Антикризисная устойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

Оглавление

Введение…………………………………………………..…………3
1. Понятие антикризисной устойчивости..……..……………..6
2. Механизмы повышения антикризисной устойчивости…....9
3. Инновации повышения антикризисной устойчивости.. ….13
Заключение…………………………………………………………15
Список используемой литературы…………..…………………..16

Файлы: 1 файл

Антикризисная устойчивость.docx

— 47.48 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

“Северный (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова”

филиал в  г. Коряжма Архангельской области

 

гуманитарно-экономический  факультет

кафедра менеджмента

 

 

Реферат на тему:

Антикризисная устойчивость

 

Выполнил:

                                                         Трудов Д.Л..

            студент 5 курса, 

                                                   Гуманитарно-экономического факультета,

                                                    специальность «Менеджмент организации»

                                                         группа 51.2

                                                                 

                    Научный руководитель:

                                                         Альхимович И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коряжма

2012 г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………..…………3

  1. Понятие антикризисной устойчивости..……..……………..6
  2. Механизмы повышения антикризисной устойчивости…....9
  3. Инновации повышения антикризисной устойчивости.. ….13

Заключение…………………………………………………………15

Список  используемой литературы…………..…………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход российской экономики на рыночные отношения  объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Рыночная  реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления  деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления,  превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности. 

В течение  последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить, что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально», кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой, достаточно крупный,  субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют прежде всего определение понятия   банкротства,  глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления,  связь антикризисного управления и банкротства, причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного  результата кризисных процессов на предприятиях, формулирование адекватных процедур и управленческих решений.

Термин  «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать  многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния российской экономики, совокупность внутренних и внешних воздействий. Расплывчатость и многозначность самого термина «антикризисное управление», его разночтение порождает теоретическую неопределенность  и трудность применения для обоснования любых рекомендаций по выводу предприятий из кризисного состояния.

Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует  о том, что в  целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в  практическом отношении и требует  серьезнейшей проработки в методическом плане. В период системной трансформации  в России эта проблема  стала  практически ключевой, определяющей реальное выживание производственного  сектора нашей экономики. В связи  с этим изучение особенностей антикризисного управления в России в современных  условиях не только актуально, но и  жизненно важно для выживания  и функционирования  предприятий и организаций. 

Проблема  применения антикризисного управления рассматривается в публикациях ряда российских и зарубежных авторов. В этих публикациях наибольший интерес представляют работы, посвященные  опыту введения антикризисного управления с целью повышения эффективности функционирования рыночной экономики в условиях переходного периода, переживаемого российским социумом.

В работах  последних лет пристальное внимание уделялось  проблемам антикризисного управления предприятиями, вопросам проведения процедурах банкротства, анализу обстоятельств  и условий, приводящих предприятие на грань банкротства, исследованию роли и значения управленческого персонала в создании и преодолении кризисных ситуаций. Представляют интерес исследования ряда российских авторов, в которых дан анализ кризиса российской экономики в 90-е годы и обозначены конкретные пути выхода из кризиса, включая, в качестве мер первостепенной важности, меры совершенствования системы управления экономическими процессами. В них сделан вывод о том, что упущения в развитии системы управления экономикой оказали крайне  негативное влияние на развитие рыночных отношений в России.

Однако  в научной литературе не просматривается  системный подход к изучению всего  комплекса теоретических, методологических и практических проблем, решение которых позволит радикально изменить положение в определении объектов применения антикризисного управления, а также в определении форм и методов (инструментария) антикризисного управления, уместных в том или ином конкретном случае. Не разработаны и конкретные рекомендации по осуществлению антикризисного управления предприятием, независимо от того, к какой отрасли оно относится и какими размерами и производственным потенциалом обладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие антикризисной устойчивости

 

Залогом выживаемости и основой стабильности предприятия служит его антикризисная  устойчивость. Она отражает такое  состояние финансовых ресурсов, при  котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами и эффективно используя их, способно обеспечивать бесперебойный процесс производства, реализации продукции и услуг, а также затраты по его расширению и обновлению.

Недостаточная антикризисная устойчивость может  привести к неплатежеспособности предприятия, к отсутствию у него денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, а при усугублении финансового состояния - к банкротству. Поэтому определение границ антикризисной устойчивости предприятия, их соблюдение являются одними из важнейших задач в условиях свободного рынка.

В таблице 1 приведен перечень основных показателей  антикризисной устойчивости (он может  быть дополнен в зависимости от специфики  деятельности предприятия).

ТАБЛИЦА 1

Границы антикризисной устойчивости предприятия

Показатель

Зона

безопасности

опасности

Рентабельность капитала, %

> 15

< 5

Коэффициент текущей ликвидности

1-2

< 1

Доля заемного капитала в активах, %

0,2-0,6

> 0,7

Качество продукции

Мировой уровень

Республиканский

уровень

Уровень диверсификации производства

(доля основной продукции), %

30-40

>60

Износ основного оборудования, %

30-40

> 50

Доля оборудования, соответствующая

уровню промышленно развитых стран, %

40-50

< 20

Объем реализации от выпуска, %

>95

<90

Уровень маркетинга, исследований

Высокий

Низкий

Срок окупаемости инвестиций, лет

<0,5

> 3

Квалификация кадров

Высокая

Низкая


 

Уровень антикризисной устойчивости предприятия  способен снижаться под воздействием факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия).

2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Выделяют  такие внешние факторы возникновения  кризиса, как:

  • социально-экономические - инфляция, нестабильность налоговой системы и регулирующего законодательства, снижение доходов населения, безработица;
  • рыночные - снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютного рынка, рост предложения товаров-субститутов;
  • прочие - политическая нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние  факторы возникновения кризиса:

  • управленческие - высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, плохое управление издержками производства, неудовлетворительная кадровая политика, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности;
  • производственные - необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы;
  • рыночные - низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Борьба  предприятий за выживание в кризисных  условиях потребует взаимосвязи  организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизмы повышения антикризисной устойчивости

 

Цель  повышения антикризисной устойчивости - максимально быстро и радикально снизить неэффективные расходы. Несмотря на то что неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода времени за счет продажи "ненужных" активов, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена (до безопасного уровня) финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо предпринять. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то такое производство следует остановить, чтобы немедленно предупредить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.

На данном этапе, как правило, совершаются  две ошибки. Первая заключается в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит сбыт, хотя и по цене ниже фактической себестоимости. Это достаточно распространенная практика на предприятиях, где существует возможность искажения калькуляции себестоимости отдельных продуктов.

Информация о работе Антикризисная устойчивость