При компьютерной психодиагностике
значительно понижается вероятность
ошибок, связанных с человеческим фактором:
психо-эмоциональным состоянием экспериментатора,
большей или меньшей его заинтересованностью
в результатах исследования и т.п. Гарантируемая
при компьютерной психодиагностике абсолютная
беспристрастность имеет особое значение
в ситуациях экспертизы.
Не менее важным является то,
что автоматизация психодиагностики
позволяет проводить массовые обследования,
связанные с задачами медицинского скрининга,
профотбора и т.д.
Именно появление компьютеров
открыло широкую перспективу
для наиболее адекватной реализации
существующих тестовых моделей психодиагностики
и путь к построению все более полных
"моделей" деятельности клинического
психолога, в пределе, по сути приближающиеся
к "оригиналу" (клинико-психологическому
методу).
Таким образом, внедрение компьютеров
в психодиагностику в принципе снимает
противоречие между клинико-психологическим
методом и родственным ему патопсихологическим
экспериментом, с одной стороны, и тестовым
методом психодиагностики, с другой, сохраняя
в то же время все существующие достоинства
тестового подхода: объективность, меньшую
зависимость от субъективных особенностей
экспериментатора, надежность и аккумуляцию
коллективного профессионального опыта
клинических психологов.
Классификация
психодиагностических методик
Психодиагностика характеризуются
широким спектром методических подходов.
Многообразие этих подходов обусловливает
существование различных систем классификации
психодиагностических тестов.
С позиций формального анализа
классификацию целесообразно строить
на сравнительно самостоятельных элементах
психодиагностического эксперимента,
отражающих его внешнюю сторону. К ним
относятся воздействие на испытуемого
в ходе эксперимента (стимулы), ответы
(отклики) испытуемого на это воздействие
и операции с информацией, рожденной реакциями
испытуемого на стимулы. Соответственно,
основанием для классификации психодиагностических
методик могут служить различные сочетания
форм тестовых заданий со способами реагирования
испытуемых, дополненные характеристиками
процедур обработки экспериментальных
данных.
В таблице 1 представлены формы
тестовых заданий психодиагностических
методик. В этой таблице все виды стимулов
разделены на вербальные и невербальные.
В свою очередь, среди вербальных вычленяются
стандартизированные и индивидуально-ориентированные
стимулы, а невербальные включают в себя
статические и динамические стимулы. Вербальные
стимулы — это вопросы, утверждения
и задания, выраженные словами. Стандартизированные
стимулы являются одинаковыми для всех
испытуемых, в то время как индивидуально
ориентированные подбираются персонально
для каждого испытуемого. Невербальные
стимулы — это картинки, фигуры, значки,
пятна и т.п. Кроме того, невербальные стимулы
могут обращаться к сфере не только зрительного
восприятия, а и других чувств (слух, осязание,
обоняние, вкус). Параметры статических
невербальных стимулов постоянны во Времени,
а у динамических объектов могут изменяться
форма, цвет, высота тона звука и
т.д.
Характеристика форм тестовых
заданий дополняется описанием
порядка предъявления стимулов в процессе
психодиагностического эксперимента.
Этот порядок может быть фиксированным
и Переменным. Разновидностью переменного
порядка является случайное предъявление
стимулов, которое применяется, например,
для организации рандомизированного исследования.
Другая разновидность связана с использованием
в ряде психодиагностических методик
обратной связи с испытуемым, когда содержание
и форма текущего стимульного материала
зависят от реакций испытуемого на предыдущие
стимулы.
Способы ответов испытуемого
на тестовые стимулы разделяются
на закрытые, открытые и динамическое
реагирование через органы управления
(табл.2). При закрытом способе все ответы
в совокупности образуют полную группу,
или, иными словами, все возможные виды
ответов заранее известны. Эти ответы
могут осуществляться в форме выбора из
"меню ответов" (в зависимости от
объема меню различают методики с альтернативным
и множественным выбором), с помощью оценивания
какого-либо признака по заданной шкале,
путем восстановления частей предложений,
фигур и т.д., а также посредством переструктурирования
данных. Открытые способы предполагают
ответы испытуемого на предъявляемые
стимулы в свободной форме. При этом могут
быть регламентированы лишь самые общие
требования к форме ответа (вербальная
или невербальная, ориентировочные объем
и время). Открытые способы включают в
себя ответы в виде дополнения заданного
стимула и ответы, в которых полностью
допускается свободное конструирование.
При динамическом реагировании через
органы управления используются перцептивные
и моторные способности испытуемого.
Ниже приводятся характеристики
возможных форм сочетаний тестовых
заданий с видами ответов испытуемых,
которые иллюстрируются ссылками на известные
психодиагностические методики, а также
дается оценка соотношения качественного
и количественного компонентов для каждого
выделенного класса психодиагностических
методик.
Стимулы — вербальные, стандартизированные
Ответы — закрытые, типа "Выбор"
Сочетание вербальных стандартизированных
стимулов крытыми ответами типа
"Выбор"
определяет самый обширный круг
психодиагностических методик —
тесты-опросники. 3адания в этих тестах
представлены в виде вопросов или утверждений,
относительно которых испытуемый выносит
суждения (наиболее часто используется
двух или трехальтернативный выбор, например,
"Верно", "Неверно", "Не могу
сказать"). По содержанию среди тестов-опросников
условно выделяют опросники-анкеты, биографические
опросники и личностные опросники.
Опросники-анкеты предназначены
для получения какой-либо информации
об исследуемом, не имеющей непосредственно
ношения к его личностным
особенностям.
Примером может служить Мичиганский
скрининг-тест выявления алкоголизма,
для которого характерна слабая связь
полученных результатов, с личностными
показателями обследуемых отечественная
адаптация произведена А.Е. Бобровым и
А.Н. Шурыгиным.
Биографические опросники ориентированы
на получение данных об истории
жизни человека. Наиболее типичные вопросы
в них относятся к уровню и характеру образования,
специальным навыкам и другим относительно
объективным показателям. Информация,
даваемая биографическими опросниками,
как правило, является вспомогательной
для получения достоверной интерпретации
результатов психодиагностических тестов,
но может носить и собственно диагностический
и прогностический характер.
Личностные опросники представляют
наиболее объемную группу тестов-
опросников. Они предназначены для измерения
различных особенностей личности. Одна
и та же психологическая переменная в
этих опросниках отражается группой пунктов
(не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми,
апеллирующими непосредственно к опыту
субъекта (например, "Боитесь ли Вы темноты?"),
либо к мнениям, суждениям испытуемого,
в которых косвенно проявляется его личный
опыт или переживания (например "Большинство
людей честны").
Опросники строятся как одномерные,
представляющие одну переменную,
или как многомерные, одновременно отражающие
несколько личностных показателей. Среди
личностных опросников выделяют опросники
черт личности, типологические опросники,
опросники мотивов, интересов, ценностей
и установок. При конструировании опросников
черт личности используется подход, базирующийся
на выделении групп тесно связанных личностных
признаков. Отечественная адаптация с
применением компьютерного анализа пунктов
проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько.
Типологические опросники основываются
на объединении похожих испытуемых в группы
(типы), и в них в качестве имени понятия
выступает название соответствующего
типа, а содержание раскрывается описаниям
типичного (или усредненного) представителя.
Одним из наиболее распространенных
как за рубежом, так и у нас в стране
является
Миннесотский многофазный личностный
опросник (MMPI). Первая
отечественная
адаптация MMPI произведена Ф.Б.Березиным
с соавторами.
Опросники мотивов позволяют
установить, на что направлена
активность индивидуума (мотивы как причины,
определяющие выбор направленности поведения).
Примером в отечественной психодиагностике
может служить адаптированный Ю.Л.Ханиным
сокращенный вариант опросника Марлоу-
Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован
на выборке спортсменов и используется
для диагностики мотивации одобрения,
контроля за фактором "социальной желательности",
а также при изучении предпочитаемых средовых
и межличностных влияний. Опросники интересов
в зависимости от степени насыщенности
личностными показателями могут быть
отнесены и к опросникам - анкетам.
Опросники ценностей направлены
на измерение ценностных ориентаций
личности, которые формируются в процессе
усвоения социального опыта и обнаруживаются
в интересах, установках и других проявлениях
личности. Поэтому опросники ценностей
близки к опросникам интересов, мотивов
и установок. Примером является опросник
ценностей специальностей Д.Суппера, дающий
сведения о важности для обследуемого
каждой из 45 ценностей специальностей,
например, помощь другим — для психолога,
возможность продвижения по службе —
для администратора и т.д.
Опросники установок применяются
преимущественно в социально- психологических
и социологических исследованиях.
Применение тестов-опросников характеризуется
малой степенью вовлеченности психодиагноста
в процедуру обследования. Алгоритмы обработки
результатов этих тестов, как правило,
представляют собой несложную процедуру
подсчета количества совпадений ответов
испытуемого с так называемым диагностическим
ключом и последующее приведение полученных
результатов к стандартизированному виду.
Автоматизация подобного тестирования
с помощью современных компьютеров является
несложной технической задачей. Основные
трудности встречаются на этапе формирования
автоматизированной интерпретации данных
многомерных тестов-опросников.
"Ручное" использование тестов-опросников
предполагает фиксированный порядок предъявления
стимулов. Изменение этого порядка на
случайный приводит к рандомизированному
типу психодиагностического эксперимента.
Включение с помощью компьютера обратной
связи обеспечивает проведения так называемого
адаптивного тестирования.
Стимулы — невербальные статические
Ответы—закрытые, типа "Выбор"
Методики данного типа применяются,
например, для исследования пространственного
воображения, комбинаторных способностей
и способностей соотнесения невербальных
стимулов к определенному классу из заданного
алфавита классов. Сюда относятся, в частности,
некоторые задания теста исследования
структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный
вариант под названием "тест-Су" нашел
применение для изучения уровня интеллектуального
развития учащихся младших классов [Лийметс
с соавт., 1974]). Так в заданиях "выбор
фигур" в качестве стимулов приводятся
разделенные на части геометрические
фигуры, которые нужно соотнести с предполагаемыми
изображениями целых фигур.
Обработка результатов в данном
случае сводится к оценке количества
правильно произведенных выборов. В качестве
диагностического параметра нередко используется
время решения заданий теста. Очевидно,
что современные компьютеры, обладающие
развитыми изобразительными средствами,
позволяют полностью автоматизировать
подобные методики. При этом в качестве
стимулов могут выступать не только статические,
но и динамические объекты.
Стимулы — вербальные стандартизированные,
невербальные статические
Ответы — закрытые, типа "Восстановление
частей"
Психодиагностические методики
рассматриваемого типа являются,
по сути, модификацией тестов с множественным
выбором. Отличительной особенностью
этих методик является то, что испытуемым
предлагается самим сформулировать (сконструировать)
ответ, не прибегая к меню возможных ответов.
Таким образом, испытуемый не ограничен
какими-либо рамками в своих ответах. В
то же время при данном подходе предполагается,
что существуют правильные ответы на задания
теста, которые могут быть выражены в достаточно
определенной форме.
Примером методик указанного
типа может служить субтест нахождения
недостающих деталей Векслера, с помощью
которого изучаются особенности
зрительного
восприятия, наблюдательность, способность
отличить существенные детали [Wechsler D.
1958]. В этом субтесте испытуемый должен
отыскать какую - либо недостающую деталь
или какое-то несоответствие на каждом
из 21 рисунке. На ответ отводится не более
20 с. и правильность ответа оценивается
одним баллом. Другим примером является
субтест Амтхауэра "Ряды чисел", направленный
на исследование индуктивного мышления
испытуемого и его способности оперировать
с числами. В 20 заданиях субтеста требуется
установить закономерность числового
ряда и продолжить его. Здесь также на
выполнение заданий вводится лимит времени.
Обработка результатов обследования
с помощью психодиагностических
методик рассматриваемого класса в достаточной
степени формализована. Диагностическими
признаками здесь выступают количества
правильно выполненных заданий. Также
в ряде случаев ценная диагностическая
информация содержится в параметрах временной
динамики выполнения теста.
Стимулы — вербальные стандартизированные,
невербальные статические Ответы
— закрытые,типа "Переконструирование"
Тестовые задания, предполагающие
ответы типа "переконструирование
данных", заключаются в составлении
комбинаций из заданного алфавита вербальных
или невербальных элементов. Как правило,
считается известной "правильная"
комбинация элементов, но это не является
обязательным условием, так как оценке
могут подлежать такие параметры, как,
например, оригинальность созданной композиции.
В качестве типичного примера можно привести
субтест последовательности картинок
в шкале измерения интеллекта Векслера.
С помощью этого субтеста исследуется
способность испытуемого к организации
фрагментов в логическом поле, пониманию
ситуации и предвосхищению событий. В
задании предлагается 8 серий картинок,
обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии
с которым, испытуемый должен разложить
картинки в определенной последовательности.
Оценка в данном субтесте зависит от правильности
и времени решения.