Информационные технологии и их значение в современной методике обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:35, реферат

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении применения информационных технологий в преподавании истории.
Задачи исследования:
Проследить историю появления и развития информационных технологий;
Показать возможности использования информационных технологий в обучении истории;
Изучить методику применения информационных технологий на различных этапах урока.
Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения
§1 Понятие информационные технологии: история их появления и развития
§2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении
§3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории
§1 Применение видеоносителей на уроках истории
§2 Компьютерные программные технологии
§3 Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках истории
Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории
§1 Этап изучения нового материала
§2 Этап закрепления и проверки знаний
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Пример первого варианта: учитель  представляет картину С.В. Иванова "Юрьев день". Учащиеся должны объяснить смысл сцены, изображенной художником, назвать главных действующих лиц. Второй вариант: рассказ учителя по картине Б.М. Кустодиева "В московской гостиной 40-х гг.". Последовательно перечисляя героев полотна, преподаватель кратко характеризует их взгляды и роль в развитии русской общественной мысли.

Электронное издание "История России XVII-XIX века" позволяет подготовить  качественные презентации к урокам, посвященным анализу данных процессов.

Таким образом можно выделить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:

1. Автоматизируется отработка базовых  навыков за более короткий  промежуток времени, за счет  увеличения объёма выполненных  заданий.

2. Повышается интерес, интеллектуальная  активность и работоспособность учеников.

3. Ученик имеет возможность контролировать  темп деятельности и уровень  сложности, тем самым обеспечивается  уровневая дифференциация.

4. Компьютер помогает учителю  проконтролировать не только  окончательные, но и промежуточные результаты, количество допущенных ошибок, тут же выявить пробел в знаниях и спланировать дальнейшую работу.

Заключение

 

На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.

Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:

1. Повышение уровня использования  наглядности на уроке;

2. Повышение производительности  урока;

3. Установление межпредметных связей  с основами информатики (ОИ) и  вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.

4. Возможность организации проектной  деятельности учащихся по созданию  учебных программ под руководством  преподавателей информатики и  истории.

5. Необходимость обращать огромное  внимание 

на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Улучшаются взаимоотношения учителя  с учениками, далекими от истории,  но увлеченными ПК. Подростки  начинают видеть в преподавателе  "родственную душу".

7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Развитие общества сегодня диктует  необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником  информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

Собрав необходимый материал для урока на CD, учитель может в нужный момент использовать его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширятся, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету; Что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению.

Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю  истории. Это связано с тем, что  специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом.

Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет-ресурсов. Информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Познавательную активность у всех участников образовательного процесса вызывает Интернет. Учащимся предоставляется возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях.

Для пополнения понятийного багажа и кругозора служит набор энциклопедий и словарей.

Информация, содержащаяся в сети Интернет наполнена полезным для учителя содержанием. В Интернете можно узнать последние новости в области образования, сайты образовательной направленности (Большая перемена, Профильное обучение), нормативные документы, а также полезные программы.

Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться тестирование. Оно позволяет объективно оценить знания учащихся, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет преподавателя от необходимости траты времени на проверку контрольных работ.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Таким образом, можно утверждать, что  применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История  России. Конец XVI-XVIII век. / А. А Данилов, Л.Г. Косулина. - Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М. - Просвещение. - 2007. - 240с.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История  России XIX век. / А.А. Данилов, Л Г. Косулина Учебник для 8 класса общеобразовательных  учреждений. - М. - Просвещение. - 2007. - 287с.

"История России. ХVΙ-XΙX веков". Министерство РФ, ГУ РЦ ЭМТО. - 2004.

Литература:

Гончарова Е. Компания Билла Гейтcа собирается открыть представительство в  Воронеже/ Е. Гончарова. - (mkommunar /? lev1=14&id=12239)

Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.

Боголюбов В.И. Инновационные технологии в  педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

Захарова  И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

Интернет  в гуманитарном образовании/ [Под  ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.

Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.

Калуцкая  Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств  на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.

Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против к4лассно-урочной организации образования/ Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2004. - №5.

Куркин  Е.Б. Технологизация образования - требование времени/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - №1. - с.23-33.

Манцивода А.В. Достижения в Интернете и  будущее информационной среды российского  образования / А.В. Манцивода, А.А. Малых // Информационные технологии. - 2008. - №1.

Маткин  А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (schools. perm)

Методические  рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических  дисциплин в общеобразовательной  школе. - Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14

Румянцев  В.Б. Всемирная истории в Интернете. / В.Б. Румянцев // Преподавание истории  и в школе. - 2002. - № 8. - 75-77с.

Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. - 48с.

Студеникин  М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.

Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов  социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2. - с.4-8

Цифровые  образовательные ресурсы в учебном  образовательном процессе педагогического  вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 140с.

Чернов  А.В. Мультимедийный кабинет / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7. - 40-46с.

Шевченко  Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5. - 13-17с.

Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс / С. Шоценко // История (Приложение к газете "Первое сентября"). - 2004. - № 13. - 24с.


Информация о работе Информационные технологии и их значение в современной методике обучения