Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью выполняемого курсового проекта является разработка модели информационной системы оформления путевок в туристическом агентстве. В процессе работы необходимо изучить методологию разработки информационной системы и принципы создания приложений с графическим пользовательским интерфейсом.
Введение 6
1 ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ 8
2 Анализ и описание предметной области 10
3 Цели и задачи создания базы данных «Сервисный Центр» 12
4 Проектирование базы данных «Сервисный центр» 14
4.1 Входные и выходные данные задач 14
4.2 Инфологическое проектирование базы данных 16
4.3 Даталогическое проектирование базы данных 18
4.3.1 Нормализация отношений 19
4.3.2 Выбор СУБД 20
4.3.3 Физическое проектирование реляционной база данных 20
5. РЕАЛИЗАЦИЯ СПРОЕКТИРОВАННОЙ базы данных 24
5.1 Структура базы данных и работа в ней 24
5.2 Запросы для решения поставленных задач и автоматизации базы данных 32
5.3. Отчеты по результатам решения задач 34
5.4 Организация интерфейса с пользователем 35
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
СОЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ 8
2 Анализ и описание предметной области 10
3 Цели и задачи создания базы данных «Сервисный Центр» 12
4 Проектирование базы данных «Сервисный центр» 14
4.1 Входные и выходные данные задач 14
4.2 Инфологическое проектирование базы данных 16
4.3 Даталогическое проектирование базы данных 18
4.3.1 Нормализация отношений 19
4.3.2 Выбор СУБД 20
4.3.3 Физическое проектирование реляционной база данных 20
5. РЕАЛИЗАЦИЯ СПРОЕКТИРОВАННОЙ базы данных 24
5.1 Структура базы данных и работа в ней 24
5.2 Запросы для решения поставленных задач и автоматизации базы данных 32
5.3. Отчеты по результатам решения задач 34
5.4 Организация интерфейса с пользователем 35
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение 4
1. Анализ информационной системы «Ресторан» 5
1.1. Описание обработки информации в информационной системе «Ресторан» 5
1.2. Перечень запросов в информационной системе 5
1.3. Перечень отчетов в информационной системе 5
1.4. Перечень операций по вводу информации в базу данных информационной системы 6
2. Проектирование базы данных 6
2.1. Инфологическое проектирование базы данных 6
2.2. Нормализация базы данных 7
2.3. Даталогическое проектирование базы данных 9
2.4. Формирование условий целостности базы данных 10
3. Реализация базы данных 11
3.1. Выбор СУБД и реализация базы данных 11
3.2. Конструирование форм ввода информации в базу данных 15
3.3. Конструирование запросов к базе данных 16
3.4. Конструирование отчетов из базы данных 18
4. Решение контрольной задачи 20
4.1. Разработка тестовых данных для проверки базы данных 20
4.2. Ввод тестовых данных в базу данных 21
4.3. Формирование запросов и отчетов 21
Выводы и результаты 24
Литература 24ВВЕДЕНИЕ
Современное туристическое агентство – организация, пожалуй, с наиболее ярко выраженными требованиями к скорости обработки информации. Оформление документов на продажу путевки должно занимать несколько минут, время подбора вариантов тоже ограничивается минутами, если не секундами. Все это подводит нас к утверждению, что процедура оформления путевок не только может быть автоматизирована, но и нуждается в этом.
Целью выполняемого курсового
проекта является разработка модели
информационной системы оформления
путевок в туристическом
Предметной областью данного курсового проекта является работа туристического агентства в процессе оформления путевки.
Оформление туристической путевки – основной бизнес-процесс в работе туристического агентства. В результате проведенного исследования был получен следующий технологический процесс оформления путевки:
В агентство поступает информация о предлагаемых туроператорами услугах, либо в виде каталогов, либо в виде рассылки по электронной почте, либо каким-либо иным способом передачи информации. На основании этих предложений агентство создает обобщенный каталог предлагаемых услуг.
При посещении агентства клиентом с целью приобретения путевки, менеджер предлагает клиенту варианты путевок, исходя из обобщенного каталога услуг, рассчитывает стоимость путевки и передает клиенту вариант путевки для ознакомления. В случае согласия клиента, данный вариант используется в качестве основы для договора между агентством и клиентом об оказании туристических услуг.
В результате исследования технологического процесса выделяются следующие функции информационной системы:
- ведение каталога услуг туроператоров;
- подбор путевки для клиента;
- учет оформленных путевок;
- анализ оформленных путевок.
1.2. Документы
предметной области,
Входная информация задачи «Оформление путевки в туристрическом агенстве» разделяется на условно-постоянную и оперативно-учетную информацию.
Условно-постоянная информация, необходимая для решения этой задачи, включает справочные данные о туроператорах, странах, городах, вынесенных в отдельные справочники.
Входная информация, содержащая данные оперативного учета, включает данные об услугах, предоставляемых туроператорами и данные о клиентах.
Входные документы:
Основной проблемой, возникающей при оформлении путевок, является время, затрачиваемое на перебор вариантов. В случае отсутствия автоматизации процесса в короткие сроки предоставить информацию по оказываемым услугам невозможно. Нерациональность использования рабочего времени менеджера, таким образом, становится дополнительной финансовой обузой для агентства.
Автоматизация процесса оформления путевок позволяет решить проблему и значительно уменьшить время, необходимое для подбора вариантов оказываемых услуг, по всему объему каталогов туроператоров.
Работа информационной системы должна вестись на основе каталогов туроператоров и данных о клиенте. В любой момент времени должна быть возможность получить информацию по оформленным путевкам, бланк оформленной путевки с информацией для составления договора.
В результате работы информационной системы формируются следующие выходные документы:
Бланк оформленной путевки, приведенный на форме 1.
Форма 1. Бланк оформленной путевки
Фамилия, Имя, Отчество клиента |
|
Серия паспорта |
|
Номер паспорта |
|
Кем выдан паспорт |
|
Когда выдан паспорт |
|
Адрес регистрации |
|
Страна путевки |
|
Город путевки |
|
Экскурсии |
|
Сервис |
|
Дата начала |
|
Дата окончания |
|
Туроператор |
|
Адрес туроператора |
Отчет по оформленным путевкам, приведенный на форме 2.
Форма 2. Отчет по оформленным путевкам
ФИО |
Город путевки |
Туроператор |
Дата |
Дата |
Стоимость путевки |
В конце отчета выводится
итоговая сумма по оформленным путевкам.
Разработка информационного обеспечения включает подготовку документов, содержащих информацию, необходимую для решения задачи, и анализ этой информации. Такой анализ позволит произвести формализацию данных, которая имеет целью их однозначное определение для хранения, поиска и обработки во внутримашинной сфере.
Для организации информационной базы будем использовать реляционную СУБД. Поэтому должна быть разработана логическая структура реляционной базы данных, на основе которой будет осуществляться решение задачи. Используем процессный подход к разработке базы данных, определяя состав только тех данных, которые необходимы для получения выходной информации задачи.
3.2. Объекты информационно-логической модели
В результате анализа предметной области выделены следующие информационные объекты (таблица 1):
Таблица 1. Информационные объекты
Объект |
Реквизиты |
Путевка |
Фамилия, Имя, отчество клиента |
Серия паспорта | |
Номер паспорта | |
Кем выдан паспорт | |
Дата выдачи паспорта | |
Адрес клиента | |
Стоимость путевки | |
Страна | |
Город | |
Экскурсии | |
Сервис | |
Цена услуги | |
Стоимость проезда | |
Туроператор | |
Адрес туроператора |
Для проведения нормализации
необходимо выделить повторяющиеся
реквизиты в качестве отдельных
объектов и связать их с основными объектами.
В результате нормализации у меня получились следующие таблицы (рис. 1):
Рис. 1. Состав реляционных таблиц базы данных
Логическая структура реляционной базы данных определяется совокупностью логически взаимосвязанных реляционных таблиц. Каждая реляционная таблица имеет структуру, определяемую реквизитным составом одного из информационных объектов полученной ИЛМ. Логические связи таблиц соответствуют структурным связям между объектами и рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2. Связи между
информационными объектами
Таблица 2. Связи информационных объектов
Ключ связи |
Главный ИО |
Подчиненный ИО |
Тип отношения |
Код страны |
Город |
Страна |
1:М |
Код города |
Услуги |
Город |
1:М |
Код туроператора |
Услуги |
Туроператоры |
1:М |
Код клиента |
Путевка |
Клиент |
1:М |
Код путевки |
Услуги |
Путевка |
1:М |
Логическая структура реляционной базы данных, построенная на основе полученной ИЛМ, приведена на рис. 2. На этой схеме реляционные таблицы представлены структурой, определяемой составом и последовательностью полей (атрибутов). Наименования ключевых полей выделены полужирным шрифтом. Логические связи изображены линиями между соответствующими ключами связи с обозначениями типов связей.
Рис. 2. Логическая структура реляционной
базы данных задачи
В процессе подготовки системы к работе необходимо подготовить начальные сведения:
Информация оперативного учета вводится из каталогов услуг туроператора и удостоверения личности клиента.