Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:35, курс лекций
Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
Технология - совокупность взаимосвязанных способов обработки материала и приемов изготовления продукции в производственном процессе..
1. Базовые понятия компьютерных информационных технологий. 3
2. Основные этапы развития ИТ 5
3. Понятие экон.информации (ЭИ). Особенности и свойства. 7
4. Понятие информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов. 8
5. Понятие информац. услуги. Рынок информац. услуг. 10
6.Понятие информационные системы. Классификация информационных систем. 11
7.Информационные системы и их функционирование. 13
8.Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. 14
11. Корпоративные информационные системы. 15
12. Классификация КИТ. 16
13. Понятие ТО технологий обработки экономической информации. Классификация ТО КИС. 19
14. ТО. Характеристика средств вычислит.техники. 21
15. Понятие программного обеспечения и его классификация. 23
16.Системное программное обеспечение. 24
17. Пакеты прикладных программ и их характеристика. 26
18. Инструментарий программирования. CASE-технологии 29
19. Осн. понятия и классификация компьютерных сетей (КС). 31
20. Понятие технологии «Клиент-сервер». Назначение и виды серверов. 33
21. Локальные комп.сети (ЛС) и их классификация. Топология ЛС. 35
22. Глобальная комп.сеть (КС) «Интернет». Осн. принципы построения сети. 36
23. Протоколы Internet. 38
24. Сервисы WWW 41
25. Сетевые ресурсы «Интернет» в РБ. 43
26. WWW. Понятие URL. Компоненты WWW 44
27. Архитектура компьютерных сетей. 46
28. Понятие и принципы построения КИС 48
29. Архитектура корпоративной информационной системы. 51
30. Состояние рынка ПО в РБ. 53
31. Неоднородность КИС. Решения проблем неоднородности в корпоративных информационных системах. 54
32. Понятие систем искусственного интеллекта и компоненты 56
35. Экспертная система и компоненты. 58
36. Системы поддержки принятия решений (СППР), основные компоненты и назначение 60
38. Понятие реинжинеринга бизнес-процессов. Основные принципы. 61
39. Реинжинеринг бизнес-процессов. Этапы реализации РБП. 64
40. Методология реинжиниринга. Роль ИТ в проведении РБП. 66
41. Методы моделирования бизнес-процессов. 68
42. Причины неудач при проведении РБП. 69
43. Понятие геоинформационные системы (ГИС). Организация данных в ГИС. 70
44. Направление использования ГИС и ГИС-технологий 71
47. Понятие информ.безопасности. Классификация угроз информационной безопасности. 72
48. Правовое обеспечение безопасности информ.технологие. 75
49. Организационно-экономическое обеспечение ИБ. 77
50. Программно-техническое обеспечение ИБ. 79
51. Содержание проекта и требования к КИС. 81
52. Состав и стадии разработки КИС. 83
56. Основные понятия и принципы построения КИС. 84
58.Требования к КИС. 85
59. Системы управления предприятием, подходы к их автоматизации. 87
61. Жизненный цикл КИС. 89
65. Модули КИС. 90
Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
Информационное обеспечение – система классификации и кодирования информации, технологическая схема обработки данных, нормативно-справочная информация, система документооборота и т.д. Информационное обеспечение является самым трудоемким процессом при создании КИС. Оно касается всех видов обеспечения КИС, например, таких, как: а) Техническое обеспечение (документация на используемые технические средства, регламенты проведения профилактических работ и т. д.); б) Системного обеспечения (документация на используемые OS, пользователи, каталоги, права доступа и т. д.); в) Сетевые средства (топология компьютерной сети, концептуальная схема компьютерной сети и ее ресурсов, пользователи, доступ и т. д.). г)СУБД и БД (проработка структуры БД, модели БД, права доступа к данным и т. д.). д) Прикладных пакетов программ (интерфейсы, форматы данных, кодировка и т. д.); е)Математическое обеспечение; ж) Технологическое (описание технологий); з) Организационное и т. д.
Архитектура КИС состоит из нескольких уровней: а) Информационно-логический уровень – представляет собой совокупность потоков данных и центров (узлов) возникновения, потребления и модификации информации. Может быть представлен в виде модели, на основании которой разрабатываются структуры баз данных, системные соглашения и организационные правила для обеспечения взаимодействия компонентов прикладного программного обеспечения. б) Прикладной уровень – представляет собой совокупность прикладных программ и программных комплексов, которые реализуют функционирование информационно-логической модели. Это могут быть системы документооборота, системы контроля над исполнением заданий, системы сетевого планирования, АСУ ТП, САПР, бухгалтерские системы, офисные пакеты, системы управления финансами, кадрами, логистикой. в) Системный уровень – операционные системы и сетевые средства. г) Аппаратный – средства вычислительной техники. д) Транспортный – активное и пассивное сетевое оборудование, сетевые протоколы и технологии.
30. Состояние рынка ПО в РБ.
На рынке КИС в РБ присутствуют продукты западных, российских и отечественных разработчиков. К наиболее известным можно отнести: SAP ERP, BaanIV, Renaissance CS, Syte Line, Concorde XAL, Oracle Applications, Галактика, Парус-Корпорация, БОСС-Корпорация, 1С-Предприятие и др. Западные КИС, присутствующие на отечественном рынке, конкурируют с российскими разработками, особенно в предложениях для средних и крупных предприятий.
31. Неоднородность КИС. Решения проблем неоднородности в корпоративных информационных системах.
Важнейшую роль играют вопросы преодоления проблем неоднородности корпоративных систем и обеспечения совместимости компонент, входящих в ее состав. Неоднородность в вычислительных системах может проявляться на различных уровнях: а) Техническом - неоднородность вычислительных систем проявляется в использовании различных ЭВМ (микро, персональные, ЭВМ общего назначения, суперкомпьютеры и т. д.) и оборудования (устройства ввода/вывода, например) о различных производителей, различных разрядных сетках этих ЭВМ, различном представлении данных в ЭВМ. б) Системном - неоднородность проявляется в использовании различных операционных сред и, соответственно, различных технологий обработки информации в них. в) Сетевом - неоднородность проявляется в использовании различных коммуникационных сред, а также технологий обмена информацией (ATM, ISDN, SONET и т. д.) в них, различных топологиях компьютерных сетей. г) Баз данных и СУБД - В крупных корпоративных системах используются различные базы данных, модели данных и СУБД для доступа к этим базам данных. д) Прикладном - неоднородность проявляется, например, в использовании различных форматов представления данных в процессе их обработки.
Важнейшую
роль при решении задач
В основе преодоления проблем неоднородности
информационных систем лежит понятие
открытых систем. Открытость и модульность
– основа создания неоднородных систем
и обеспечения их совместимости. Основным
смыслом подхода открытых систем является
упрощение комплексирования вычислительных
систем за счет международной и национальной
стандартизации аппаратных и программных
интерфейсов. Главной побудительной причиной
развития концепции открытых систем явились
повсеместный переход к использованию
локальных компьютерных сетей и те проблемы
комплексирования аппаратно-программных
средств.
32. Понятие систем искусственного интеллекта и компоненты
Искусственный интеллект – это возможность решения задач, которые до сих пор не удавалось решить человеку, машинным способом. Основной проблемой искусственного интеллекта являются методы представления и обработки знаний. К основным задачам искусственного интеллекта относятся: 1. игровые программы (стохастические, компьютерные игры); 2. естественно-языковые программы - машинный перевод, генерация текстов, обработка речи; 3. распознающие программы – распознавание почерков, изображений, карт; 4. программы создания и анализа графики, живописи, музыкальных произведений. Выделяются следующие направления искусственного интеллекта: 1. экспертные системы; 2. нейронные сети; 3. естественно-языковые системы; 4. эволюционные методы и генетические алгоритмы; 5. нечеткие множества; 6. системы извлечения знаний. Экспертные системы составляют 70 % общего объема продаж систем искусственного интеллекта, они ориентированы на решение конкретных задач. Нейронные сети делятся на: 1 сети общего назначения, которые настраиваются на решение конкретных задач; 2 объектно-ориентированные - используемые для распознания символов, управления производством, предсказание ситуаций на валютных рынках,.3 гибридные - используемые вместе с определенным программным обеспечением (Excel, Lotus). Естественно-языковые (ЕЯ) системы делятся на: o ЕЯ интерфейс к БД; o естественно-языковой поиск в текстах, содержательное сканирование текстов; o масштабируемые средства распознания речи; o средства голосового ввода команд и управления; o компоненты речевой обработки, как сервисные средства программного обеспечения. Эволюционные методы, методы нечетких множеств и системы извлечения знаний составляют около 4% систем искусственного интеллекта. Обычно они применяются как инструментальные оболочки в ЭС и СППР.
35. Экспертная система и компоненты.
Экспертная система (ЭС) – это интеллектуальная вычислительная система, в которую включены знания опытных специалистов (экспертов) о некоторой предметной области и которая в пределах этой области способна принимать экспертные решения. ЭС – это программные средства, которые используют знания и процедуры вывода для решения задач, трудных для человека. ЭС позволяет накапливать, систематизировать и сохранять знания, профессиональный опыт тех экспертов, которые решают конкретные задачи наилучшим образом. Накопленные в ЭС знания могут быть использованы на практике неограниченное число раз. Работа экспертных систем основана на алгоритмах искусственного интеллекта и предполагает использование информации, заранее полученной от специалистов-экспертов.
Структура ЭС:
1.
рабочая память (РП) предназначена
для хранения исходных и
2. база знаний (БЗ) предназначена для хранения долгосрочных данных о рассматриваемой области и правил преобразования этих данных
3.
решатель на основании
4. объяснительный компонент (ОК) объясняет как система получила решение задачи и какие правила она при этом использовала
5.
компонент приобретения знаний (КПЗ)
автоматизирует процесс
6.
диалоговый компонент (ДК) ориентирован
на организацию удобного
7. ППП - внешний пакет прикладных программ и СУБД.
ЭС делятся на: малые, средние, большие.
ЭС классифицируются:
1. по типам решаемых задач - диагностика, проектирование, прогноз, планирование, обучение;
2. по характеристикам
задач – структурированные,
3. по внутренней
структуре - фреймовые (представляющие
классы знаний), использующие предикаты
(т.е. отношения между
36. Системы поддержки принятия решений (СППР), основные компоненты и назначение
Системы поддержки принятия решений как правило используются для слабоструктурированных задач, поэтому. СППР – компьютерная система, позволяющая сочетать собственные субъекты предпочтения с компьютерным анализом, ситуацией при выработке рекомендаций в процессе принятия решений.
В СППР используются следующий методы:
1. метод анализа иерархий, основанный на парных сравнениях альтернативных вариантов по различным критериям. Такой метод называется методом Саати.
2. метод Парето, который позволяет произвести многокритериальную оптимизацию.
3.
метод кусочно-линейной
Принято СППР классифицировать по различным признакам:
38. Понятие реинжинеринга бизнес-процессов. Основные принципы.
в 80-е годы возникли новые формы корпоративного метода и организации производства. развитие ИТ в конце 80-х годов 20 века привело к созданию аналитических систем нового поколения, которые обеспечили проведение комплексного анализа и оптимизацию структуры как5 крупных, так и мелких объектов хозяйствования. Опыт показал, что использование скрытых резервов внутри организации способны увеличить доходы этих объектов в десятикратном размере. В связи с этим приобрело популярность понятие реинжинеринг бизнес-процессов. Автор данного термина – Хаммер. Он рассмотрел реинжинеринг бизнес-процессов как революцию в бизнесе, которая знаменует отход от базисных принципов.
Реинжинеринг бизнес-процессов – процесс переосмысления и радикального перепроектирования с целью улучшения в несколько порядков различных показателей, характеризующих данный процесс.
Участниками реинжинеринга являются:
Все участники, как правило, занимаются моделированием бизнеса. Для выполнения конкретных работ по проекту могут быть привлечены следующие ресурсы и группы: