Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:48, реферат
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Введение
Инновационный процесс как фактор антикризисного управления и средство повышения антикризисной устойчивости
Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении
Государственная инновационная стратегия антикризисного развития
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Для изучения данной темы, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация» и «Антикризисное управление»?
Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Термин
«Антикризисное управление» возник
сравнительно недавно. Считается, что
причина его появления
Современный
этап становления рыночной экономики
России требует создания системы
инновационной политики. Под государственной
инновационной политикой
Государственная
инновационная политика должна создать
необходимые и достаточные
Любая
социально-экономическая
Особенно
актуальна эта проблема для экономики
нашей страны, переживающей переход
к рыночным отношениям. Сложившаяся
в настоящее время ситуация в
российской экономике характеризуется
общим спадом производства и конкурентоспособности
продукции, снижением заинтересованности
большинства
Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач повышения антикризисной устойчивости.
Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успехом, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э.Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:
Реализация
отмеченных принципов напрямую связана
с формированием эффективной
системы инновационного управления
предприятием, позволяющей ему
Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:
Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «нововведение».
Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства».
В начальной фазе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводятся фундаментальные теоретические исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е. полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, в развитых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИР уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость которого оценить весьма сложно.
Основными целями фазы технологического освоения производства являются его подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий. Здесь осуществляется непосредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависят темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массового производства новых продуктов.
На фазе стабилизации объемов производства происходит тиражирование новых продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий заданного качества и количества.
Последняя
фаза жизненного цикла продукции
демонстрирует стадию, когда рынок
достигает насыщения, происходит снижение
объемов продаж и дальнейшее обеспечение
спроса на продукцию возможно благодаря
применению новых технических или
технологических решений с
Инновационный
процесс, являясь частью жизненного
цикла продукции, включает различные
стадии – начиная от исследования
и разработки новой технической
идеи, технологии и кончая доведением
ее до промышленного внедрения, получения
нового продукта и его коммерциализации.
Заключительный этап инновационного процесса,
связанный с освоением
Для
уменьшения риска и обеспечения
успеха предприятие должно интегрировать
различные этапы инновационного
процесса в единую цепь, каждое звено
которой выполняет важную задачу
в достижении общей цели – получения
нововведения, а затем нового изделия
или технологии. Здесь особую важность
приобретает стыковка звеньев, обеспечивающая
непрерывность, гибкость всего процесса,
когда результат
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции.
Началом процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели. Инновационная цель предприятия представляет собой желаемый результат его деятельности, который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения инновационного потенциала предприятия. Инновационная цель зарождается на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов или программ.
Инновационная
деятельность связана с привлечением
различных ресурсов, основными из
которых являются инвестиции и затраты
времени на НИОКР и технологическое
освоение масштабного производства
новой продукции, особая роль здесь
принадлежит управленческому
Процесс
формирования эффективной системы
инновационного управления зависит
от уровня инновационного потенциала
предприятия – его возможности
в достижении поставленных инновационных
целей. Реализация этих целей в глобальных
масштабах выступает как
Чем
выше уровень инновационного потенциала
предприятия, тем успешнее оно избегает
возможных кризисных ситуаций. Инновационный
потенциал предприятия
Информация о работе Инновации как средство повышения антикризисной устойчивости