Лекции по "Информационным технологиям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:35, курс лекций

Краткое описание

Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
Технология - совокупность взаимосвязанных способов обработки материала и приемов изготовления продукции в производственном процессе..

Оглавление

1. Базовые понятия компьютерных информационных технологий. 3
2. Основные этапы развития ИТ 5
3. Понятие экон.информации (ЭИ). Особенности и свойства. 7
4. Понятие информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов. 8
5. Понятие информац. услуги. Рынок информац. услуг. 10
6.Понятие информационные системы. Классификация информационных систем. 11
7.Информационные системы и их функционирование. 13
8.Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. 14
11. Корпоративные информационные системы. 15
12. Классификация КИТ. 16
13. Понятие ТО технологий обработки экономической информации. Классификация ТО КИС. 19
14. ТО. Характеристика средств вычислит.техники. 21
15. Понятие программного обеспечения и его классификация. 23
16.Системное программное обеспечение. 24
17. Пакеты прикладных программ и их характеристика. 26
18. Инструментарий программирования. CASE-технологии 29
19. Осн. понятия и классификация компьютерных сетей (КС). 31
20. Понятие технологии «Клиент-сервер». Назначение и виды серверов. 33
21. Локальные комп.сети (ЛС) и их классификация. Топология ЛС. 35
22. Глобальная комп.сеть (КС) «Интернет». Осн. принципы построения сети. 36
23. Протоколы Internet. 38
24. Сервисы WWW 41
25. Сетевые ресурсы «Интернет» в РБ. 43
26. WWW. Понятие URL. Компоненты WWW 44
27. Архитектура компьютерных сетей. 46
28. Понятие и принципы построения КИС 48
29. Архитектура корпоративной информационной системы. 51
30. Состояние рынка ПО в РБ. 53
31. Неоднородность КИС. Решения проблем неоднородности в корпоративных информационных системах. 54
32. Понятие систем искусственного интеллекта и компоненты 56
35. Экспертная система и компоненты. 58
36. Системы поддержки принятия решений (СППР), основные компоненты и назначение 60
38. Понятие реинжинеринга бизнес-процессов. Основные принципы. 61
39. Реинжинеринг бизнес-процессов. Этапы реализации РБП. 64
40. Методология реинжиниринга. Роль ИТ в проведении РБП. 66
41. Методы моделирования бизнес-процессов. 68
42. Причины неудач при проведении РБП. 69
43. Понятие геоинформационные системы (ГИС). Организация данных в ГИС. 70
44. Направление использования ГИС и ГИС-технологий 71
47. Понятие информ.безопасности. Классификация угроз информационной безопасности. 72
48. Правовое обеспечение безопасности информ.технологие. 75
49. Организационно-экономическое обеспечение ИБ. 77
50. Программно-техническое обеспечение ИБ. 79
51. Содержание проекта и требования к КИС. 81
52. Состав и стадии разработки КИС. 83
56. Основные понятия и принципы построения КИС. 84
58.Требования к КИС. 85
59. Системы управления предприятием, подходы к их автоматизации. 87
61. Жизненный цикл КИС. 89
65. Модули КИС. 90

Файлы: 1 файл

шпора1.doc

— 935.00 Кб (Скачать)

     Операционные  системы классифицируются по различным  признакам:

- разрядности – 16-, 32-, 64-, 128-разрядные;

- количеству пользователей – однопользовательские, многопользовательские;

- количеству одновременно решаемых задач – однозадачные, многозадачные.

     Операционные  оболочки – специальные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с командами  операционной системы. Операционные оболочки имеют текстовые и графические варианты интерфейса конечного пользователя. Наиболее известными операционными оболочками являются: Norton Commander, Norton Navigator, Xtree.

 

17. Пакеты прикладных программ и их характеристика.

     Системное ПО – совокупность программ и программных комплексов, предназначенных для обеспечения работы компьютера и сетей. Системное ПО позволяет создавать операционные среды функционирования другим программам и обеспечивает надёжную и эффективную работу компьютера, а также вычислительных сетей, выполняет вспомогательные технологические процессы.

ППП–комплекс взаимосвязанных программ, предназначен-ных для решения круга задач по определенной тематике или предмету. ППП можно классиф. следующим образом:

­ общего назначения; ­проблемно-ориентированные; ­методо-ориентированные; ­офисные; ­коммуникационные;

­программные средства мультимедиа; ­системы искусственного интеллекта.

     1. ПАКЕТЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (это  настольные системы, управление  базами данных, которые обеспечивают  организацию и хранение локальных  баз данных на автономно-работающих компьютерах либо централизованное хранение баз данных на файловых серверах и предназначены для сетевого доступа. В настоящее время широкое распространение получили реляционные СУБД; сервера баз данных, которые предназначены для создания и использования при работе в сети интегрированных баз данных в архитектуре клиент-сервер; генератор отчётов, который обеспечивает реализацию запросов и формирование отчётов в печатном или экранном виде в условиях сети с архитектурой клиент-сервер. Сервера отчётов обычно поддерживают разнородные платформы, что позволяет эффективно работать в неоднородных вычислительных сетях; текстовые процессоры, которые предназначены для обработки документации различного рода; табличные процессоры, которые предназначены для обработки различного рода информации, которая представлена в виде таблиц с использованием встроенных функций; средства презентационной графики - специализированные программы, которые предназначены для создания изображений и их показа на экране, подготовка слайд-фильмов, видеофильмов, их редактирование и определение порядка следования изображений; интегрированные пакеты – набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единую информационную технологию, реализ.на общей вычислительной и операционной платформе. Наиболее распространёнными интегр.пакетами являются пакеты, объединяющие в себе СУБД, текстовые редакторы, табл.процессоры, органайзеры, ср-ва поддержки электронной почты, программы создания презентаций, графические редакторы.

     2. ОФИСНЫЕ ПАКЕТЫ. К ним относят  органайзеры (планировщики), ПО для  планирования рабочего времени,  для составления протоколов встреч, для составления расписаний, для  ведения записной и телефон.книжки. В состав программного органайзера входят калькулятор, записная книжка, часы, календарь и др. В эту группу входят программы-переводчики предназначены для создания подстрочника исходного текста на указанном языке.

     3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ППП предназначены  для организации взаимодействия пользования с удалёнными абонентами или информационными ресурсами.

     4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА:  основное назначение – создание, обработка и использование аудио-  и видеоинформации для расширения  информационного пространства пользователя.

     5. МЕТОДООРИЕНТИРОВАННЫЕ ППП: данный класс включает программные продукты, кот. обеспечив. независимо от предметной области и функций информационных систем метем., статистич. и др. методы решения задач. Наиболее распространены методы математического программирования, решения дифференциальных уравнений, имитационное моделирование, исследование операций. На базе методов сетевого планирования с экономическими показателями расчёта, а также формирования отчётов различного вида используются такие программные продукты как Статистика, MathCad, Statgraft.

    6. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ – самый  представительный класс программных  продуктов, внутри которого проводится  классификация по различным признакам:  по типам, предметам областей; по ИС; по функциям и компексам  задач. В результате на ППП управления производством, ППП управления персоналом, ППП управления материальными запасами, ППП финансовой деятельности, ППП по автоматизации торговли, ППП по туристической деятельности и др.

 

     18. Инструментарий программирования. CASE-технологии

    Инструментарий  программирования – программные продукты, которые поддерживают технологию программирования. Делятся на:

    1. средства для создания приложений.

    2. информационные системы (CASE-технологии).

    Case-технологии – это программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем. Делятся на встроенные с систему и независящие от системы. CASE-технологии нацелены на коллективную работу над проектом за  счет возможности работать в локальной сети всех разработчиков. Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями:

    - мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие  возможности;

    - интеграция отдельных компонент  CASE-средств, обеспечивающая управляемость  процессом разработки ИС;

    - использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).

    Средства  для создания приложения в свою очередь  делятся на локальные и интегрированные.

    Локальные  - языки и системы программирования, а также инструменты среды пользователя..

    BPWIN (разновидность CASE-технологии) позволяет сформировать бизнес процесс на двенадцати уровнях, организует финансовый расчет по всем уровням и отдельным видам работы.

 

19. Осн. понятия и классификация компьютерных сетей (КС).

Компьютерная  сеть – это комплекс территориально рассредоточенных ЭВМ, связанных между собой каналами передачи данных в целях эффективного использования вычислительных  ресурсов. Целесообразность создания комп сети обусл-ся следующим: а) возможностью исп терр распр ПО, инф-ых баз данных и баз знаний, находящихся у разл пользователей; б) возм организации распределенной обработки данных путем привлечения ресурсов многих выч машин; в) оперативн перераспр нагрузки м/д компами, включ в сеть и ликвидации пиковой нагрузки за счет перераспр ее с учетом часовых поясов; г) специализацией отдельных машин на работе с уникальными программами, которые нужны ряду пользователей сети; д) коллективизации ресурсов, в особенности дорогостоящего периферийного оборудования, которым экономически нецелесообразно укомплектовывать каждую ЭВМ. В глобальном масштабе, компьютерные сети позволяют решить следующие задачи: а) Обеспечение информацией по всем областям человеческой деятельности; б) Электронные коммуникации. Прежде всего, это электронная почта – передача и прием текстовой и графической информации. Телеконференции – тематический обмен информацией между пользователями-участниками; в) Удаленное выполнение программ (RPC – Remote Procedure Calls). Классификация: По типу функционального взаимодействия: а) Клиент-сервер б) Многослойная архитектура в) Точка-точка, P2P  г) Одноранговая. По типу сетевой топологии: а) Шина  б) Звезда. в) Кольцо  г) Решётка д) Смешанная топология е) Полносвязная топология. По функциональному назначению: а) Сети хранения данных  б) Серверные фермы  в) Сети управления процессом  г) Сети SOHO. В каждом типе сетей используется разнообразное оборудование и различные операционные системы, а также различные сетевые протоколы.

 

20. Понятие технологии «Клиент-сервер». Назначение и виды серверов.

     Клиент-сервер — сетевая архитектура, в которой устройства являются либо клиентами, либо серверами. Клиентом является запрашивающая машина (обычно ПК), сервером— машина, которая отвечает на запрос. Оба термина (клиент и сервер) могут применяться как к физическим устройствам, так и к программному обеспечению. Сеть с выделенным сервером — это локальная вычислительная сеть (LAN), в которой сетевые устройства централизованы и управляются одним или несколькими серверами. Индивидуальные рабочие станции или клиенты (такие, как ПК) должны обращаться к ресурсам сети через сервер(ы). В компьютерных сетях с выделенным сервером, рабочие станции подключаются к выделенным серверам, а серверы, в свою очередь, группируются в домены. Домен – группа компьютеров и периферийных устройств, с общей системой безопасности. В OSI термин домен используется применительно к административному делению сложных распределенных систем. В сети Internet – часть иерархии имен. В идеологии корпорации Microsoft домен определяется как объединение одного или нескольких серверов, обеспечивающих единую базу учетных записей пользователей. Доменная организация сети позволяет: а) Доменный метод организации упрощает централизованное управление сетью; б) Доменная служба каталогов обеспечивает пользователям однократную регистрацию в сети для доступа ко всем серверам и ресурсам информационной системы независимо от места регистрации; в) Доменная организация облегчает создание сетей методом объединения существующих сетевых фрагментов. Для организации доменной структуры в сети и для установления в ней определенных отношений и правил определяют контролер домена (необходима соответствую-щая ОС). Контролер домена может быть главным и резервным. В одном домене может быть один главный контролер и несколько резервных доменов. На главном контролере домена хранится база учетных записей пользователей этого домена, в которой записаны уникальные параметры пользователей и их привилегии. На резервных контролерах домена хранятся копии этой базы на случай, когда главный контролер будет недоступен.  Существует механизм предоставления пользователям различных доменов возможности совместного использова-ния ресурсов путем установления доверительных отношений между доменами. Доверительные отношения могут быть двухсторонними, так и односторонними. При двухсторонних доверительных отношениях пользователь любого из двух доменов имеет доступ к ресурсам, находящихся на соседнем домене. При односторонних доверительных отношениях пользователь, находящийся в доверяемом домене, имеет доступ к серверам домена-доверителя, но не наоборот.

 

      21. Локальные комп.сети (ЛС) и их классификация.  Топология ЛС.

     Локальные – КС предназначенные для работы одного предприятия и имеющие небольшую протяженность(LAN). Простейшие задачи, которые решаются с помощью локальной КС является:

    1. разделение файлов (позволяется  многим пользователям одновременно  работать с одним и тем же файлом, который хранится на центральном файловом сервере);

    2. передача файлов (позволяет быстро  копировать файлы любого размера  с одной машины  на другую  без использования дискет).

    3. доступ к информации и файлам (позволяет запускать прикладный  программы с любой рабочей станции КС).

    4. разделение прикладных программ (локальная дает возможность двум  пользователям применять одну  и туже  копию программ).

    5. одновременный ввод данных в  прикладные программы  (сетевое  ПП позволяет нескольким пользователям  одновременно вводить данные, необходимые  для работы этих программ).

    6. разделение принтера (LAN позволяет нескольким пользователям на различных рабочих станциях совместно применять один или несколько дорогостоящих лазерных принтеров).

    7. электронная почта (позволяет  пересылать сообщения даже в  том случае, если абонент в  данное время отсутствует на  рабочем месте).

 

22. Глобальная комп.сеть (КС) «Интернет». Осн. принципы построения сети.

Интернет  — всемир система объединённых КС, построенная на исп-ии протокола IP и  маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информац пр-во, служит физической основой для Всемирной  паутины и мн-ва систем (протоколов) передачи данных. В наст время Интернет доступен не только ч/з КС, но и ч/з спутники связи, радиосигнал, кабельное TV, телефон, сотовую связь, спец оптико-волоконные линии, электропровода и даже через трубы водопровода. Интернет сост из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря протоколу IP и принципу маршрутизации пакетов данных. Протокол IP образует единое адресное пространство в масштабах всего мира, но в кажд отдел сети м сущ-ть и собственное адресное подпространство, которое выбирается исходя из класса сети. Такая организация IP-адресов позволяет маршрутизаторам однозначно определять дальнейшее направление для каждого мельчайшего пакета данных. В рез-те м/у отдел сетями Интернета не возникает конфликтов, и данные беспрепятственно и точно передаются из сети в сеть по всей планете.

Информация о работе Лекции по "Информационным технологиям"