Инновационная восприимчивость предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:40, статья

Краткое описание

В научных источниках встречаются понятия «инновационный потенциал», «инновационная восприимчивость», «научный потенциал». Однако трактовки данных понятий, на взгляд автора, являются неоднозначными, неполными, а в ряде случаев весьма противоречивыми, в литературе не существует единой концепции понятия *«инновационный потенциал» Подобные проблемы возникают, например, и с термином «инновации».

Файлы: 1 файл

Инновационная восприимчивость предприятия.docx

— 27.69 Кб (Скачать)

Анализ определений  позволяет сделать вывод о  наличии нескольких подходов к определению  сущности инновация. Наиболее распространенными  являются две точки зрения. Первая -- заключается в понимании инновации  как динамического процесса введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих устаревших. Этой точки зрения придерживаются Б. Твисс, Б. Санто, Ф. Никсон, К.Г. Галстян и др. Во втором случае инновация является статическим результатом творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д. Сторонниками этого подхода являются такие ученые, как Р.А. Фатхутдинов, А.М. Медынский, А.Е. Яковлев, А.В. Плеханов и др.

Автор придерживается второй точки зрения, считая, что  подход к инновации как к процессу заменяет определение инновации  понятием «инновационный процесс». Следует  отметить, что эти явления не тождественны и между ними есть различия. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций.

Латинское слово  innovation (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения -- инновация, нововведение, новшество. Поэтому некоторые авторы, такие как А.И. Пригожий, Н.Л. Маренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. Но между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить.

Новшество -- это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов и т. д. [12]. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Изучение различных  трактовок понятия «инновация»  позволяет сформулировать некоторые  выводы. Во-первых, специфическим содержанием  инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или  технологии.

Во-вторых, инновация  всегда успешна. Эффект, который должна обеспечивать инновация может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим.

Авторы работы, посвященной инновациям, выразили это  в виде формулы [13]:

Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность.

Эффективность новшества  выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. В связи с этим в экономической литературе появляется термин «инновационная рента». «Если рента определена как «доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично», то инновационная рента предполагает наличие дохода от внедрения новшеств, недоступных для других организаций» [13].

В-третьих, основными  свойствами инновации являются: научно-техническая  новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все  три свойства в равной мере важны  для определения и существования  категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации выступает  как потенциальное свойство, без  которого она становится простым  новшеством.

В последнее время  многие отечественные экономисты (Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева, К.А. Багриновский, К.А. Бармута и др.) придерживаются определения инновации, которое базируется на международных стандартах. Рекомендации по этим стандартам были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло» [14].

Они разработаны  применительно только к технологическим  инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Это же определение  использовалось и в официальном  государственном документе «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».

На взгляд автора, базовое определение инновации, которое бы учитывало все существующие расхождения, вышеперечисленные недостатки и особенности, должно отвечать некоторым  требованиям:

1. Необходимо разграничить  понятие «инновация» и «новшество».

2. Понятие «инновация»  не должно включать этапы разработки, создания и внедрения инновации,  которые относятся к понятию  «инновационный процесс».

3. Обязательным  условием инновации является  эффективность.

4. Непременными  свойствами любой инновации являются: научно-техническая новизна, производственная  применимость, коммерческая реализуемость.

Классификация инноваций. В настоящее время в экономической  литературе существует большое количество вариантов классификаций, в основу которых заложены различные классификационные  признаки, отражающие точки зрения отдельных авторов. Свои классификации инноваций предлагают такие экономисты как А.И. Пригожий, М. Хучек, П.Н. Завлин, Р.А. Фатхутдинов и др. Сложность проблемы состоит в том, что как отмечал И. Шумпетер: «...количество новшеств при любом состоянии экономики практически безгранично...». Рассмотрим основные классификации с позиций нашего исследования.

Одним из условий  инновации является практическое применение. С учетом сферы деятельности, в  которой внедряются инновации, существуют:

1. Технологические  инновации.

2. Экономические  инновации.

3. Организационно-управленческие  инновации.

4. Социальные инновации.  Технологическими инновациями называют  применение высоких (upstream) научных знаний в практической (downstream) деятельности в целях развития нового технологического процесса, создания нового товара или улучшения дизайна товара. В российской литературе приводится следующее определение: «технологические нововведения -- совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования» [3].

Существуют две  основные группы технологических инноваций:

¦ продуктовые инновации (product innovation) -- это инновации, позволяющие создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования;

* процессные инновации  (process innovation) -- это инновации, позволяющие использовать новые технологические процессы для производства как традиционных (стандартных), так и нетрадиционных товаров.

Технологические инновации  имеют важное экономическое значение, так как приводят к замещению  одних факторов производства другими: сначала рабочей силы капиталом, затем капитала -- знаниями. Как уже было отмечено, специфическим содержанием инновации являются изменения. Г. Менш разделил технологические инновации, но уровню новизны на базисные, улучшающие и псевдоинновации. Цель данной классификации -- оценка значимости инновации. Понятие новизны может относиться к продукту или технологическом процессу в целом (в случае его абсолютной новизны) либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.

Базисные инновации  относятся к принципиально новым  продуктам, направлены на освоение новых  поколений техники (технологии) и  технологических укладов. Улучшающие инновации касаются значительного  усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и  дифференциации поколений техники  и укладов с учетом специфических  требований разных сфер их применения. Под псевдоинновацией понимается несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.д.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия. Такие инновации служат продлению срока жизни устаревших поколений техники (технологии), когда их потенциал в основном уже исчерпан.

Обязательным условием инновации является эффективность. В зависимости от эффективности  инновации бывают: экономические, экологические, социальные.

Экологические инноваций  проявляются в более эффективных  способах использования природных  ресурсов и уменьшения вредного воздействия  на окружающую среду. Экономические  инновации вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного  механизмов и способствующих повышению  эффективности воспроизводства. Социальные инновации затрагивают науку, культуру, образование и идеологию.

Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что инновации  многообразны и различны по своему характеру, области и способу  использования.

Литература

1. К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.

2. К. А. Бармута. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий//Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2006.

3. И. В. Бойко.  Технологический рывок: до или  после экономического роста? (Опыт  зарубежных стран для России). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

4. К. Г. Галстян. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

5. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика. 2005.

6. А. И. Пригожи». Нововведения: стимулы и препятствия  (со-цнальныне проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.

7. Б. Гансе Управление научно-техническими нововведениями Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.

8. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.'

9. Бизнес: Оксфордским толковый словарь. Англ.-русс к. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995.

10. Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Краткий словарь современных понятий и терминов: 3-е изд., дораб., и доп. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000.

11. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 24 июня 1998 г. № 832 «О концепции  инновационной политики Российской  Федерации на 1998-2000 гг.»//О науке  и инновациях. Основные нормативные  акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.

12. Р. А Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник л-пя вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

13. А. Е. Яковлев,  А. В. Плеханов. Научно-технический  прогресс и инновации в современной  экономике: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.

14. OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.


Информация о работе Инновационная восприимчивость предприятия