Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
В связи с таким массовым внедрением компьютеров в жизнь человека, применением их во всех сферах жизнедеятельности человека возникает вопрос о воздействии компьютеризации на общество. Проблема воздействия компьютеров на человека рассматривалось многими исследователями. Цель данного реферата показать с какой стороны рассматривают исследователи данный вопрос, какое влияние оказывает компьютеризация на здоровье и психику человека, а также важность компьютерной грамотности и соблюдение при этом компьютерной этики
Введение 3
1.Возникновение компьютеризации на основе развития информационного общества 5
2.Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности 8
2.1. Отрицательное и положительное воздействие компьютеризации 8
2.2.Воздействие компьютеризации на здоровье и психику человека 11
2.3.Воздействие информационных технологий на искусство 13
3.Необходимость знания компьютерной этики по мере развития компьютеризации общества 15
3.1.Компьютерная грамотность 15
3.2.Компьютерная этика 16
3.3.Хакеры 18
3.4.Виртуальная реальность 20
3.5.Применение компьютеров 22
Заключение 24
Список использованной литературы
2.Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности
2.1.Отрицательное и положительное воздействие компьютеризации
Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны, телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры, международная информационная система Интернет и специализированные Сети оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь. Утверждению об антигуманном воздействии техники на культуру противостоит мнение о благотворном воздействии техники на культуру. Так, И.Файгенбаум, по инициативе которого в 1982 году была создана в США Корпорация по микроэлектронике и компьютерной технике, выступил с лозунгом «решительно ввести царство разума в век разумных машин», считает, что собственно компьютерную революцию, рождающую информационное общество, совершают логически мыслящие машины. По его мнению, в ближайшем будущем невозможно претендовать на какую-нибудь интеллектуальность без того, чтобы овладеть компьютерными системами.
Подобные оптимистические рассуждения о всевластии техники и ее благотворном воздействии на культуру порой вызывают критические возражения. Отмечая, что компьютерная техника отрицательно воздействует на творческие способности работников, приводит их к «служебному отупению», критики оптимистического технократизма предупреждают, что сама жизнь может приобрести компьютерное «измерение», что взаимодействие человека с машиной может стать эталоном взаимодействий людей друг с другом, что приведет к окостенению всего человеческого в человеке в машинообразных схемах. При этом предлагаются различные пути ликвидации этих опасных тенденций. Так, К.Хефнер ратует за создание гуманно компьютизированного общества где могут существовать разумные связи между людьми и информационными машинами.
Среди положительных моментов компьютеризации можно выделить некоторые наиболее общие:
-применение информационных технологий в различных областях деятельности человека (архитектуре и строительстве, искусстве, образовании и т. д.);
-автоматизацию рутинных процессов, что приводит к облегчению условий труда, увеличению свободного времени;
-обеспечение доступа к информации, получение её в режиме реального времени и возможности быстрой её обработки;
-расширение возможностей общения;
обеспечение доступа к произведениям искусства и приобщения к достижениям национальных культур.
Определённое положительное воздействие компьютеризации на человека проявляется в развитии способности точно формулировать свои мысли, быстроте, гибкости и реактивности мышления, умении определять цель своих действий и находить способы её достижения. Компьютеризация, освобождая пользователя от рутинной работы, создает простор для развития его творческих способностей, требует от человека отказа от вредных привычек, роста профессиональных знаний, нравственных качеств, общей культуры, умения точно сформулировать свои мысли. Все эти обстоятельства накладывают своеобразный отпечаток на характер человека. Его труд становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности. А также что не менее важно компьютеры развивают способность к самообучению, учат находить оптимальный вариант решения возникшей задачи. Постепенно формируется культура диалога общения человека с машиной, в ходе которого происходит обмен информацией между машиной и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам. Ф.Рапп заключает, «техника никоим образом не противостоит культуре только как иная, чуждая инстанция; она по меньшей мере является таким же элементом культуры. Техника есть объект и результат культурного установления норм, но вместе с тем она есть само собой разумеющаяся и устанавливающая определенные нормы составная часть нашего жизненного мира, экономики, политики и культуры»
Вместе с тем следует отметить и отрицательные стороны процесса информатизации, к которым можно отнести утверждение в общественном сознании технократического стиля мышления; формализацию знаний, превращению их в информацию.
Общаясь с компьютером, человек вынужден приспосабливаться к его жесткому, логически-организованному языку, что оказывает существенное влияние на естественный язык человеческого общения, лишая его эмоциональной окраски. При этом ослабляется образное мышление, человек становится более прагматичным. Чрезмерное увлечение компьютером может привести к уходу от реальной действительности, от живого общения, отказу от творчества, активных форм проведения досуга. Пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязнь принятия решений, страх ответственности.
Следует более подробно учесть, описанное выше, воздействие, которое оказывает информационная техника на сам процесс человеческого мышления. Сложившаяся в процессе эволюции человека гармония рационального и эмоционального по мере информатизации труда, когда нагружается в основном левое полушарие, постепенно утрачивается. Это приводит к технократичности мышления, которое в духовных ценностях на первый план выпячивают критерии рациональности, эффективности, целесообразности в ущерб идеалам добра и красоты. Созерцательность рафинированного естественнонаучного подхода сменяется искусственно-техническим, информационным подходом. В этом случае в поле внимания человека прежде всего попадают не привычные для него вещественно-энергетические характеристики, а информация, данная в виде символов и человек общается с машиной (а она выступает как объективная реальность) на искусственном языке. Человек символизирует себя в информационной технологии, компьютер выступает системой, символически изоморфной человеку. Человек становится все более прагматичным и все менее эмоциональным, он устремлен в погоню за информацией, материальными ценностями. Это создает состояние душевного дискомфорта, потерю индивидуальности и снижение общекультурного уровня личности, более того - к дегуманизации труда и манипуляции людьми, влечет за собой многие негативные формы поведения человека – озлобленность, агрессивность, конфликтность и т.п. Возникает проблема гуманизации, как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию, и возрастает роль гуманизации образования, как средства формирования информационной культуры. Целью гуманизации образования является гармоничное развитие личности, предполагающее не только формирование способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, но и формирование нравственных качеств, эстетических вкусов, интеллектуальных и творческих способностей.
Компьютеры очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции – алгебраической. Эмоционально окрашенное геометрическое мышление подавляется. Психологи утверждают, что в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает. Притупляются особенности естественного языка – его многозначности, метафоричности. Алгоритмический язык компьютеров приучает человека к метафизическому мышлению, усилению значимости его формально-логической стороны взамен диалектической. Принижается интуиция человека, его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается в расчет. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение «компьютерной элиты», происходит потеря каких-то полезных навыков, «тайны профессии» и мастерства, которые накапливались веками.
Следовательно с одной стороны можно выделить положительные факторы влияния информатизации на человека: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления. В то же время возникают и негативные последствия информатизации и актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества. Страх перед все усложняющейся вычислительной техникой (компьютерофобия), электромагнитное облучение и повышение утомляемости людей при работе на компьютере, компьютерные вирусы, дегуманизация и милитаризация процесса информатизации, манипулирование общественным сознанием, изоляционные тенденции в поведении людей и ослабление общественных и семейных связей, компьютерное одиночество, формирование новых духовно-культурных ориентиров, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью - все это реалии сегодняшнего дня. Учтем, что сейчас объем продуцируемой обществом информации удваивается практически ежегодно и поэтому возможности человека к адаптации быстро возрастающим информационным нагрузкам уменьшаются. Таким образом, процесс компьютеризации современной культуры, являясь многофакторным и противоречивым, в первую очередь предполагает развитие человека.
2.2.Воздействие компьютеризации на здоровье и психику человека
Важной проблемой, возникшей при компьютеризации общества, является предупреждение и ликвидация негативного воздействия этой техники на здоровье людей. По данным Т.Уильямса, внедрение информационной технологии сопровождается заболеваниями. От 20 до 30% персонала страдают поражениями от повторяющегося перенапряжения. Форсируя адаптацию человека к новым условиям, информационная технология приводит к функциональным изменениям в организме. Заболевание поражает мышцы и сухожилия рук, плеч и шеи из-за длительного статистического напряжения, необходимого для выполнения повторяющегося движения руками. Риск заболевания повышают несколько факторов. Биохимические связаны с неправильной позой, количеством и скоростью повторяемых движений без перерыва. Организационные обусловлены длительным напряжением, недостаточным обучением, перегруженностью, темпом работы и т.д. Управленческие вызваны недостаточным пониманием природы заболевания со стороны управляющих, языковым барьером при общении с машиной и т.п. Как писал в свое время К.Ясперс, при постоянном напряжении и спешке труд превращается в простую затрату сил и в состоянии усталости действуют только инстинкты, потребность в развлечении и сенсации.
На здоровье пользователей также влияют повышение зрительного напряжения, психологическая перегрузка, длительное неизменное положение тела в процессе работы и электромагнитные поля, тепло и вредные химические вещества, выделяемые из компьютера в процессе работы, повышенный уровень шума от принтера и другие факторы. В частности, из-за особенности излучения мониторной трубки наблюдается потеря остроты зрения. Работа на компьютере создает принципиально иные нагрузки на сетчатку глаза, чем чтение или письмо на бумаге. Ресурсы человеческого мозга рассчитаны на переработку максимума информации в 16 бит в секунду, тогда как человек, сидящий за компьютером, должен перефокусировать свое зрение от 15 до 20 тыс. раз в течении рабочего дня. Накопление электростатического заряда на поверхности монитора, переменные электромагнитные поля, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения, блики на экране – все это, в конце концов, порождает и развивает компьютерную болезнь, которая охватывает все большее количество людей. Так, в США за последние 40 лет «всеохватывающий стресс» вырос на 45% и ныне проявление этой болезни, названной «синдромом стресса оператора дисплея», встречается более чем у половины пользователей.
Информационный поток, который обрушивает на нас современная техника, является раздражителем огромной силы, к которому человек не был подготовлен природой. На него мы должны реагировать как на угрозу. Так на него мы и реагируем: агрессивностью, тревожностью, нарушением психики. Особенно губительно действует современна информационная техника на психику детей. Раннее приобщение ребенка к миру рационального, логического может лишить его эмоций, сопереживания другому человеку. Лишенные нормального общения со взрослыми, дети приобретают все признаки умственной отсталости.
Являясь прямым обращение к психике человека, информационное воздействие должно быть продуманным, грамотным, не вредить здоровью человека. Информационное общество требует формирования новой культуры, составными элементами которой должны являться не только компьютерная грамотность, но и продуманное соединение интересов человека с техническими возможностями компьютера, научно разработанная гигиена компьютерного труда и компьютерная этика.
2.3.Воздействие информационных технологий на искусство
Поскольку информационное общество нацелена на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Общество вступает в период, когда культура имеет значение большее, чем когда-либо. Тенденция возрождения высокой культуры является составным элементом гуманизации общества, способствует ее глобализации, отличается наличием многообразия, использует возможности информатики и становится выгодной сферой применения капитала.
Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С другой, современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной.
Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная, что из этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла или какого-то другого материала.
Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм «Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.
Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой» может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз, которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.
Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности.
Информация о работе Воздействие компьютеризации на социальное развитие общества