Воздействие компьютеризации на социальное развитие общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

В связи с таким массовым внедрением компьютеров в жизнь человека, применением их во всех сферах жизнедеятельности человека возникает вопрос о воздействии компьютеризации на общество. Проблема воздействия компьютеров на человека рассматривалось многими исследователями. Цель данного реферата показать с какой стороны рассматривают исследователи данный вопрос, какое влияние оказывает компьютеризация на здоровье и психику человека, а также важность компьютерной грамотности и соблюдение при этом компьютерной этики

Оглавление

Введение 3
1.Возникновение компьютеризации на основе развития информационного общества 5
2.Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности 8
2.1. Отрицательное и положительное воздействие компьютеризации 8
2.2.Воздействие компьютеризации на здоровье и психику человека 11
2.3.Воздействие информационных технологий на искусство 13
3.Необходимость знания компьютерной этики по мере развития компьютеризации общества 15
3.1.Компьютерная грамотность 15
3.2.Компьютерная этика 16
3.3.Хакеры 18
3.4.Виртуальная реальность 20
3.5.Применение компьютеров 22
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по информатике.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Необходимость знания компьютерной этики по мере развития компьютеризации общества

3.1.Компьютерная грамотность

 

     Повышение культурного потенциала человека требует процесс овладения информационной техникой. По мере усложнения компьютерных систем человеческое мышление уже не может контролировать выполнение программ для больших компьютеров. Проверить правильность работы их работы может лишь более мощный компьютер, по отношению к которой вновь возникает вопрос контроля. Возникает опасность все большего отделения создаваемых человеком интеллектуальных систем от него самого. Это налагает определенные ограничения на применение компьютеров в обществе. Американский специалист Дж. Мур сформулировал следующие принципы такого ограничения:

1.                   Компьютеры никогда не должны принимать те решения, которые хотят применять люди.

2.                   Компьютерам нельзя доверять принятие решений, которые человек может принимать более компетентно.

3.                   Компьютеры не должны принимать самостоятельных решений, которые человек не сможет отменить или исправить.

     Сила воздействия информационной техники на культуру напрямую зависит от того, в какой мере используется эта техника. Последнее определяется способностями, знанием и умением субъекта, воспринимающего и использующего в своей практической деятельности информационную технику. Следовательно, для того, чтобы с пользой для себя пользоваться плодами информационной технологии, чтобы изменить при помощи этой технологии условия своего бытия, изменить мир, человек, прежде всего, должен изменить самого себя, используя тот огромный культурный потенциал, который накопило человечество. Поэтому главной социокультурной задачей по мере компьютеризации общества становится задача развития человека. Одним из проявлений «футурошока» является боязнь овладения пользования компьютером. В одних случаях в свое оправдание говорят, что освоить компьютер очень сложно, хотя для этого существуют популярные учебники, учебные курсы и специальные компьютерные программы которые помогают быстро освоить работу на компьютере. В других случаях ссылаются на вредность компьютера для здоровья. Приводят и другие доводы - дороговизна компьютеров, их сложный ремонт, ограниченность применения только для работы и т.д. В некоторых из доводов есть определенная доля правды. Но эти доводы приводились всякий раз при применении новой информационной техники, например при введении в широкую эксплуатацию пишущих машинок. И всякий раз новая информационная техника пробивала себе дорогу для применения. Мы живем в век компьютеров, это объективная реальность и сопротивляться применению компьютеров бесполезно. Компьютерная грамотность – непременное качество современного культурного человека. Поэтому остается одно - овладеть технологией работы на компьютере, знать возможности и границы его применения.

     Работа с компьютером должна быть удобной, что обеспечивается рядом факторов. Социальные факторы вызываются общим психологическим климатом в организации, формой преподнесения сведений о вычислительной системе, общение в процессе работы между пользователями и рабочими группами.                                                                                                                                                                                                    По мере совершенствования компьютерных систем его функциональные возможности увеличиваются. Помимо экспертных систем, систем искусственного интеллекта, ныне ведутся работы по созданию компьютерных систем, которые будут запрограммированы так, чтобы обеспечить человека еще большей информацией, хранящейся в библиотеках, картотеках корпораций, больниц, розничных складов, правительственных, учебных и научных учреждениях, принимать за человека малозначительные решения, оценить его выбор и систему ценностей, совершенствовать собственную программу. Но стремительное развитие информационной технологии требует и соответствующего развития человек, его культурно-образовательного потенциала.

 

3.2.Компьютерная этика

 

     Ныне на наших глазах формируется новая культура, соединяющая возможности человека с техническими возможностями информатики. Наблюдается ярко выраженная тенденция развития «инфроразвлечений». От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной - культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур, которыми невозможно управлять из одного центра. Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.

     Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером. Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной.

     Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся явлением социально-нравственным? Ответ на этот вопрос пытаются найти многие представители современной технической и гуманитарной мысли. Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера безразлично, какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его нравственные

Мир не свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы «сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650 спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего.

     Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и использования информационной техники, определения путей выхода из поистине морального кризиса. Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений положения мышц лица.

     Все эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в условиях становления информационного общества являются предметом серьезных обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой рождается в тяжелых муках. Тем не менее теоретическая разработка новых этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и можно только по разному оценивать темпы протекания этого процесса, их результативность и перспективы.

     К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию, взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. Лишенный нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между людьми, что ведет к далеко идущим последствиям – антигуманной деформации всей культуры информационного общества. Например, деятельность хакеров, которые имеют свои собственные нравственные представления. Кто же такие эти «хакеры» о которых ныне говорят все больше ?

3.3.Хакеры

     Слово «хакер» происходит от английского глагола « to hack» – взламывать. Это слово первоначально обозначало человека неопытного, неумелого в спорте, калечащего других неуклюжими ударами. В дальнейшем хакерами стали называть «любознательных» хулиганов, с помощью компьютерных сетей забирающихся в базы данных различных солидных учреждений и ворующих оттуда все, что плохо лежит. Ныне хакеры представляют собой целое закрытое сословие со своей моралью, рейтингами и классификацией. Выделяются четыре основных типа хакеров – этих компьютерных пиратов. Романтики – это одиночки, взламывающие базы данных из любопытства. Прагматики или классики воруют игры, программы, базы данных, электронные издания. Так, система «Windows – 95», на создание которой фирма «Microsoft» затратила 300 млн. долларов, была «скачена» московскими хакерами, в результате чего было налажено её пиратское производство. Хакеры – разведчики взламывают сети и базы данных конкурентов для получения конфедициальной информации. Наконец, кибергангстеры представляют собой профессиональных компьютерных бандитов, находящихся на службе определенных мафиозных группировок и разрушающих сети разных «неугодных» фирм, а также ворующих деньги с банковских счетов.

     Причины появления хакеров нужно искать не только в преступных устремлениях, у первоначальных хакеров их не было. Дело в самом характере труда информатизированного общества. Информатизация и автоматизация труда, потребовав «узкого специалиста», могут оказать на работника дегуманизирующее воздействие, породить привязанность человека к компьютеру.

     Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности - искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

     Ликвидация компьютерного пиратства невозможна без изменения общей культуры людей и повышения платежеспособности населения, снижения слишком высоких цен на фирменные программы.

     Количество компьютерных преступлений быстро растет, способы их совершения умножаются. К основным видам компьютерных преступлений относятся несанкционированный доступ к информации, который осуществляется нахождением слабых мест в защите системы; ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и выводят из строя компьютерную систему; разработка и распространение компьютерных вирусов, которые уничтожают информацию на зараженном компьютере; преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приводящая к тяжким последствиям, подделка компьютерной информации и ее хищение.Мотивы преступлений хакеров могут заключаться в корыстных целях, политических интригах, в чистом интересе, из хулиганства и озорства, наконец, из мести. Так, тридцатилетний американский программист Т. Ллойд перед ожидаемым увольнением из корпорации запустил в сеть родной фирмы вирусную «бомбу», которая взорвалась спустя несколько недель после окончания его контракта. Это вызвало уничтожение всей информации системы фирмы и компания понесла ущерб в размере 10 миллионов долларов. Персонами хакерной преступности обычно бывают операторы компьютеров, программисты, инженеры-системщики и связисты, клерки, менеджеры, преступники. Встречаются хакеры и среди студентов, особенно высших технических учебных заведений. Кстати, хакеризм впервые появился в университетах и технических колледжах, а затем стремительно распространился во всем обществе.

     Параллельно совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью. Информационные системы становятся одним из эффективных средств в руках правоохранительных органов. Появились киберсыщики, создаются подразделения по борьбе с компьютерными хищениями.

 

3.4.Виртуальная реальность

     Таким образом, отношения человека с информационной технологией отличаются не только сложностью, но и противоречивостью. Информационная техника таит в себе не только гуманистические возможности, но и может оказывать негуманистическое воздействие на личность и общество в целом. Являясь в руках человека мощным орудием постижения мира, его пособником и средством создания условий для творческой деятельности, информационная технология вместе с тем заменяет традиционный вербальный способ постижения мира аудиовизуальным познанием, создает у человека иллюзию погружения в искусственный мир, мир чистого воображения, который воспринимается как реально существующий мир. Этот мир получил название «виртуальной реальности». Он существует объективно наряду с обычной физической реальностью, хотя в основу этой реальности заложен виртуальный базис.

     Термин «виртуальная реальность» был придуман в Массачусетском технологическом институте в конце 1970 -х годов Джероном Леньером, который в 1984 году основал первую фирму виртуальной реальности. Этот термин выражает идею присутствия человека в компьютерном создаваемом пространстве. Виртуальная реальность – это интерактивная технология, позволяющая создавать абсолютно (или почти абсолютно) убедительную иллюзию, что человек находится и действует внутри реального мира, хотя на самом деле этот мир существует внутри компьютера. Привычное восприятие объективного мира при помощи органов естественных чувств подменяется искусственно созданной компьютерной информацией при посредстве специального интерфейса, компьютерной графики и звука. Виртуальная реальность это то, чего как бы нет, ее нельзя потрогать руками, почувствовать ее вкус и запах. Но в то же время она присутствует и человек, входя в эту воображаемую реальность, не только ее наблюдает и переживает, но и получает возможность на нее воздействовать, действует самостоятельно в этой реальности, может ее изменять. Виртуальная реальность – это специфическая форма человеческого бытия и особая культурная форма духовного общения людей.

     Под воздействием хорошо смоделированной искусственной реальности человек может полностью поверить в ее существование. Своей популярностью виртуальная реальность во многом обязана том, что она эффективно воздействует на человеческие органы чувств. Развитие виртуальной реальности отодвигает на задний план все традиционные (неинтерактивные) средства и технологии создания и передачи культуры: книги и картины, кино и театр, образование и другие наработанные столетиями формы культурной жизни.

Информация о работе Воздействие компьютеризации на социальное развитие общества