение
использовалось и в официальном
государственном документе «
На взгляд автора, базовое определение инновации, которое бы учитывало все существующие расхождения, вышеперечисленные недостатки и особенности, должно отвечать некоторым требованиям:
1. Необходимо разграничить
понятие «инновация» и «
2. Понятие «инновация»
не должно включать этапы
3. Обязательным условием инновации является эффективность.
4. Непременными
свойствами любой инновации
Классификация инноваций.
В настоящее время в
Одним из условий инновации является практическое применение. С учетом сферы деятельности, в которой внедряются инновации, существуют:
1. Технологические инновации.
2. Экономические инновации.
3. Организационно-управленческие инновации.
4. Социальные инновации.
Технологическими инновациями
Существуют две основные группы технологических инноваций:
¦ продуктовые инновации (product innovation) -- это инновации, позволяющие создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования;
* процессные инновации (process innovation) -- это инновации, позволяющие использовать новые технологические процессы для производства как традиционных (стандартных), так и нетрадиционных товаров.
Технологические инновации имеют важное экономическое значение, так как приводят к замещению одних факторов производства другими: сначала рабочей силы капиталом, затем капитала -- знаниями. Как уже было отмечено, специфическим содержанием инновации являются изменения. Г. Менш разделил технологические инновации, но уровню новизны на базисные, улучшающие и псевдоинновации. Цель данной классификации -- оценка значимости инновации. Понятие новизны может относиться к продукту или технологическом процессу в целом (в случае его абсолютной новизны) либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.
Базисные инновации
относятся к принципиально
Обязательным условием инновации является эффективность. В зависимости от эффективности инновации бывают: экономические, экологические, социальные.
Экологические инноваций
проявляются в более
Приведенные классификации свидетельствуют о том, что инновации многообразны и различны по своему характеру, области и способу использования.
Литература
1. К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.
2. К. А. Бармута. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий//Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2006.
3. И. В. Бойко. Технологический рывок: до или после экономического роста? (Опыт зарубежных стран для России). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
4. К. Г. Галстян. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
5. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика. 2005.
6. А. И. Пригожи». Нововведения: стимулы и препятствия (со-цнальныне проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
7. Б. Гансе Управление научно-техническими нововведениями Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
8. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.'
9. Бизнес: Оксфордским толковый словарь. Англ.-русс к. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995.
10. Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Краткий словарь современных понятий и терминов: 3-е изд., дораб., и доп. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000.
11. Постановление
Правительства Российской
12. Р. А Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник л-пя вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
13. А. Е. Яковлев,
А. В. Плеханов. Научно-технический
прогресс и инновации в
14. OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.
Информация о работе Инновационная восприимчивость предприятия