Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и
экономики.
Введение.......................................................................2
1. Общая оценка нововведения в организации.....................................4
1.1 Механизм оценки нововведения...............................................4
1.2 Социальная важность научных нововведений...................................9
1.3 Источники финансирования НТП...............................................9
2. Эффективность нововведений.................................................11
2.1Эффективность использования инноваций......................................11
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.................. 13
2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность....................... 13
3. Разработка программы по поддержке нововведений.............................16
3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них.............................16
3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений...........................19
Заключение....................................................................21
Библиографический список......................................................25
приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного вида,
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных
компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в
сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий
резкие изменения бизнес.
Для российской экономики венчурное предпринимательство привлекательно. Успехи
рискового предпринимательства в разработке, научно-технических новшеств
заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного
комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние
рисковые проекты, или внутренние венчуры.
Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или
изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное
значение.
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Целью
технопарков является стимулирование малого инновационного
предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, цель которых —
реализация любого сулящего прибыль проекта.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют
потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они
действуют на этапах роста выпуска продукции и одновоеменно на стадии
падения изобретательской активности. В сфере крупного стандартного бизнеса
действуют фирмы-виоленты.Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой"
стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения
технологии.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.
Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной
постановке продукции на производство, о степени технологической особенности
изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно
требованиям специфических потребностей.
3.2.
Приоритет государства
в поддержке нововведений
Но главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою
очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к.
именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.
Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки
нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности,
связанной с инновациями, государством.
Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер.
Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений.
Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и
постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных
средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к
уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от
основных их заказчиков— промышленных предприятий и объединений.
«Сокращательные»
тенденции затронули также
организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.
Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они
используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в
оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных
организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в
академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что
падение спроса на
научно-техническую продукцию
рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных
организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ
функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных
организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая
оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных
структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит
драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной
экономики научно-технической сферы, более приспособленной к реализации задачи
по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные
условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период
возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением
использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР,
является покупка акций и облигаций акционерных общестс и предприятий, ценных
бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов), а
также открытие срочных депозитных счетов в коммерческом банке под проценты,
оговариваемые в кредитном договоре.
Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической
сферы являются прибыльно направленные организации.
Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и
т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо
активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-
технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий.
Применяются и другие льготы для стимулирования научно-исследовательской
деятельности компаний, причем их состав и размер постоянно уточняется. Так, в
80-е годы в США, Франции, Японии, Канаде введена новая специальная налоговая
скидка.
В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы
финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная
государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на
непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных
организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство;
во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании, а также методы
экономического
регулирования участия
предприятий в создании научно-технической проекции.
Заключение
Выбор темы, обозначенной в названии работы, обусловлен прежде всего ее
актуальностью. Исходя из проведенного анализа данной проблемы, был сделан ряд
выводов. Они, как и сама сущность вопроса дуалистичны. С одной стороны, это
подробное рассмотрение сущности, функций, социальной зничамости и
эффективности инноваций, а с другой стороны – влияние нововведений не только
на общество, но и на природу, на экологическое состяние окружающей среды.
В предлагаемой работе был рассмотрен механизм взаимодействия нововведений и
экономики, экономики и общества, экономики и природы.
В работе были даны определения основным понятиям и терминам, таким как
«инновация», «инновационная деятельность», «экономическая социология»,
«экологический менеджмент», «природопользование» и т.п. Была предпринята
попытка поиска новых путей развития экономики в контексте ее экологизации.
Ведь именно в современной обстановке в решении проблемы экологизации
производства реализуются в основном технические и технологические
возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния
окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако, их недостаточно для
решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема в целом может быть
решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и
экологических процессов, который дает возможность не только совершенствовать
систему мероприятий по обезвреживанию производственных отходов, но и
управлять самим
процессом возникновения
отраслевой и территориальной структурой.
Однако до сих пор основное внимание в деле охраны окружающей среды уделяется
рационализации самих природоохранных мероприятий.
Критерии структурной перестройки хозяйства, наряду с экономическими
интересами, должны отвечать цели сохранения окружающей природной среды.
При решении задачи выхода на устойчивое развитие необходим такой уровень
абстракции, когда мы рассматриваем все народное хозяйство в целом, всю
страну, и необходимо определить, как развиваться хозяйственным звеньям, чтобы
добиться заданных
социально-экономических
антропогенную нагрузку на окружающую среду. Если не учесть экологический
фактор на макроуровне экономического анализа, то это не позволит рещить
задачи рационализации
природоохранных мероприятий
загрязнения.
Роль комплексного, эколого-экономического подхода к пробле охраны окружающей
среды велика eще потому, что практически в России нет единого органа,
контролирующего и финансирующего природоохранную деятельность и
координирующего деятельность разных министерств и ведомств по охране
окружающей среды.
Решение поставленной задачи требует обращения ко всем уровням экономической
системы - от уровня предприятия, на котором возникают загрязнения, до
макроуровня, распределяющего государственные экономические ресурсы. Кроме
того, цель сохранения окружающей природной среды предполагает анализ самих
природных процессов, происходящих при экологических нарушениях и охране
окружающей среды. Необходимость исследования двух совершенно разных по своей
природе блоков - экономического и экологического составляет основную
трудность анализа и расчета экономического ущерба от негативного воздействия
на экологию.
В работе были рассмотрены методологические принципы включения охраны
окружающей среды в систему экономического анализа и разработка методов и
моделей согласования развития производства и природоохранной деятельности.
Исходя из этого, окружающая среда была рассмотрена как новый специфический
объект экономического анализа.
Любые исследования подобного характера в первую очередь предполагают