Роль информация и информационных технологий в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики.

Файлы: 1 файл

курсач чей-то.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

 

 ПЛАН  КУРСОВОЙ  РАБОТЫ 
     Студентки: Семичевой Анастасии Юрьевны 
     1 Тема курсовой работы: Роль информация и  информационных технологий в современной экономике 
     2 План курсовой работы 
     Введение           с.3 
     Глава 1 Сущность информации и информационных технологий  
     1.1 Информация как экономический ресурс       с. 5 
     1.2 Понятие информационных технологий в экономике    с. 7 
     1.3 Значение информации и информационных технологий в экономике  с. 9 
     Глава 2 Современные информационные технологии: особенности и 
       направления развития. 
     2.1 Классификация информационных технологий (ИТ) в экономике   с.13 
     2.2 Реализация ИТ  в экономике         с.15 
     2.3 Направления и тенденции развития ИТ в мире     с.18 
     Глава 3 Особенности развития информационных технологий в   экономике России 
     3.1 Развитие отрасли ИТ в России       с.21 
     3.2 Информационные технологии в сфере государственных услуг   с.24 
     3.3 Проблемы развития информационных технологий и пути их решения  с.26 
     3.4 Направления развития международного сотрудничества в сфере  информационных технологий         с.29 
     Заключение           с.31  
     Список  литературы          с.33 
     Приложения 
     Студент      _______________(подпись) 
ВВЕДЕНИЕ 
     В течение всей истории развития человеческой цивилизации основным предметом  труда оставались материальные объекты. Экономическая мощь государства  измерялась его материальными ресурсами. В настоящее время ситуация изменяется, добавляются информационные ресурсы. Человечество вступило в новый этап своего развития. Современное общество принято именовать информационным. Это – показатель значимости информации в нашу эпоху, ее новой роли и новых  возможностей.  
     Актуальность  избранной темы заключается в  том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в  целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров  обусловило коренное преобразование отношений  и технологических основ деятельности в сфере экономики. В настоящее  время распространение информации в информационном секторе экономики  невозможно представить без применения новых информационных технологий. Без  них экономика и отдельно взятых предприятий, и целого государства  будет оставаться среди отстающих. Информационная экономика изменила многие аспекты экономической реальности, в том числе, и функцию денег, которые из всеобщего эквивалента  трудозатрат постепенно превратились в средство расчета. Виртуальные  банки и системы оплаты – плод развития информационных технологий. В экономике и бизнесе информационные технологии применяются для обработки, сортировки и агрегирования данных, для организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники, для удовлетворения информационных потребностей, для оперативной связи. 
     Таким образом, развитие компьютерной техники, информационно-коммуникационных технологий, создание и распространение глобальной сети Интернет, действительно, открывают  невиданные ранее возможности для  использования информации. 
     Общая цель работы состоит в определении  значимости развития  информационных технологий (ИТ). 
     Объектом  исследования выступают информация и информационные технологии. При этом предметом исследования является выявление роли информации и ИТ в экономике страны. 
     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 
     – изучить сущность информации и ИТ; 
     – рассмотреть  виды  информационных технологий; 
     – определить современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике; 
     – выявить проблемы развития информационных технологий и перспективы развития ИТ; 
     – сделать выводы по проделанной работе. 
     Данная  курсовая работа основывается на  работах  различных авторов по вопросам развития ИТ, законодательных актах РФ, постановлениях Правительства, периодических  изданиях и электронных ресурсах. 
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  
 

ИНФОРМАЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС      

Экономисты  рассматривают информацию как сведения в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и  обрабатывать для использования  в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его  объектами. Информация позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров  и услуг. Экономическая информация непосредственно связана с управлением  коллективами людей, производством, распределением и потреблением материальных благ и  услуг. Она  включает сведения о составе  трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент (Приложение  1). Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги.) С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование.1 В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях 2. 
     Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "0б информации, информатизации и защите информации" 3. В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Отметим основные из них, которые кардинально отличают информацию от других товаров. 
     1) Информация не исчезает при  потреблении, а может быть использована  многократно. Информационный продукт  сохраняет содержащуюся в нем  информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. 
     2) Информационный продукт со временем  подвергается своеобразному «моральному  износу». Хотя информация и  не изнашивается при употреблении, но она может терять свою  ценность по мере того, как  предоставляемое ею знание перестает  быть актуальным. 
     3) Разным потребителям информационных  товаров и услуг удобны разные  способы предоставления информации, ведь потребление информационного  продукта требует усилий. В этом  проявляется такое свойство информации, как адресованность ее конкретной  группе потребителей. 
     4) Производство информации, в отличие  от производства материальных  товаров, требует значительных  затрат по сравнению с затратами  на тиражирование. Копирование  того или иного информационного  продукта обходится, как правило,  намного дешевле его производства. Это свойство информационного  продукта - трудность производства  и относительная простота тиражирования  - создает, в частности, немало  проблем в связи с определением  прав собственности в рамках  сферы информационной деятельности. 
     Информация  как экономический ресурс используется в различных направлениях. Среди  основных направлений следует выделить следующие:  
     – коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);  
     – воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них. 4 
     Таким образом, информация с экономической  точки зрения – это стратегический ресурс, один из основных ресурсов роста  производительности предприятия. Информация - основа маневра предпринимателя  с веществом и энергией, поскольку  именно информация позволяет устанавливать  стратегические цели и задачи предприятия  и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные  управленческие решения; координировать действия различных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.  
     Информация  имеет реальную ценность благодаря  своей структуре. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.  
     Ценность, или полезность, информации состоит  в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив  и помогает правильно оценить  их последствия. Информационные ресурсы  являются продуктом работы информационной системы, так как информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели5.   
 
                                                                                                                                                                                                                                                                        1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ  
 
     Любому  предприятию, фирме, организации в  процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и  эффективными. В сложившихся условиях все более важной становится роль информационных технологий (ИТ). 
     Под информационной технологией следует  понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и  знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями. 
     Цель  применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. К задачам информационной технологии относятся: 
     • сбор данных или первичной информации; 
     • обработка данных и получение  результатов информации; 
     • передача результатов информации пользователю для принятия на ее основе решений. 
     Информационная  технология (ИТ) содержит в себе совокупность методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники (Приложение 2). Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные системы, включающие обработку различных видов информации. Существует разница между понятиями "информационная система” и "информационная технология”.  
     В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на: 
     • обработку данных (например, системы  управления базами данных, электронные  таблицы, алгоритмические языки, системы  программирования и т. д.); 
     • обработку текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т. д.); 
     • обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной  графикой); 
     • обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений); 
     • обработку знаний (экспертные системы).6  
 

ЗНАЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ И ИТ В ЭКОНОМИКЕ     

Процесс информатизации современного общества носит настольно бурный характер, что невозможно назвать ни одну сферу  человеческой деятельности, которую  бы он не затронул самым серьёзным  образом. Переход от индустриального  общества к информационному заставляет совершенно по-новому подходить к  решению задач в различных  отраслях. В том числе, пожалуй, в  первую очередь, это относится ко всему, что связано с современной  экономикой.  
     Наибольший  рост объема информации наблюдается  в промышленности, торговле, финансово-банковской, маркетинговой и сфере оказания различных услуг. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи  с этим, очень важно понимание  не только взаимосвязи развития индустрии  информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени  влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека. Информация как  элемент управления и предмет  управленческого труда должна обеспечить качественное представление о задачах  и состоянии управляемой и  управляющей систем и обеспечить разработку идеальных моделей желаемого  их состояния. 7 
     В настоящее время распространение  информации в информационном секторе  экономики невозможно представить  без применения новых информационных технологий.  
     Уже прошел тот момент времени, когда  новые информационные технологии разрабатывались  в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который  направлен на удовлетворение разнообразных  информационных потребностей широкого круга пользователей. Использование  современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение  к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические  обзоры, законодательные и нормативные  акты и т. д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах  успешного ведения бизнеса. Благодаря  стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время  не только появился открытый доступ к  мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность  построения глобального бизнеса  в сети Интернет. Все более интенсивно в своей деятельности фирмы начинают использовать ресурсы Интернет. Глобальная информационная сеть проникла практически  во все сферы человеческой жизни  и бизнеса. В Интернете формируется  новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и  посредники оказываются объединенными  в торговые сообщества. Интернет можно  рассматривать как новую «среду обитания информационного общества», являющуюся одновременно и важнейшим  глобальным электронным рынком, который  еще молод, но его обороты уже  значительны. Рост популярности Интернета  связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать  практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и  продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать  соглашения и т. д. Настоящий момент развития Интернета связан с лавинообразным развитием электронной коммерции. 
     При внедрении современных информационных технологий в организацию преследуется две взаимосвязанные цели: 
     • сокращение затрат в организации; 
     • увеличение отдачи, повышение производительности. 
     Это достигаются за счет использования  естественной специфики ИТ, которая  проявляется в следующих аспектах. 
     1. Повышение производительности труда. Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют компьютерные системы справочно-нормативной информации, документооборота, корпоративных систем масштаба предприятия – позволяющие менеджерам и служащих осуществлять за короткое время те действия, на которые ещё несколько десятилетий назад требовались дни и недели. 
     2. Увеличение конкурентоспособности бизнеса. Это возможно, например, путем фиксирования информации о еженедельных поставках и возврате продукции от каждого продавца. После этого программа определяет доход от каждого продавца, сравнивает полученный результат, группируя их по сегментам и т. д. После этого определяется оптимальный ассортимент продукции для каждого сегмента, что позволяет увеличить доход дистрибьюторов и розничной торговли. 
     3. Интегрирование финансовой информации. Когда руководитель пытается оценить работу компании, он может столкнуться с разными оценками менеджеров по одной и той же проблеме. Например, финансовый отдел предоставляет свой вариант отчета о доходах, а отдел продаж – свой. Остальные подразделения так же могут показывать свои варианты того, каков их вклад в бизнес. Единая система создает один окончательный вариант отчета, который не может никем оспариваться, поскольку все используют одну информационную систему. 
     4. Быстрое обслуживание заказов. В современных ИТ для предприятий заказ проживает всю свою жизнь – от момента появления и до той минуты, когда товар отгружается клиенту, а бухгалтерия выписывает ему счет. Имея информацию в одной системе, а не «размазанной» по множеству различных приложений, компании легче отслеживать заказ и координировать производство, складирование и отгрузку по всем подразделениям одновременно. 
     5.Стандартизация и ускорение процесса производства. Крупные производственные компании, особенно нацеленные на приобретения и слияния, часто обнаруживают, что многочисленные подразделения компании делают одно и то же, используя разные методы и разные компьютерные системы. Современные информационные технологии основаны на стандартных методах автоматизации определенных шагов и производственного процесса. 
     6. Оптимизация складских запасов. Современные ИТ способствуют тому, что производственный процесс протекает регламентировано (без сбоев), улучшается процесс исполнения заказа внутри компании. Компания теперь может запасать меньше сырья, необходимого для производства продукта, и хранить меньше готовой продукции на складах. 
     7. Стандартизация информации по персоналу. В компаниях с большим количеством различных бизнес-единиц отделы кадров часто не имеют единой унифицированной методики отслеживания рабочего времени персонала и работы с ним. Это положение может исправить системы масштаба предприятия с модулями по управлению персоналом.8 
      В политическом аспекте процессы информатизации позволяют: создать необходимые  условия для доступа широких  слоев населения к информационным ресурсам в целях повышения его  политической, экономической и социальной активности; способствовать реализации процессов гласности и демократизации общества; реализовать мониторинг общественного  мнения населения по основным проблемам  жизнедеятельности; создать условия  согласованного развития округа и муниципальных  образований в его составе  как целостного субъекта Российской Федерации; прогнозировать, выявлять и  разрешать проявления социально-экономической  напряженности. 
     Экономические аспекты информатизации ориентированы  прежде всего на повышение эффективности  общественного производства, использования  природных ресурсов и собственности, улучшение социально-экономических  условий жизни населения. 
     Использование информационных технологий в социальной сфере позволяет: более полно  и своевременно учитывать потребности  населения округа и целенаправленно  реагировать на эти потребности; способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении  общественных благ; способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры; повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые  формы досуга, отдыха и развлечения  населения. 
     Таким образом, информационным технологиям  производственная и непроизводственная деятельность человека поистине безгранично  расширяется. Экономика все в  меньшей степени характеризуется  как производство материальных благ и все в большей – как  создание и распространение информационных продуктов и услуг. Деятельность людей, групп, организаций в большей  степени зависит от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыскание  рациональных решений требует обработки  больших объемов информации, что  подчас невозможно без привлечения  специальных технических средств.  
  
 
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 
     Современные информационные технологии также называют автоматизированными информационными  технологиями (АИТ), подчеркивая роль, которую играют в этих технологиях  средства автоматизации. В автоматизированной информационной технологии (АИТ) предприятия  все экономические факторы и  ресурсы отражаются в единой информационной среде (едином информационном пространстве) в виде совместимых данных. Это  позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как  построение и исследование информационной модели, показывающей, какие изменения  произойдут с ресурсами предприятия  при выполнении тех или иных действий. 
     Современные информационные технологии принято  подразделять на следующие виды: 

Информационная технология обработки данных; 
Информационная технология управления; 
Информационная технология поддержки принятия решений; 
Информационная технология экспертных систем;     

ИТ  в экономике частично включают в  себя что-то от каждого из четырех  перечисленных видов информационных технологий. Поэтому я рассмотрю  вкратце каждый из них, их характеристики и назначение. 
     Информационная  технология обработки данных предназначена  для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников. 
     Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.9 
     Информационная  технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.  
     Как уже отмечалось, понятие информационной технологии не может быть рассмотрено  отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии. Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации  процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации  связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными  технологиями. С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых  разнообразных предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась  возможность использовать информационные технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении  понятия существовавшей до этого  момента традиционной (присущей той  или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную и автоматизированной. Автоматизированная информационная технология (АИТ) включает технические устройства, чаще всего компьютеры, коммуникационную технику, средства организационной техники, программное обеспечение, организационно-методические материалы, персонал, реализующие информационный процесс. АИТ можно классифицировать  

по способу реализации,  
по степени охвата задач управления,  
по классу реализуемых технологических операций,  
по типу пользовательского интерфейса,  
по способу построения сети,  
по обслуживаемым предметным областям и пр.  

  По степени  охвата задач управления различают  следующие АИТ:  

электронная обработка экономических данных; 
автоматизация функций управления; 
поддержка принятия решений;  
электронный офис;  
экспертная поддержка.       

По  классу реализуемых технологических  операций выделяют такие АИТ:  

работа с текстовым редактором;  
работа с табличным процессором;  
работа с СУБД. 
работа с графическими объектами;  
мультимедийные системы;  
гипертекстовые системы.       

По  типу пользовательского интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые.   
     По  способу построения сети бывают АИТ  локальные, многоуровневые, распределенные.   
     По  обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском  учете, в банковской деятельности, в  налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.  
     Развитие  рыночных отношений привело к  появлению новых видов предпринимательской  деятельности и прежде всего к  созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ. 10 
     Повышение требований к оперативности информационного  обмена и управления привело к  созданию систем организационного управления объектами, какими являются, например, банковские, налоговые и другие службы. Наглядно классификация ИТ представлена в Приложении 3,4.  
 
2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ 
     Любому  предприятию, учреждению, организации  в процессе своей деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими потоками информации: международной, экономической, политической, конкурентной, технологической, рыночной, социальной и т. д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует  поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных  областей экономики целенаправленными  и эффективными и здесь важнейшая  роль принадлежит эффективному использованию  современных ИТ. 
     Цель  функционирования информационной технологии - производство с помощью современной  вычислительной техники информации, предназначенной для ее анализа  человеком и принятия на этой основе управленческих решений. 
     В экономике информационные технологии используют при решении профессиональных задач, в том числе связанных  с моделированием и прогнозированием производственных процессов.  
     Современные информационные технологии электронного обслуживания клиентов позволяют автоматизировать многие процессы, связанные с торговлей  и оказанием пользователям различных  видов услуг. Создаваемые для  этого информационные системы автоматизируют процессы поиска нужных позиций в  прайс-листах, позволяют вести архив  документов, составлять бухгалтерскую  отчётность, анализировать спрос  и предложения, выбирать оптимальные  пути доставки товаров и способы  их оплаты, страховки и т.д. Применение информационных технологий корпоративной  электронной торговли ведёт к  снижению издержек, связанных с закупкой, организацией, оформлением, учётом и  доставкой товаров; позволяет предприятиям иметь меньшие материально-технические  запасы и с большей эффективностью реагировать на информацию об изменениях спроса, уменьшая риск затоваривания.  
     Создаются Интернет-магазины или потребительские  аукционы, позволяющие осуществлять розничную торговлю с отдельными потребителями. В них отсутствуют  затраты на аренду и заработную плату  большого штата продавцов. В результате такие магазины устанавливают цены на товары в Интернете ниже, чем  в традиционных “реальных” магазинах. При этом предлагается большой ассортимент  товаров, который не может предложить “реальный” магазин. Интернет-магазин  может быть важным дополнением к  обычным магазинам. 11 
     На  биржах и аукционах используют электронные  информационные системы закупок, проведения тендеров (конкурсов), аукционов и  др. С их помощью появляется возможность  автоматизировать процессы поиска необходимых  партнеров и согласования с ними условий сделки.  
     Интеграция  предприятий в электронный бизнес сочетает в себе систему электронного заказа, автоматизацию процесса закупок  и продвижение товара к конечному  потребителю через собственные  электронные магазины. Такая модель позволяет всем её участникам значительно  сократить накладные расходы  и получить выигрыш во времени. Дополнительная прибыль формируется за счёт экономии, возникающей при: полной автоматизации  документооборота и учёта; оптимизации  управленческой деятельности, товарных, сырьевых и финансовых потоков; повышения  качества коммуникативных процессов  и качества проведения маркетинговых  мероприятий. 
     Современная ИТ в экономике направлена на создание различных видов отчетов: регламентированных и специальных. Они могут иметь  форму суммирующих, сравнительных  и чрезвычайных отчётов. Формироваться  регулярно или по запросу и  т. целью информационной технологии, используемой в экономике и управлении бизнесом, является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников  фирмы, имеющих дело с принятием  решений. Эта технология ориентирована  на работу в среде информационной системы управления. Информационные системы управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных  функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о  прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет  вид регулярных или специальных  управленческих отчетов.  
     Таким образом, необходимость и актуальность автоматизации информационных процессов  в экономике заключается в  следующем:  
      • своевременное информационное обслуживание, стремительно развивающихся товарных и финансовых рынков;  
      • рост потребности в разработках автоматизированных систем обработки информации и управления 
      • дифференцируется и повышается количество и качество информационной продукции; 
      • изменяются взгляды и подходы к оценке роли информации в современном обществе; 
      • повышаются требования к содержанию и формам представления данных;  
      • сокращается время между совершением хозяйственных операций и их информационным отображением, необходимым для принятия решений; 
      • ускоренные темпы развития самой отрасли информатизации в мировом экономическом пространстве; 
      • превращение деятельности по разработке и внедрению программных технологий в один из видов бизнеса: доступность вычислительной техники и программного обеспечения как товара внутреннего компьютерного рынка.12  
 
2.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИТ В МИРЕ 
     Развитие  и широкое применение информационных технологий ИТ всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИТ имеет  решающее значение для повышения  уровня жизни граждан и конкурентоспособности  национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую  систему, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления.  
     Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично  развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли  в среднем на 10 процентов в  год, при среднем темпе роста  экономики 3-4 процента, что привело  к увеличению доли отрасли в структуре  ВВП как развитых, так и развивающихся  стран. Мировой рынок информационных технологий за 2010 год вырос на 8% — до 1,5 трлн. долларов США, говорится в отчете аналитической компании International Data Corporation. Сильнее всего выросли расходы на оборудование - компьютерные системы, периферийные устройства, память, мобильные устройства и сетевое оборудование. Расходы этого типа увеличились в прошлом году на 16% и составили 661 млрд долларов США. – это самые высокие темпы роста инвестиций в оборудование начиная с 1996 года. Расходы на память увеличились на 14%, на серверы – на 9%, на ПК – на 11%. 
     Если  кризисный период запомнился очень  низким спросом и нерешительностью инвесторов, то теперь мировые расходы  на информационные технологии растут рекордными темпами. Последний раз  такая тенденция наблюдалось  в 2007 году, отмечают эксперты.  
     Главным образом увеличились расходы  на оборудование. Так, закупки компьютерных систем, мобильных устройств и  сетевого оборудования продемонстрировали рекордный рост с 1996 года на 16% — до 661 млрд. долларов США. Рынок программного обеспечения и сопутствующих услуг продемонстрировали рост на 4 и 2% соответственно.13 
     Аналитики ожидают дальнейшее развитие рынка  ИТ-индустрии, ведь многие организации  используют возможность наверстать упущенное во время финансового  кризиса. Несмотря на то, что макроэкономические риски все еще присутствуют, 2011 год будет характеризоваться возрождением этой отрасли, прогнозируют эксперты.  По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста, около 9 процентов в год, сохранятся и в течение следующих пяти лет.  
     Своим ростом отрасль обязана двум основным движущим факторам: 
     1)  расширением масштаба использования  ИТ в социально-экономической  сфере и государственном управлении; 
     2) увеличением объемов передаваемых  организациями сторонним специализированным  компаниям заказов, связанных  с развитием и обслуживанием  используемых ИТ, в результате  роста дефицита квалифицированных  кадров в этой сфере и стремления  многих компаний сократить затраты  и сконцентрироваться на основных  направлениях своей деятельности. 
     К основным тенденциям развития мирового рынка ИТ относится также уменьшение доли продаж компьютерного оборудования и комплектующих в его общем  объеме и опережающий рост объемов  продаж услуг в сфере ИТ по отношению  к программным продуктам. Уменьшение затрат на приобретение компьютерного  оборудования является следствием снижения спроса потребителей на технику с  улучшенными функциональными и  эксплуатационными характеристиками, так как ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей. Увеличение доли услуг в структуре мирового рынка ИТ происходит в результате роста комплексности и сложности  используемых ИТ-систем, требующих  не только значительных затрат на их установку  и развитие, но и наличия у персонала  уникальных технических навыков  по их повседневному обслуживанию и  администрированию. Привлечение сторонних  организаций для передачи им функций, связанных с ведением и обслуживанием  ИТ-систем и инфраструктуры, также  является важным фактором увеличения объема рынка услуг в сфере  ИТ. 
     Другим  характерным явлением на рынке ИТ является перемещение производства из развитых стран в страны, характеризующиеся  низкой стоимостью труда и благоприятными условиями налогообложения, что  особенно актуально для производства программного обеспечения, не требующего создания сложной инфраструктуры. Наличие  во многих странах развитой и доступной  для широкого круга компаний телекоммуникационной инфраструктуры позволяет обеспечить удаленное предоставление услуг  в этой сфере, в том числе зарубежным компаниям.14 
     12 апреля 2011 г. Всемирный экономический  форум (ВЭФ) опубликовал рейтинг  стран по развитию информационных  технологий в 2010 – 2011 гг. Лидерами  продолжают оставаться Швеция  и Сингапур. Третье место заняла  Финляндия, замыкают пятерку Швейцария  и США.  
     В первую десятку лидеров рейтинга входят почти все скандинавские  страны, включая Данию (7) и Норвегию (9), но за исключением Исландии (16 место). Экономики «Азиатских тигров» следуют  за Сингапуром и продолжают расти  в рейтинге: Тайвань и Корея  улучшают свои позиции на 5 мест каждая (до 6 и 10, соответственно), близко к лидерам  находится и Гонконг (12). Китай, после  нескольких последовательных лет быстрого развития, занял в рейтинге 36 место.  
     Китай развивает ИТ успешнее всех остальных стран БРИК, и опережает Индию (48), Бразилию (56) и Россию (77), отмечается в отчете ВЭФ.  
     Россия, по данным отчета, поднялась в рейтинге на 3 позиции. К сильным сторонам страны относится благоприятная  среда для развития ИТ-инфраструктуры (42 место), а также достаточно высокий  уровень готовности населения к  использованию ИКТ (59 место) и непосредственного  использования ИКТ населением (55 место).  
     В то же время, ряд проблем препятствуют распространению ИТ: в том числе  неразвитый рынок (118 место), законодательное  регулирование (111 место), низкие уровни готовности к использованию ИТ и  непосредственного использования  ИКТ со стороны бизнеса и госсектора. Индекс развитости ИТ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей  компаний. Всего в рейтинге ВЭФ  исследуются 138 стран.15 
     В отличие от традиционных отраслей производства, в которых международное разделение труда уже сложилось, формирование мировой инфраструктуры отрасли  ИТ еще не закончено, что оставляет  России возможность значительно  увеличить свою долю на этом рынке.  
 
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 

Информация о работе Роль информация и информационных технологий в современной экономике