Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа
Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
Введение 3
Определение, описание, история. 4
Плюсы и минусы ДО 7
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа 10
Методы дистанционного университетского образования 12
Виды дистанционного обучения. 14
Кейс-технология 14
Сетевые технологии 14
Дистанционная технология 15
Дистанционное образование в России. 16
Электронный учебник как средство дистанционного обучения 17
Рекомендации по созданию интернет - ресурса по ДО 21
Особенности по разработке учебных материалов по ДО 21
Структура курсов ДО 22
Особенности подготовки материалов курсов ДО 24
Основы разработки сайта по ДО 27
Заключение 29
Список литературы и использованных сайтов 30
Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В
качестве первого фактора (интегрированной
характеристики) университета дистанционного
обучения рассматривается тип
Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса.
Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:
Средства
оперативного доступа к информации
по компьютерным сетям придали качественно
новые возможности
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.
Видеокассеты
- это уникальное средство для дистанционного
обучения практически по любой дисциплине.
Не требуя больших расходов на тиражирование
учебных видеоматериалов, видеомагнитофон
получил широкое
Электронная
почта экономически и технологически
является наиболее эффективной технологией,
которая может быть использована
в процессе обучения для доставки
содержательной части учебных курсов
и обеспечения обратной связи
обучаемого с преподавателем. В то
же самое время она имеет
Видеоконференции
с использованием компьютерных сетей
предоставляют возможность
Методы дистанционного университетского образования
Важным
интегрированным фактором типологии
дистанционных университетов
1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:
В
интерактивных базах данных систематизируются
массивы данных, которые могут
быть доступны посредством телекоммуникаций.
Используя эти ресурсы
Электронные
журналы представляют собой периодические
издания, которые распространяются
среди подписчиков через
Компьютерные
обучающие программы
2)Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.
3)Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим").
Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми "э-лекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов ("первых спикеров").
4)Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
С
целью классификации
Виды дистанционного обучения.
Кейс-технология
От
англ. case – «портфель». Это самый
распространенный вид дистанционного
обучения. Каждого студента обеспечивают
учебно-практическими
Часто вузы – приверженцы кейс-технологии (ВЗФЭИ, РУДН, МЭСИ, МФЮА, РАГС и пр.) большое внимание уделяют очным занятиям, поэтому, если вы живете в городе, где у выбранного вами вуза нет филиала, поинтересуйтесь, насколько часто потребуется ваше личное присутствие и как можно этого «избежать».
Хочется
также сказать несколько слов
об одном из видов учебных пособий
– курсах на компакт-дисках. Они
будут всегда при вас (а не «испарятся»
при окончании заведения). К тому
же пользоваться электронными учебниками
удобно: они хорошо озвучены и содержат
большой объем материала. Становясь
пользователем такой «книжки», слушатель
получает еще одну интересную возможность
для развития, такую как работа
с гипертекстом. Например, читаете
вы материал основного курса. Если по
ходу вас что-то заинтересовало дополнительно,
вы «кликаете» мышкой на «опорное» слово
(обычно оно подчеркивается синим цветом)
и попадаете на ссылочную страницу, получая
дополнительную информацию. Изучив таким
образом незнакомый термин, потом можно
вернуться обратно к основному курсу.
Сетевые технологии
Еще
более прогрессивный способ дистанционного
обучения – сетевые технологии.
Каждого студента «прикрепляют»
к преподавателю, которого называют
тьютором (от англ. tutor – «наставник,
репетитор»). Он помогает составить
индивидуальный план занятий по выбранной
специальности (предметы можно изучать
в любой последовательности и
в любые сроки), контролирует его
выполнение. Связь с преподавателем
обычно поддерживают через электронную
почту. В некоторых вузах студентам
разрешается общаться с преподавателями
еще и по телефону. Большинство
экзаменов и зачетов сдаются
с помощью электронной почты
или онлайн, то есть через Интернет.
Исключение – госэкзамен и защита
дипломной работы: как правило, они
сдаются очно в присутствии наблюдателей-