Системы электронных платежей, цифровые деньги

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:11, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода к рассматриваемой теме. Компьютерная психодиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
I. Компьютерная психодиагностика
1. История понятия. Синтез клинического и экспериментального методов…… 4
2. Классификация методик………………………………………………………… 6
3. Возможности компьютера……………………………………………………… 14
A. Автоматизация………………………………………………………………. 14
B. Новые эксперименты ……………………………………………………….. 15
a) Адаптивное тестирование………………………………………….
b) Время - фактор тестировании…………………………………………… 16
c) Мультимедиа системы…………………………………………………... 17
d) Игровые мотивации……………………………………………………… 17
C. Новые технологии…………………………………………………………… 18
a) Базы данных……………………………………………………………… 18
b) Анализ данных…………………………………………………………… 18
c) Интеллектуальные системы…………………………………………….19
Вывод……………………………………………………………………….. 21
Литература…………………………………………………………………. 22

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 70.60 Кб (Скачать)

    Примером использования вербальных  стандартизированных стимулов может служить субтест "составление предложения по трем предлагаемым словам", входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34].

Испытуемый  должен за две минуты составить из набора слов как можно больше предложений. Критерием оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла.

    Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования  с помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной информации.

    Стимулы — вербальные стандартизированные,  невербальные

    Ответы — закрытые, типа "Оценивание  значения признака по заданной шкале"

 

    Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, "теплый - холодный", "сильный - слабый" и т.д.). В качестве примера характерен метод семантического дифференциала, разработанный Ч.Осгудом[1957] [21,30]. Этот метод предназначен для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.

    Полученные на основании процедуры  семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов  одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых,  на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок, как объектов, так и признаков.

    Технология применения методик  данного типа сопряжена с большим количеством  вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц обьект-признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих

профессиональных  знаний должен хорошо представлять особенности  алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

 

    Стимулы — вербальные и невербальные  индивидуально ориентированные

    Ответы — закрытые, типа "Оценивание  значения признака"

 

    Примером индивидуально ориентированного  подхода к субъективному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения..." Описание конструкта, по  Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы

анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, многомерное шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и пр.).

    Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток  радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем, эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.

    Стимулы — вербальные стандартизированные

    Ответы — открытые, типа "Дополнения"

    Примером психодиагностических  методик данного типа может служит методика завершения предложений. Обследуемому предлагается серия

незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Другим примером является методика завершения историй. Здесь в отличие от предыдущий методики в качестве стимула выступает небольшой рассказ. Данные методики в нашей стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.

    Стандартизация рассматриваемых  методик достигается путем отнесения  произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование контент-анализа, Для решения задач контент-анализа компьютеры начали применяться в 60-х годах. Составление вычислительных программ для такого анализа является трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных методик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема материала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.

 

    Стимулы — невербальные статические

 

    Ответы — открытые, типа "Дополнения"

 

    Показательным примером методики  дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга.

    Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.

    Стимулы — вербальные стандартизированные

 

    Ответы — открытые, типа "Свободное  конструирование"

    Для психодиагностических методик,  предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными— как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изображений и т.д. В данной группе методик основная доля приходится на проективные тесты.

    В качестве примеров можно  привести два популярных теста  — тест Роршаха, в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым и цветным изображениям и тест тематической апперцепции (ТАТ), основанный на толковании испытуемым сюжетов специально подобранных картинок.

    В проективных методиках количественные  диагностические оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета частоты обращения к отдельным темам и т.п. На практике использование проективных методик часто  опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагноста.

 

    Стимулы — невербальные динамические

     Ответы — динамическое реагирование  через органы управления

 

    Рассматриваемое сочетание стимулов  и ответов соответствует классу психодиагностических методик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакции (реактометры, рефлексометры), типологических особенностей высшей нервной деятельности и пр. Наличие обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппаратурных тестов, в которых моделируются условия какой- либо критериальной деятельности. На экране дисплея компьютера могут моделироваться разнообразные виды деятельности, имитироваться объекты слежения, управления и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологической информации. Отдельно можно выделить также подкласс аппаратурных тестов, который в настоящее время стал активно развиваться и в котором моделирование опосредуется компьютерными играми. Самостоятельное направление связано с созданием мультимедиа-систем, погружающих испытуемого виртуальную реальность.

 

    Стимулы — вербальные индивидуально  ориентированные

    Ответы — открытые

    Этот класс методик можно определить  как диалогические техники, в которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым и учитываются специфические особенности конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогические техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предположить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

 

     Возможности компьютера в психодиагностике

 

 

    Автоматизация методик

 

    В настоящее время преобладающее  большинство разработок относится  к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" употребления. Переложение на компьютерную основу методик со стандартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает результаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии.

    За счет автоматизации в психодиагностической  практике наблюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:

    • быстрое получение результатов  бывает крайне необходимо в  таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;

    • эксперт освобождается от  трудоемких рутинных операций  и может сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач;

    • повышается точность регистрации  результатов и исключаются ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);

    • оперативность обработки данных  при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых.

    Как следствие перечисленных  эффектов, автоматизация методик  оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.

    Автоматизация методик имеет  и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия" (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации.

Информация о работе Системы электронных платежей, цифровые деньги