Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа
целью данной курсовой работы является оценка эффективности готовой информационной системы и системы, разработанной самостоятельно с указанием основных преимуществ и недостатков при использовании того или другого проектного решения.
Для достижения указанной цели определены следующие исследовательские задачи:
* Анализ основных возможностей информационных систем управления.
* Рассмотрение необходимости выбора определенной системы для конкретного предприятия.
* Решение проблем выбора необходимого ERP-комплекса, а также выявление причин невозможности его внедрения на некоторых предприятиях.
* Выделение основных требований к системе, общих для всех потребителей.
* Анализ готовых информационных систем на примере конкретного ERP-комплекса.
* Рассмотрение основных характеристик и возможностей примера проекта автоматизации управления предприятием.
* Оценка возможностей и эффективности новой системы, разработанной самостоятельно.
* Сравнение результативности готовых и новых систем управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. 6
1.1 Необходимость выбора информационных систем. 6
1.2 Проблема выбора и причины невозможности внедрения ERP-системы на предприятии. 8
ГЛАВА 2. ВЫБОР, ТРЕБОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ГОТОВОЙ ERP-СИСТЕМЫ 12
2.1 Требования к ERP-системе. 12
2.2 ERP-система «КОМПАС» – многофункциональная альтернатива западных информационных систем. 15
2.3 Преимущества и недостатки готовых информационных систем управления. 16
2.4 Экономическая эффективность готовой ERP-системы. 17
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. 23
3.1 Выбор между покупкой и разработкой информационной системы. 23
3.2 Сложности при разработке собственной ERP-системы. 23
3.3 Преимущества и недостатки самостоятельной разработки информационной системы. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Лучше всего выбирать систему, имеющую широкое распространение. В этом случае на рынке труда всегда можно найти специалистов на поддержку, или даже на доработку. Это дешевле чем покупать их за часы у вендора решения.
В настоящее время наблюдается заметный рост спроса на автоматизацию управленческих функций на базе ERP-систем. Создание и внедрение ERP-системы требует значительных инвестиций: ее стоимость может колебаться от 50 тыс. долл. США до нескольких миллионов.
При разработке концепции проектируемой системы, составным элементом которой является оценка экономической эффективности, риски непроизводительных затрат ощутимо снижаются. Целью разработки концепции является обоснование общих требований - функциональной структуры ERP-системы и количества необходимых автоматизированных рабочих мест; технического и программного обеспечения.
Поскольку
именно функциональная структура определяет
экономические последствия
Важное значение при обосновании затрат на ERP-систему имеет и то, что при ее внедрении инвестиционная привлекательность компании возрастает.
Так как создание и внедрение ERP-систем главным образом нацелено на обеспечение информационной поддержки принятия управленческих решений и автоматизацию типовых операций и трудоемких расчетов, то источники экономической эффективности следует искать в функциональной структуре системы.
Как правило, ERP-системы включают следующие подсистемы:
– управление материально-техническим снабжением;
– управление сбытом;
– управление производством;
– управление финансами;
– управление персоналом и др.
Источники эффективности каждой подсистемы, безусловно, определяются реализуемыми функциями: какие данные, когда и кем вводятся в систему, как обрабатываются и кому предоставляются; насколько актуальна и полна эта информация, насколько полно система отражает бизнес-процессы предприятия.
При внедрении полнофункциональной ERP-системы источники экономической эффективности содержатся в повышении качества анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности компании. Качество анализа повышается, так как достоверная первичная информация своевременно поступает в единую базу данных, интегрированную с другими подсистемами; упрощается процесс формирования консолидированной отчетности; за счет получения возможности планировать с большей детальностью и/или с другой периодичностью и, самое главное, с большей обоснованностью - качество планирования заметно улучшается. Другой источник эффективности - расширение возможностей контроля большей детализации плановых и фактических показателей. Если обнаруживается отклонение фактических показателей от плановых или нормативных, происходит автоматическое формирование отчетов. Эти отчеты - предмет для детального анализа и взвешенных, аргументированных шагов к исправлению критической ситуации.
Рассмотренные
источники экономической
Если
процессу внедрения предшествуют выстраивание
бизнес-процессов компании, устранение
недостатков действующей
В настоящее время сложились два основных подхода к оценке экономической эффективности:
Учитывая, что предприятий, внедривших ERP-системы в полном объеме, сегодня в России практически нет, а использование западных данных не совсем корректно (другая экономическая среда), возможности применения первого подхода ограниченны.
Первый
подход может быть успешно применен
при решении задачи выбора пути автоматизации
для вновь создаваемых
С известной степенью приближенности для получения предварительной оценки, данные о результатах внедрения ERP-систем могут быть использованы не только для вновь создаваемых, но и для действующих предприятий. В этом случае исходные данные следует уточнить с учетом особенностей функционирования предприятий.
Для
действующих предприятий
Как
правило, экономическая эффективность
оценивается силами привлеченных консультантов
- проектировщиков системы - при активном
участии специалистов компании. Подобная
оценка может быть осуществлена и
собственными силами компании при условии,
что она располагает
Расчет экономического эффекта не проводится или проводится поверхностно по причине того, что это тяжело, трудно и, по мнению большей части руководителей, не нужно. Для обоснования требуется подробный анализ возможных выгод, который возможен только при детальном понимании экономики компании. Необходим тщательный расчет явных и скрытых затрат на проект, что требует опыта проведения нескольких таких проектов. На это никогда нет времени и жалко денег, тем более что ответ может оказаться отрицательным: внедрять пока не надо. Гораздо проще принять решение, основываясь на предположении, что внедрение системы решит наболевшие вопросы сразу нескольких руководителей подразделений компании, а на предприятии, наконец, будет достигнут столь желанный руководителю «порядок». Но это не более чем предположение. Если же решение принято, компанию ждет масса работы. Придется создать систему измерения показателей эффективности, заложенных в обоснование проекта. Если такой системы нет, значит и экономического эффекта нет -- во всяком случае его невозможно измерить. Потом следуют тщательный выбор системы, партнера по внедрению, отбор и обучение участников проекта. Потребуется план замещения сотрудников, занятых на проекте (не стройте иллюзий – на проекте должны работать лучшие люди компании, которые никогда не вернутся на свои старые рабочие места). И это далеко не полный перечень мероприятий, которые нужно проделать до того, как приступать к внедрению -- потом заниматься этим будет некогда. Неумолимый счетчик начнет отсчет времени, оставшегося до выхода на запланированные показатели. Это пугает, но «правильное» внедрение всегда стоит дорого и дается трудно.
Оценка экономической эффективности - необходимый этап проектирования ERP-системы, поскольку цена ошибки велика.
Экономическую
эффективность целесообразно
На сегодняшний день ни одна из стандартных информационных систем, ERP-систем не обходится без дополнительной доработки под соответствующего заказчика.
Тем не менее и в таком варианте она дешевле, технологически прозрачнее и проще во внедрении и поддержке, чем сопоставимая по масштабам система, разработанная самостоятельно. Просто в одних случаях готовое решение достаточно лишь слегка подкорректировать, а в других требуются значительные изменения. Однако если бизнес компании нетипичен для тиражируемых информационных систем, то стоимость доработок может существенно превысить стоимость разработки своими силами.
В процессе выбора между покупкой и разработкой заказчик проходит 4 этапа [12]:
Даже если компания выбирает путь покупки, это не отменяет необходимости наличия у заказчика собственной группы сопровождения, которая занимается адаптацией системы и обеспечением ее бесперебойной работы.
Организация собственного проектирования системы ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной КИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ [17]:
Каждый из этапов является довольно сложным и очень длительным при выполнении.
Информация о работе Проектирование систем информационного обеспечения управления