Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:35, курс лекций
Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
Технология - совокупность взаимосвязанных способов обработки материала и приемов изготовления продукции в производственном процессе..
1. Базовые понятия компьютерных информационных технологий. 3
2. Основные этапы развития ИТ 5
3. Понятие экон.информации (ЭИ). Особенности и свойства. 7
4. Понятие информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов. 8
5. Понятие информац. услуги. Рынок информац. услуг. 10
6.Понятие информационные системы. Классификация информационных систем. 11
7.Информационные системы и их функционирование. 13
8.Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. 14
11. Корпоративные информационные системы. 15
12. Классификация КИТ. 16
13. Понятие ТО технологий обработки экономической информации. Классификация ТО КИС. 19
14. ТО. Характеристика средств вычислит.техники. 21
15. Понятие программного обеспечения и его классификация. 23
16.Системное программное обеспечение. 24
17. Пакеты прикладных программ и их характеристика. 26
18. Инструментарий программирования. CASE-технологии 29
19. Осн. понятия и классификация компьютерных сетей (КС). 31
20. Понятие технологии «Клиент-сервер». Назначение и виды серверов. 33
21. Локальные комп.сети (ЛС) и их классификация. Топология ЛС. 35
22. Глобальная комп.сеть (КС) «Интернет». Осн. принципы построения сети. 36
23. Протоколы Internet. 38
24. Сервисы WWW 41
25. Сетевые ресурсы «Интернет» в РБ. 43
26. WWW. Понятие URL. Компоненты WWW 44
27. Архитектура компьютерных сетей. 46
28. Понятие и принципы построения КИС 48
29. Архитектура корпоративной информационной системы. 51
30. Состояние рынка ПО в РБ. 53
31. Неоднородность КИС. Решения проблем неоднородности в корпоративных информационных системах. 54
32. Понятие систем искусственного интеллекта и компоненты 56
35. Экспертная система и компоненты. 58
36. Системы поддержки принятия решений (СППР), основные компоненты и назначение 60
38. Понятие реинжинеринга бизнес-процессов. Основные принципы. 61
39. Реинжинеринг бизнес-процессов. Этапы реализации РБП. 64
40. Методология реинжиниринга. Роль ИТ в проведении РБП. 66
41. Методы моделирования бизнес-процессов. 68
42. Причины неудач при проведении РБП. 69
43. Понятие геоинформационные системы (ГИС). Организация данных в ГИС. 70
44. Направление использования ГИС и ГИС-технологий 71
47. Понятие информ.безопасности. Классификация угроз информационной безопасности. 72
48. Правовое обеспечение безопасности информ.технологие. 75
49. Организационно-экономическое обеспечение ИБ. 77
50. Программно-техническое обеспечение ИБ. 79
51. Содержание проекта и требования к КИС. 81
52. Состав и стадии разработки КИС. 83
56. Основные понятия и принципы построения КИС. 84
58.Требования к КИС. 85
59. Системы управления предприятием, подходы к их автоматизации. 87
61. Жизненный цикл КИС. 89
65. Модули КИС. 90
Содержание
1. Базовые понятия
компьютерных информационных
технологий.
Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
Технология - совокупность взаимосвязанных способов обработки материала и приемов изготовления продукции в производственном процессе..
Информационная технология – система методов и способов по сбору, регистрации, хранению, накоплению, поиску, обработки и выдачи информации по запросам пользователей. Если для этих целей используется вычислительная техника, то такая технология называется корпоративная информационная технология.
Данные – информация представленная в удобном для передачи, интерпретации, обработки виде.
Информационный процесс – процесс сбора, регистрации, хранения, накопления, обработки, актуализации, представления документированной информации пользователю (закон РБ «об информатизации»).
Система управления – (процесс целенаправленного воздействия на объект) совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления.
Информационный поток – совокупность массивов данных, относящихся к одной управленческой работе и имеющих общие источники и приемники информации.
Автоматизированная система обработки экономической информации – комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе и позволяющая осуществить все технологические операции над информацией в определенной предметной области.
Бизнес-процесс – конечная взаимосвязанная совокупность действий с использованием внутренних и внешних ресурсов и определяющая соотношения внутри конечного множества субъектов и объектов.
Реинжинеринг бизнес-процессов – коренное переосмысление и радикальное перепроектирование процесса с целью улучшения в несколько порядков раз показателей, характеризующих сам бизнес-процесс.
Ресурс – в широком смысле – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях.
Информационный ресурс – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации ИР, по законодательству РБ – документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.)
2. Основные этапы развития ИТ
выделяют следующие этапы развития ИТ:
1.
ручной. Основным инструментом
2. механический. В качестве инструмента – пишущая машинка, диктофоны. Средство передачи информации- общественная почта (до середины 40-х гг. 20 века)
3. электрический. Для обработки информации использовались ЭВМ первого поколения и соответствующие программные обеспечения, а также ксероксы, портативные телефоны (до 60-х годов 20 века).
4.
электрические информационные
5.
КИТ. Инструмент – ПК с
Для современного этапа развития ИТ характерно:
1. работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно помнить и знать, дает выбрать из того, что предлагается).
2.
сквозная информационная
3. развитие коммуникаций
4. широкое использование систем искусственного интеллекта (экспертные системы и СППР).
5.безбумажный процесс обработки документов.
6.
диалоговый режим решения
7.
коллективное изготовление
8. адаптивная переработка форм и способов подачи информации.
9. гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.
3. Понятие экон.информации (ЭИ). Особенности и свойства.
Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Понятия, с помощью которых выражается экономическая информация, - натуральные и стоимостные. Стоимостные приведены к одной единице измерения. Основными структурными единицами экономической информации являются реквизит-признак и реквизит-основание. Реквизит-признак – качественная характеристика, реквизит-основание – количественная характеристика. Их совокупность – показатель.
Любой экономический документ состоит из трех основных частей:
- заголовочная часть (название)
- содержательная часть
-
оформительская часть (подпись,
4. Понятие информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов.
Информационные
ресурсы - это организованная совокупность
документированной информации, включающая
базы данных и знаний и другие массивы
информации в информационных системах
(библиотеки, архивы, делопроизводство
и т.д.). Перенесенные на электронные носители
информационные ресурсы с помощью средств
вычислительной техники и средств телекоммуникаций
приобретают качественно новое состояние
и становятся доступными для оперативного
воспроизводства необходимой информации
и превращаются в важнейший фактор социально-экономического
развития общества. По
своему административному
делению информационные
ресурсы бывают: а) Международные; б)
Государственные в) Региональные (районные);
г) Локальные. По типу
доступа информационные
ресурсы бывают: а) Открытые; б) Закрытые;
в) С ограниченным доступом. По
типу управления информационные
ресурсы бывают: а) Централизованные;
б) Децентрализованные. По типу собственности
информационные ресурсы подразделяются
на: а) государственные; б) негосударственные.
К государственным информационным
ресурсам относятся: а) Ресурсы органов
власти и управления всех уровней, а так
же государственных субъектов хозяйствования,
формируемых в результате их деятельности;
б) Ресурсы негосударственных образований,
создаваемых в интересах различных сфер
жизнедеятельности общества. По
своему назначению государственные
информационные ресурсы подразделяются:
а) на республиканские; б) административно-
5. Понятие информац. услуги. Рынок информац. услуг.
Экономическая
ин-ция - совокупность данных(сведений)
о 4процессах эк-ки (пр-ве, распределении,
перераспределении и потреблении), исп.
при осущ. функций упр-ния экономич. объектами.
Требования к экономич.ин-ции: точность,
достоверность, оперативность поступления,
корректность, полезность, устойчивость,
достаточность. Информационная
услуга-передача какой-либо ин-ции ее
владельцем др.лицу или орг-ции, осущ. безвозмездно
или на платной основе. Рынок
информац. услуг- система экономических,
правовых и организационных отношений
по торговле продуктами интеллектуального
труда на коммерческой основе. Могут использоваться
следующие формы предоставления информац.
услуг потребителям:1)на машинных носителях,
магнитных или оптических дисках, дискетах);2)с
использование ср-в телекоммуникаций(телефон,факс)
Информационная система – организационная упорядоченная совокупность методов и средств информационных технологий, которые используются для сбора, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации в целях достижения поставленной задачи.
Информационный ресурс. Разнообразие задач, которые возникают на предприятиях привело к появлению множества разнотипных систем, которые отличались принципами построения и, заложенных в них, обработки информации. Для работы на различных организационных уровнях информационной системы выделяют основные виды информационных систем.
Принято ИС классифицировать по различным признакам:
1. по степени автоматизации:
- ручные
- автоматизированные
- автоматические
2. по характеру обработки:
- информационно-поисковые, которые производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информаций по запросам пользователя без сложных преобразований данных.
- информационно-решающие
– системы, осуществляющие
3. по сфере применения:
- ИС организационного управления. Предназначен для автоматизации функций управленческого персонала: оперативный контроль, регулирование, оперативный учет и анализ, БУ, управление сбытом, снабжение и другие организационно-экономические задачи.
- ИС управления технологическими процессами. Предназначен для автоматизации функций производственного процесса и для контроля и управления производственными процессами.
- ИС автоматизированного
проектирования (для автоматизации
функций инжинеров-
- КИС. Для автоматизации
всех функций фирмы: от
Информационные ресурсы являются базой для систем управления различного уровня.
СОД –(EDP-Electronic Data Processing) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счета, накладные, платежные поручения, расчет заработной платы, статистической отчетности и т. д.).
ИС менеджмента ИСМ –(MIS- Management Information System) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организация работ в течение ближайшего времени (недель, месяцев), сбыта, составление производственных программ.
СППР
(DSS- Decide Support System)- используются на верхнем
уровне управления, имеющего стратегическое
долгосрочное значение (в течение года
или нескольких лет).