Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Оглавление

Введение 3
Определение, описание, история. 4
Плюсы и минусы ДО 7
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа 10
Методы дистанционного университетского образования 12
Виды дистанционного обучения. 14
Кейс-технология 14
Сетевые технологии 14
Дистанционная технология 15
Дистанционное образование в России. 16
Электронный учебник как средство дистанционного обучения 17
Рекомендации по созданию интернет - ресурса по ДО 21
Особенности по разработке учебных материалов по ДО 21
Структура курсов ДО 22
Особенности подготовки материалов курсов ДО 24
Основы разработки сайта по ДО 27
Заключение 29
Список литературы и использованных сайтов 30

Файлы: 1 файл

Дистанционное образование.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

     Несмотря  на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. 
  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. 
  • Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
  • Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

     Основные  типы технологий в  учебных заведениях нового типа

     В качестве первого фактора (интегрированной  характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть  два важных аспекта.

     Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в  организации учебного процесса. Как  бы мощны и совершенны ни были технологические  применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать  роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно  новые возможности реализации образовательного процесса.

     Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в университетах  дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.

     Используемые  сегодня технологии дистанционного образования можно разделить  на три большие категории:

  • неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
  • средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
  • видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

     Средства  оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно  новые возможности дистанционному обучению. В Российской высшей школе  они активно развиваются в  виде применения электронных учебников  и технологии обмена текстовой информацией  с помощью асинхронной электронной  почты.

     Развитые  средства телекоммуникации, использование  спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали  применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием  развитой инфраструктуры связи, высокой  стоимостью каналов связи и используемого  оборудования.

     Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование  учебных видеоматериалов, видеомагнитофон  получил широкое распространение  во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.

     Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи  обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности  реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

     Видеоконференции  с использованием компьютерных сетей  предоставляют возможность организации  самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методы  дистанционного университетского образования

     Важным  интегрированным фактором типологии  дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном  процессе педагогических методов и  приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и  обучаемых, эти методы (приемы) можно  классифицировать следующим образом:

     1)Методы  обучения посредством  взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:

  • интерактивные базы данных
  • электронные журналы
  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

     В интерактивных базах данных систематизируются  массивы данных, которые могут  быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.

     Электронные журналы представляют собой периодические  издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более  важным источником получения информации и обучения.

     Компьютерные  обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным  компьютером может осуществляться при помощи, например, модемной связи  или Telnet услуг в Internet.

     2)Методы  индивидуализированного  преподавания и  обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.

     3)Методы, в основе которых  лежит представление  студентам учебного  материала преподавателем  или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим").

     Эти методы, свойственные традиционной образовательной  системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или  видеокассеты, читаемые по радио или  телевидению, дополняются в современном  дистанционном образовательном  процессе так называемыми "э-лекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов ("первых спикеров").

     4)Методы, для которых характерно  активное взаимодействие  между всеми участниками  учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

     С целью классификации дистанционных  университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие  принципы телематических систем образования:

  • интерактивность учебного процесса
  • обучение как диалог
  • адаптивность обучения
  • гибкость учебного материала
  • "передаваемость" материала в дистанционном образовании
  • активность обучаемого.

   Виды  дистанционного обучения.

  Кейс-технология

  От  англ. case – «портфель». Это самый  распространенный вид дистанционного обучения. Каждого студента обеспечивают учебно-практическими пособиями  по всем изучаемым дисциплинам. В  «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио- и видеокассеты, обычные  книги, а также тесты по каждому  разделу изучаемого предмета.

  Часто вузы – приверженцы кейс-технологии (ВЗФЭИ, РУДН, МЭСИ, МФЮА, РАГС и пр.) большое внимание уделяют очным занятиям, поэтому, если вы живете в городе, где у выбранного вами вуза нет филиала, поинтересуйтесь, насколько часто потребуется ваше личное присутствие и как можно этого «избежать».

  Хочется также сказать несколько слов об одном из видов учебных пособий  – курсах на компакт-дисках. Они  будут всегда при вас (а не «испарятся»  при окончании заведения). К тому же пользоваться электронными учебниками удобно: они хорошо озвучены и содержат большой объем материала. Становясь  пользователем такой «книжки», слушатель  получает еще одну интересную возможность  для развития, такую как работа с гипертекстом. Например, читаете  вы материал основного курса. Если по ходу вас что-то заинтересовало дополнительно, вы «кликаете» мышкой на «опорное» слово (обычно оно подчеркивается синим цветом) и попадаете на ссылочную страницу, получая дополнительную информацию. Изучив таким образом незнакомый термин, потом можно вернуться обратно к основному курсу. 

  Сетевые технологии

  Еще более прогрессивный способ дистанционного обучения – сетевые технологии. Каждого студента «прикрепляют»  к преподавателю, которого называют тьютором (от англ. tutor – «наставник, репетитор»). Он помогает составить  индивидуальный план занятий по выбранной  специальности (предметы можно изучать  в любой последовательности и  в любые сроки), контролирует его  выполнение. Связь с преподавателем обычно поддерживают через электронную  почту. В некоторых вузах студентам  разрешается общаться с преподавателями  еще и по телефону. Большинство  экзаменов и зачетов сдаются  с помощью электронной почты  или онлайн, то есть через Интернет. Исключение – госэкзамен и защита дипломной работы: как правило, они  сдаются очно в присутствии наблюдателей-профессионалов.

Информация о работе Дистанционное образование