Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:49, реферат
Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.
Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).
1. Социальная структура общества.
Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.
Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).
Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.
Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.
Своеобразным типом социальных групп являются касты.
Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Сословное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись законодательным.
Примечательно, что общество
не просто разделено на группы, но и
имеет четко выраженную иерархическую
структуру. В науке для обозначения данного
явления используется термин «стратификация». Социал
Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Европе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице.
Стратификация общества неразрывно
связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной
группы в другую. Социальную мобильность
делят на два типа: горизонтальную и вертика
В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или отдельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного социального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.
В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравенство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.
Существует несколько
теорий, объясняющих причины
Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют различные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.
2. Социальное неравенство в обществе чаще
всего понимается как стратификация -
распределение общественных групп в иерархически
упорядоченном ранге (по возрастанию или
убыванию какого-либо признака).
Термин «социальная стратификация» ввел
в научный оборот наш бывший соотечественник,
а затем известный американский социолог
П. Сорокин, который заимствовал это понятие
из геологии. Стратификация обязательно
подчеркивает упорядочение социальных
слоев и имеет русский понятийный аналог
- расслоение по какому-то критерию (богатство,
власть, престиж и т.д.).
Теории социального неравенства подразделяются
на два принципиальных направления: функционалистское
и конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма,
выводит социальное неравенство из разделения
труда: механического (природного, половозрастного)
и органического (возникающего вследствие
обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификация рассматривается
как продукт разделения труда, функционалисты
считают, что социальное неравенство определяется
в первую очередь значимостью и престижем
функций, выполняемых для общества.
Если под этим углом зрения проанализировать
стабильные общества современного типа,
этот вывод окажется подтвержденным в
высокой степени. Действительно, профессия
стала определяющим критерием социального
расслоения и профессиональный статус
отдельного человека или социальной группы
тесно связан с такими основаниями стратификации,
как доходы (собственность), власть (положение
в системе управления) и престиж (признание
социальной значимости этой работы). В
марксизме основное внимание уделяется
проблемам классового неравенства и эксплуатации.
Неравенство определяется разным отношением
к собственности. Социальная структура:
2 основных класса - пролетарии и буржуазия
+ остаточный класс - крестьянство. Один
класс эксплуатирует другой - в результате
между двумя классами возникает социальный
антогонизм, который можно преодолеть
через социалистическую революцию, которая
уничтожит частную собственность.
Теория М. Вебера. Он поддерживал идею
К. Маркса по поводу деления общества на
2 класса. В основе этого деления лежит
экономический фактор, его дополняет еще
ряд факторов: престиж профессии, квалификация,
уровень дохода, наличие диплома, статус
человека, партийность.
Эмпирическая теория социальной стратификации.
В рамках ее выделяются три подхода:
самооценочный или метод классовой идентификации:
социолог представляет респонденту определить
свое место на определенной шкале.
метод оценки ситуации: социолог предлагает
респонденту выступить в качестве эксперта
и оценить классовую принадлежность другого
человека.
«объективный» метод: социолог оперирует
некоторыми объективными критериями социальной
дифференциации. Чаще всего престиж профессии,
уровень власти, уровень дохода.
Существенным недостатком данной теории
является отсутствие разработанной теоретической
базы, присутствие элементов субъективизма.
Западногерманский социолог Р.Дарендорф
предложил в основу соц стратификации
положить понятие «авторитет», которое,
по его мнению, наиболее точно характеризует
отношение власти и борьбу между соц группами
за власть. На основе этого понятия Д. Делит
все современное общество на управляющих
и управляемых. В свою очередь управляющих
делит на 2 подгруппы: управляющих собственников
и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров.
Управляемые делятся тоже по крайней мере
на 2 подгруппы: высшая - рабочая аристократия
и низшая - низко квалифицированные рабочие.
Между этими двумя социальными группами
находится промежуточный «новый средний
класс» - продукт ассимиляции рабочей
аристократии и служащих с управленцами.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.
3.. Во второй трети XX в. на Западе возрос интерес к изучению проблем социальной стратификации. Как правило, при анализе социальной структуры стран с развитой рыночной экономикой социологами выделялись три слоя или страты: высший, средний и низший, внутри которых также существовала своя иерархия. Американский социолог Ллойд Уорнер в 40-х годах выделил шесть классов:
1. Высший высший класс. Включал в себя богатых людей, но главным было «знатное происхождение» в так называемых «старых семьях».
2. Низший высший класс.
Объединял людей высокого
3. Высший слой среднего класса. Включал высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, средних предпринимателей.
4. Низший средний класс.
Представляли главным образом
канцелярские и другие «белые
воротнички» (банковские
5. Высший слой низшего
класса. Составляли «синие воротнички»
– малоквалифицированные
6. Низший слой низшего класса. Включал неквалифицированных рабочих, разнорабочих, занятых примитивным трудом, и безработных.
Так же используется семиклассовая вертикальная стратификация:
Высший класс профессионалов, администраторов
Технические специалисты среднего уровня;
Коммерческий класс;
Мелкая буржуазия;
Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
Квалифицированные рабочие;
Неквалифицированные рабочие.
Основную часть современного развитого общества составляет так называемый средний класс, или средний слой. Он появился лишь в XX в. и включает в себя представителей мелкого и среднего бизнеса, инженерно-технических работников (ИТР), служащих, административный персонал, работников сферы обслуживания, высококвалифицированных рабочих, фермеров. Средний слой в развитых странах охватывает60-80% населения. Низшие и высшие, элитные группы, даже вместе взятые, значительно уступают среднему классу по численности.
Наличие такого среднего класса в социальной иерархии дает возможность сохранить стабильность и устойчивость общества. Немецкий социолог Г. Зиммель еще в начале XX в. утверждал, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, класса. Совокупность социально-исторического опыта XX в. в полной мере подтверждает данный концептуальный тезис.
5. Разложение сословной системы, баи. Изменения в политическом устройстве
и в хозяйственной жизни казахского общества
привели к определенным изменениям в его
социальной структуре. Серьезные изменения
претерпел султанат, распавшийся на две
части. Часть султанов перешла на службу русскому
колониальному аппарату и стала, фактически,
чиновниками российской администрации.
В то же время султаны, не занимающие должности,
лишались всех привилегий и сливались
с рядовыми общинниками. Это повлекло
за собой распад структуры казахского
общества с его разделением на два сословия
– аксуйек и карасуйек.
В связи, с кризисом кочевого хозяйства
в первой половине XIX в. султаны и родоправители,
состоящие на службе России, начали захватывать
лучшие зимние пастбища в личную собственность.
Это вызывало борьбу рядовых кочевников
за свои права на землю, за сохранение
общинного землевладения. Казахи пытались
насильно возвратить пастбища, что вызывало
репрессии со стороны колониального аппарата.
Так, верхушка казахского общества, стоящая
на русской службе, постепенно превращалась
в крупных землевладельцев.
Особенно далеко этот процесс зашел в
Бокеевском ханстве. Уже в 1828 г. хан Жангир
начал раздавать лучшие пастбища, как
зимние, так и летние, в частную собственность.
Землями наделялись главным образом султаны,
наиболее влиятельные бии и старшины,
лояльные к России. Сам хан закрепил за
собой 400 тысяч десятин земли, где были
посажены его слуги с хозяйствами. Формировалось
и мелкое крестьянское землевладение.
Границы земель отмечались вехами, колышками.
Владельцам земли выдавались свидетельства
“куалiкнаме”, официальные бумаги “неме
кагаз” или разрешения “руксатнаме”,
которые юридически узаконивали право
частной собственности.
Разложение основной социальной ячейки
– кочевой общины было связано также с
развитием торговли и растущим проникновением
товарно-денежных отношений. В связи с
этим видную роль в казахском обществе
стала играть новая социальная группа
– баи. Раньше словом “баи” казахи называли
любого богатого человека. Однако к середине
XIX в. баи стали особой общественной группой,
тесно связанной с развитием торговли
и денежных ростовщических операций. Баи
занимались караванной торговлей с русскими
городами, давали деньги под проценты.
Многие стали практиковать найм работников
для своего хозяйства.
Зависимые группы населения. Социальная
дифференциация и массовое обезземеливание
казахов привели к образованию других
общественных групп – “консы” и “байгус”.
Консы – бедняки, потерявшие скот и вынужденные
за небольшую плату обслуживать хозяйства
богатых казахов. Они кочевали вместе
с аулом хозяина, пасли его скот, выполняли
всевозможные мелкие работы, получая за
это средства передвижения при кочевках.
Самую пауперизированную часть казахского
общества составляли байгусы – обедневшая
часть казахов, в поисках заработка уходившие
к прилинейным казакам, на рыболовные
и соляные промыслы, золотодобывающие
рудники. Байгусы за ничтожную плату нанимались
к зажиточным казахам, пасли их скот, пахали
землю, выполняли различные домашние работы.
В 1844 г. в Центральном Казахстане был построен
Благодатно-Стефановский медеплавильный
завод, где работали в основном казахи-байгусы.
Большинство рабочих Александровского
серебряно-свинцового, Николаевского,
Богославского плавильного заводов также
составляли казахи.
При найме представители заводов заключали
с казахами кабальные договоры, и они содержались
как крепостные крестьяне. Рабочий день
длился с восхода до заката солнца. Бытовые
условия были исключительно тяжелыми.
Заработная плата казахских рабочих была
в несколько раз ниже, чем у русских. Как
только байгусы накапливали средства
для покупки скота, они уходили в степь.
В XIX в. резко упала роль такой социальной
группы, как толенгуты. Раньше толенгуты
были военными слугами хана и султанов,
однако с упадком казахской государственности
их положение изменилось. Часть их превращалась
в полукрепостных работников в султанских
хозяйствах, часть сливалась с остальными
казахами, образовывая целые толенгутские
роды.
Исчезающей социальной группой казахского
общества были кулы-рабы. Устав 1822 г. запрещал
казахам приобретать новых рабов, а в 1859
г. генерал-губернатор Западной Сибири
взял подписку от султанов и богатых казахов
с обязательством предоставить свободу
всем находящимся у них рабам. Упадок Казахского
государства и прекращение внешних войн
закрыло единственный источник приобретения
рабов и к б0-м годам XIX в. этот институт
перестал существовать, а потомки кулов
смешались с остальными казахами.
Таким образом, в 20-60-е годы XIX в. казахское
общество претерпевает значительные изменения.
Нарастает социальная дифференциация,
появляются новые общественные группы
– баи, богатые землевладельцы, часть
казахов разоряется. Появление частной
собственности на землю ведет к кризису
общинного землевладения, проникновению
в Казахстан феодальных порядков.