Информационные технологии в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:55, доклад

Краткое описание

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях, наряду с персональным компьютером, в состав технической базы информационной системы могут входить так называемые мэйн-фрэймы (большие ЭВМ), или супер-ЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление

Файлы: 1 файл

ИТ в экономике.docx

— 211.21 Кб (Скачать)

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  В ЭКОНОМИКЕ» 

 

2.1. Понятие и основные  свойства системы

Понятие «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей». Дадим простое интуитивное  определение системы и подсистемы (ниже мы дадим более строгое и  полное определение).

Система – объект, процесс, в котором участвующие элементы связаны некоторыми связями и отношениями.

Можно дать и следующее, более  полное определение системы.

Система – это средство достижения цели или все то, что необходимо для достижения цели (элементы, отношения, структура, работа, ресурсы) в некотором заданном множестве объектов (операционной среде).

Подсистема – часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Любая система состоит  из подсистем, любая из подсистемы любой  системы может быть рассмотрена  сама как система. Например, наука  – система, обеспечивающая получение, проверку, фиксацию (хранение), актуализацию знаний общества. Наука имеет подсистемы: математику, информатику, физику, филологию  и др. Любое знание существует лишь в форме систем (систематизированное  знание), а теория – наиболее развитая система их организации в систему, позволяющая не только описывать, но и объяснять, прогнозировать события, процессы.

Цель – образ несуществующего, но желаемого (с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы) состояния среды, т. е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это – описание, представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы.

Основные социально-экономические  цели общества:

  • экономический рост;
  • полная занятость населения;
  • экономическая эффективность производства;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода производителей и потребителей;
  • справедливое распределение ресурсов и благ;
  • социально-экономическая обеспеченность и защищённость;
  • торговый баланс на рынке;
  • справедливая налоговая политика.

Целенаправленное  поведение системы – поведение системы (т. е. последовательность принимаемых ею состояний), ведущее к цели системы.

Задача – некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче), описание цели, определенной над множеством этих данных и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Пример. Глобальная экономическая задача, с которой сталкивается любое общество, корректное разрешение конфликта между фактически неограниченным человеческим потреблением товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими), которые могут быть актуализированы для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

  1. Что производить (какие товары и услуги)?
  2. Как производить (каким образом и где)?
  3. Для кого производить (для какого покупателя, рынка)?

Описание (спецификация) системы – это описание всех её элементов (подсистем), их взаимосвязей, целей, функций при некоторых ресурсах, т. е. всех допустимых состояний.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения плохо описываемы, формализуемы, то эти задачи называются плохо формализуемыми. Поэтому при решении таких задач приходится рассматривать целый комплекс формализованных задач, с помощью которых можно исследовать эту плохо формализованную задачу. Сложность исследования таких задач – в необходимости учета различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи. Плохо формализуемыми будут, например, задачи восстановления «размытых» текстов, изображений, составления учебного расписания в любом большом вузе, составления «формулы интеллекта», описания функционирования мозга, социума, перевода текстов с одного языка на другой с помощью ЭВМ и др.

Структура – это все то, что вносит порядок во множество объектов, т. е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура студентов на курсе, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза – структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры – структуры живой природы; озеро – структура экологической природы; партия (общественная, политическая) – структура социальной природы; Вселенная – структура как живой, так и неживой природы.

Структуры систем бывают разного  типа [4], разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии  структур систем (см. рис. 2.1 – 2.4).

Примером линейной структуры  является структура станций метро  на одной (не кольцевой) линии. Примером иерархической структуры является структура управления вузом: «Ректор  – Проректора – Деканы – Заведующие кафедрами и подразделениями  – Преподаватели кафедр и сотрудники других подразделений». Пример сетевой  структуры – структура организации  строительно-монтажных работ при  строительстве дома: некоторые работы, например, монтаж стен, благоустройство  территории и др. можно выполнять  параллельно. Пример матричной структуры  – структура работников отдела НИИ, выполняющих работы по одной и  той же теме.

 
Рис. 2.1. Структура линейного типа

 
Рис. 2.2. Структура иерархического (древовидного) типа

 
Рис. 2.3. Структура сетевого типа

 
Рис. 2.4. Структура матричного типа

Кроме указанных основных типов структур, используются и другие, образующиеся с помощью их корректных комбинаций – соединений и вложений.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и  направленных на реализацию разных целей (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Примеры систем

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические  элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение  и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное  обеспечение

Производство профессиональной информации


Любая система имеет внутренние состояния, внутренний механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание) и внешние проявления (внешнее описание). Внутреннее описание даёт информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание – о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем (см. рис. 2.5).

Внутреннее описание системы определяет внешнее описание. Банк образует систему. Внешняя среда банка – система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т. д. Входные воздействия – характеристики (параметры) этой системы. Внутренние состояния системы – характеристики финансового состояния. Выходные воздействия – потоки кредитов, услуг, вложений и т. д. Функции этой системы – банковские операции, например кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно – количественного характера.

 
Рис. 2.5. Структура системы в общем  виде

Основные признаки системы [4]:

  • целостность, связность или относительная независимость от среды и систем (это наиболее существенная количественная характеристика системы); с исчезновением связности исчезает и сама система, хотя элементы системы и даже некоторые связи, отношения между ними могут быть сохранены;
  • наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы (это наиболее существенная качественная характеристика системы); с исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система;
  • возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды, т. е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели;
  • связи с окружающей средой по обмену ресурсами;
  • подчиненность всей организации системы некоторой цели (как это, впрочем, следует из определения системы);
  • эмерджентность (или несводимость) свойств системы к свойствам элементов.

2.2. Понятие информационной  системы

Добавление к понятию  «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений, из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная  система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование  в качестве основного технического средства переработки информации персонального  компьютера. В крупных организациях, наряду с персональным компьютером, в состав технической базы информационной системы могут входить так  называемые мэйн-фрэймы (большие ЭВМ), или супер-ЭВМ. Кроме того, техническое  воплощение информационной системы  само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение  и представление.

Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. В тексте на равноправных началах будут употребляться два слова: «организация» и «фирма».

Необходимо понимать разницу  между компьютерами и информационными  системами. Компьютеры, оснащенные специализированными  программными средствами, являются технической  базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима  без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 2.2.

Первые информационные системы  появились в 50-х гг. прошлого века. В эти годы они были предназначены  для обработки счетов и расчета  зарплаты, а реализовывались на электромеханических  бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Шестидесятые годы знаменуются  изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической  отчетности по многим параметрам. Для  этого организациям требовалось  компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество  функций, а не только обрабатывать счета  и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х – начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего  и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция  использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации  любого профиля. Информационные системы  этого периода, предоставляя вовремя  нужную информацию, помогают организации  достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и  многое другое.

Таблица 2.2

Изменение подхода к использованию  информационных систем

Период времени

Концепция использования  информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных  документов

Информационные системы  обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских  машинах

Повышение скорости обработки  документов. Упрощение процедуры  обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего  звена управления

Выработка наиболее рационального  решения

1980-2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы

Выживание и процветание  фирмы


Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в  виде схемы (см. рис. 2.6).

В настоящее время сложилось  мнение об информационной системе как  о системе, реализованной с помощью  компьютерной техники, хотя в общем  случае информационную систему можно  понимать и в некомпьютерном варианте.

 
Рис. 2.6. Процессы в информационной системе

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности  компьютерной информационной системы  для поддержки принятия решений  следует учитывать:

  • структурированность решаемых управленческих задач;
  • уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
  • принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
  • вид используемой информационной технологии.

Информация о работе Информационные технологии в экономике