Анализ инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение вопроса инвестиционной и инновационной деятельности, а именно состояние и перспективы развития инновационных технологий в России , а также, понятие, цели, задачи и анализ инвестиционной и инновационной деятельности.

Файлы: 2 файла

Курсовая приложение.doc

— 198.50 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

        ВВЕДЕНИЕ

    В последнее время вопрос развития инновационной деятельности приобрёл для России особую остроту и актуальность. О внедрении инновационных технологий говорят на самом высоком уровне. Учитывая, что наша страна позднее, чем многие другие, приступила к инновационным преобразованиям в своей экономике, дальнейшее промедление в этом плане может отодвинуть её на периферию развития мирового сообщества.

    В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем становится использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии.

    Технологические инновации играют все большую  роль в обеспечении устойчивого  экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием.

    Развитие  любого успешно действующего в условия  рыночной экономики предприятия следует рассматривать как постоянный процесс создания инноваций, как непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющие удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.

    Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации - новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

    Необходимо  отметить, что в основе стратегического  управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Очевидно, что для  этого фирма должна что-либо изменить в своей структуре, т.е. внедрить инновацию, которая позволит во-первых - сохранить существующее положение фирмы, и, во-вторых - получить новые конкурентные преимущества.

    Вместе  с тем, инновации требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить её существующий уровень необходимо осуществить финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

    Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение вопроса инвестиционной и инновационной деятельности, а именно состояние и перспективы развития инновационных технологий в России , а также, понятие, цели, задачи  и анализ инвестиционной и инновационной деятельности. 
 
 
 
 

        1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        1.1.Инвестиционная и инновационная деятельность в России, проблемы и перспективы

    В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

    Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

    Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Иными словами, мы имеем факт инновации как явления.

    Вместе  с тем инновация как процесс представляет собой создание, освоение и распространение нововведений.

    Научно-технические  разработки выступают как промежуточный  результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно технические  нововведения. Таким образом происходит материализация новых идей и знаний в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения новых потребностей потребителей. Иными словами, непременными свойствами инновации как явления являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для реализации которого необходимы определенные усилия.

    Из  сказанного следует, что инновацию  как явление необходимо рассматривать неразрывно с инновацией как процессом.

    Необходимо  также отметить, что на практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между  ними есть определенные различия. Новшеством может быть новый порядок, новый  метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

    Как уже было отмечено выше, инновационный  процесс , как правило, невозможен без  инвестиций («инвестиции в инновации»).

    По  результатам многочисленных исследований, проведенных в США, экономическая  отдача инвестиций в инновации превышает  окупаемость в любых других сферах применения финансовых ресурсов и находится  на уровне 35 – 50 %. Если учесть сопутствующие выгоды для общества в целом, зачастую существенно превышающие прямой эффект первоначального назначения разработки, инвестиции в инновации и питающую их науку являются наиболее эффективным способом размещения финансового капитала.

    Однако  необходимо принимать во внимание противоречия между оптимистическими среднестатистическими данными и необходимостью принятия решений по конкретному всегда высокорискованному проекту в условиях ограниченных ресурсов. Применительно к инвестициям в НИОКР недостаточность ресурсов становится общемировой проблемой: растущий уровень общемировой конкуренции в условиях прозрачных границ делает необходимыми столь значительные инвестиции в разработку новых продуктов и технологий, что это становится все более непосильным ни большим корпорациям, ни бюджету даже в преуспевающих странах запада. Достижение конкурентоспособности на мировом рынке требует все более и более существенных финансовых затрат на реализацию новых технологий, и при этом для их успешного внедрения требуется от пяти до десяти лет. Часто ставкой подобного выбора (ценой ошибки)  является кампания или целая отрасль. В этой жесткой только конкуренция ресурсов на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на более ранних стадиях, исходя из коммерческого потенциала, с последующей быстрой успешной коммерциализацией разработок обеспечивает возврат инвестиций.

    Один  из аспектов разрешения проблемы –  интеграция усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации технологий: частного сектора, исследовательских и учебных организаций, государства.

    Еще более важным представляется качественный уровень самого инновационного процесса (или тождественного с ним процесса коммерциализации технологий), определяющий возможный успех проекта –  отношение уровня финансовой отдачи к начальным инвестициям, а также риски участников реализации инвестиции.

    Учитывая  все вышеизложенные факторы повышения  роли инноваций  в низовой экономике  и доступа к финансовым ресурсам в сфере коммерциализации технологий, можно утверждать, что венчурный капитал как специфический тип финансирования, разработанный специально для инвестиций в проекты, связанными с высокими рисками, прежде всего инновационные, играет критическую роль.

    Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь  организации естественно требует вложения финансовых средств в их разработку и освоение. При этом установлена эмпирическая зависимость – чем большую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

    Тем не менее, для организации проблема выбора объекта финансовых вложений не исчерпывается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что  наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где организация  имеет возможность получать монопольную сверхприбыль. Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации.

    Анализ  зарубежного и отечественного опыта  показывает, что основными сценариями повышения эффективности бизнеса  в этой сфере являются: рост капитализации через учёт инноваций как нематериальных активов; получение доходов через коммерциализацию инноваций; повышение эффективности за счёт внедрения технических и организационно-управленческих разработок. Одним из важнейших условий для перевода инновационной деятельности в плоскость реальной экономики и активного вовлечения бизнеса в этот процесс является формирование современного конкурентного рынка инноваций - единого правового, информационного и торгового пространства, которое объединило бы всех участников инновационного процесса.

      Ежегодно во всем мире бизнес  тратит миллионы долларов на  создание know how. Инновационный сектор - один из самых опасных и  рискованных. К чему стоит готовиться  предпринимателю, который решил  удивить конкурентов и потребителей новым продуктом?

    Каждая  компания стремится производить  свой уникальный продукт, который не имел бы аналогов у конкурентов. Он должен быть дешевле и, главное, пользоваться популярностью у потребителя. По всему миру ежегодно появляются миллионы новых товаров и технологий. Компании самостоятельно инвестируют в разработку, научные исследования, а затем внедряют созданные новинки.

    Процесс это недешевый. Вложения в know how считаются  едва ли не самыми рисковыми. Очень  уж велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт на выходе окажется просто бесполезным - слишком дорогим или даже просто невостребованным покупателями. На создание новинки могут уйти годы. Вначале надо разработать идею, потом внедрить созданный товар в производство и, наконец, продвинуть на рынок. Нужны значительные ресурсные затраты, внедрение дорогостоящих, иногда узкоспециализированных технологических процессов, использование новейших достижений науки. Ошибка возможна на любой стадии. Например, маркетинг может оказаться столь дорогим, что сделает невыгодной даже самую удачную инновацию, да и сроки окупаемости бывают достаточно длинными. Но и отказаться от расходов на know how нельзя - ведь иначе можно отстать от конкурентов.

    В России, где налоговых послаблений для компаний практически нет, инвестиции в инновации опаснее в разы. Неудивительно, что, по мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется относительно низкой активностью. По результатам исследования, недавно проведенного Ассоциацией менеджеров, доля инновационно активных предприятий не превышает 10 - 12%. Средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. В этом признались 43% респондентов. Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса, то есть разработкой новых технологий, занимается еще меньшая доля респондентов - всего 9%. Цифры действительно небольшие. Для сравнения: порядка 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено именно за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей.

    Все отечественные компании, независимо от того, малый бизнес они представляют или крупные корпорации, работают приблизительно по одной схеме. Отличия лишь в объеме денежных средств, которые они направляют на новые разработки. Наверное, главная проблема инвестиций в know how - никогда не знаешь, сколько денег от тебя потребует создание готового продукта. Учесть все расходы на начальном этапе практически невозможно.

    Поиск денег сам по себе является достаточно серьезной проблемой. По крайней  мере, для тех компаний, которые  относятся к малому и среднему бизнесу. Традиционно в мире пользуются заемными средствами, которые предоставляют венчурные фонды. Неудивительно, что компании предпочитают не рисковать собственными деньгами - ведь расходы получаются достаточно большими.

Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия