3) 
технологию построения учебного 
курса;
     4) 
цели курса;
     5) 
критерии окончания обучения;
     6) 
часы телефонных консультаций;
     7) 
описание экзаменов, проектов 
письменных работ;
     8) 
другие инструкции. 
     Электронный 
учебник, содержит собственно учебные 
материалы для дистанционного обучения, 
разделен на не зависимые темы-модули, 
каждая из которых дает целостное 
представление о определенной тематической 
области, и способствует индивидуализации 
процесса обучения, т.е. обучающийся может 
выбрать из вариантов обучения: изучение 
полного курса по предмету или изучение 
только конкретных тем. 
 
 
 
 
 
 
 
Рекомендации 
по созданию интернет - 
ресурса по ДО
Особенности 
по разработке учебных 
материалов по ДО
      Полноценный 
проект онлайнового обучения состоит 
из: инструктивного блока, информационного 
блока (системы информационного 
наполнения ресурса), контрольного блока 
(механизма тестирования и оценки), 
коммуникативного блока (системы интерактивного 
преподавания) и управляющей системы, 
объединяющей все это воедино.
     
     
 
      Курс 
ДО - это не только сам текст занятий, а 
целостный процесс, включающий поиск подходящей 
информации в сетях, обмен письмами, как 
с кураторам курса, так и с другими учащимися, 
обращение к базам данных, периодическим 
информационным изданиям, распространяемых 
посредством Интернет.
      Дистанционное 
обучение, индивидуализированное по 
своей сути, не должно вместе с тем 
исключать возможностей коммуникации 
не только с преподавателем, но и 
с другими обучающимися, сотрудничества 
в процессе разного рода познавательной 
и творческой деятельности.
      При 
создании курса ДО важно учесть особенности 
целевой группы, для которой создается 
этот курс и выбрать методику дистанционного 
обучения с учетом особенностей технического 
обеспечения обучаемого.
      Эффективность 
дистанционного обучения зависит от 
качества используемых материалов (учебных 
курсов) и мастерства педагогов, участвующих 
в этом процессе. Поэтому педагогическая, 
содержательная организация дистанционного 
обучения (как на этапе проектирования 
курса, так и в процессе его использования) 
является приоритетной.  
 
 
 
 
Структура 
курсов ДО
      В 
настоящее время широко используется 
следующая структура курсов ДО:
  - Авторы 
  курса, с фотографиями 
  автора и тьютора. 
  Краткая творческая биография автора 
  курса, основные публикации. Возможно 
  аудио или видео ролик. 
 
  - Введение 
  (Информация о курсе). 
  Дается краткая характеристика курса, 
  кому он предназначен, что необходимо 
  знать и уметь для успешного усвоения, 
  расписание, цели и задачи курса, аннотация 
  курса, организация курса, требуемая литература, 
  порядок обучения, как работать с данным 
  курсом, место и взаимосвязь с другими 
  дисциплинами программы по специальности. 
 
  - Основной 
  текст в виде модулей 
  с иллюстрациями, выделенными ключевыми 
  словами (для будущего глоссария) и определениями, 
  ссылками на другие страницы курса, и другие 
  источники информации в сети Интернет, 
  а также основные выводы по разделу. Каждый 
  модуль должен иметь заголовок. Возможно 
  указание Перечня вопросов, относящихся 
  к данному разделу, но не вошедших в программу 
  с указанием источников, где можно с ними 
  ознакомиться факультативно и дополнительные 
  лекционные материалы. 
 
  - Вопросов 
  для самотестирования 
  после каждого раздела, контрольных работ 
  и тем для обсуждения на форуме данного 
  курса. Задачи с ответами для тренинга. 
 
  - Справочные 
  материалы по предметной 
  области курса (глоссарий), 
  связанный гиперссылками с основным текстом. 
  Глоссария, по возможности должен полно 
  отражать содержание курса (в идеале глоссарий 
  должен содержать термины на русском и 
  английском языках). Список сокращений 
  и аббревиатур. 
 
  - Литература 
  - список рекомендованной основной и 
  дополнительной литературы, адреса Web-сайтов 
  в сети Интернет с информацией, необходимой 
  для обучения с аннотацией каждого ресурса. 
 
  - Электронная 
  библиотека – электронные книги по 
  тематике курса, ссылки на сайты электронных 
  библиотек, электронные книги с информацией, 
  необходимой обучаемому, например по работе 
  с электронной почтой, по поиску информации 
  в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна 
  сопровождаться аннотацией. 
 
  - Средства 
  сотрудничества обучаемого 
  с преподавателем и 
  другими обучаемыми (электронная 
  почта, телеконференции (форум), 
  чат). 
 
  - Практические 
  и лабораторные работы, 
  необходимые для качественного усвоения 
  курса. Предварительно рекомендуется 
  осуществить допуск к этому виду занятий, 
  проверить знания теоретического материала. 
 
  - Творческие 
  задания (курсовые работы, эссе, задания, 
  ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное 
  применение усвоенных знаний, умений, 
  навыков, выполнение проектов индивидуально 
  и в группах сотрудничества. 
 
  - Блок 
  проблемных ситуаций (тексты 
  задания на выявление 
  глубины понимания). 
 
  - База 
  данных рефератов, курсовых 
  работ, проектов, рефератов 
  других студентов, презентаций. 
 
  - Web- 
  работы студентов (или 
  файлы презентаций, 
  размещенные в Интернет). 
 
  - Блок 
  с файлами (презентаций, 
  рефератов, ….) 
 
  - Наиболее 
  часто задаваемые вопросы 
  и ответы на них, размещенные на Web-сайте 
  и доступные для обучающихся. 
 
  - Заключительный 
  тест. Экзаменационные материалы, требования 
  к уровню владения материалам. 
 
  - Блок 
  мониторинга результатов 
  учебной работы. 
 
  - Пакет 
  анкет. В комплект курса включаются 
  пакет анкет для знакомства с потенциальными 
  учащимися и пакет тестов для определения 
  их исходного уровня знаний по данному 
  предмету, теме и заключительная анкета 
  для оценки курса и тьютора. 
 
  - Практикум 
  для выработки умений 
  и навыков применения 
  теоретических знаний 
  с примерами выполнения 
  заданий и анализом 
  наиболее часто встречающихся 
  ошибок. 
 
  - Виртуальный 
  лабораторный практикум. 
 
  - Портфолио 
  (Портфель студентов) 
  – Все, что написал студент, помещается 
  здесь, включая электронные письма, выполненные 
  работы, задания, ответы преподавателя.
 
  - Классная 
  комната – имена и E-mail слушателей класса, 
  преподавателя, ассистентов, с возможностью 
  послать письмо любому из них или всех 
  сразу, включая преподавателя.
 
  - Учебные 
  группы - В зависимости от требований 
  преподавателя, студенты могут объединяться 
  в небольшие «бригады», коллективно выполняющие 
  отдельные проекты.
 
  - Доска 
  объявлений - информация для всех студентов 
  группы и для конкретного студента.
 
  - Файлы 
  для скачивания студентами (презентации, 
  файлы Word).
 
  - Лабораторные 
  работы (моделирование лабораторных 
  работ с помощью языков программирования 
  и непосредственная передача данных в 
  ходе лабораторной работы в Интернет). 
    
 
 
Особенности 
подготовки материалов 
курсов ДО
      При 
создании курса ДО необходимо учитывать 
особенности Интернет технологий. Учитывая 
слабость каналов Интернет в России, 
не рекомендуется делать Web-страницы 
очень большими. Не следует использовать 
рисунки во весь экран и большое 
их количество в целях уменьшения 
времени загрузки Web-страницы. Большие 
по объему загрузки страницы следует 
разбивать на несколько страниц 
и соединять их гиперссылками.
      При 
разработке курса ДО необходимо участие 
автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, 
программиста. Качество разработанного 
курса зависит от слаженной работы всей 
этой команды. Подготовив материалы по 
курсу ДО, автор передает его веб-мастеру. 
Веб-мастер перерабатывает курс для представления 
его в Интернете.
      При 
создании курса необходимо использовать 
итерационный подход. Курс должен изменяться 
и дорабатываться по результатам 
работы с материалами курса Web-мастера 
и других специалистов.
      После 
создания курса проводятся тестирование 
и проверка курса автором курса 
и пилотные испытания курса, по результатам 
которых проводится доработка курса.
      Для 
организации дистанционных курсов 
разрабатывается специальный Web-сайт. 
На сайте размещается система 
для управления процессом дистанционного 
обучения, информация по организации 
обучения, представлен список предлагаемых 
курсов и сами курсы. Каждый курс размещается 
в своем разделе сайта.
      Для 
представления курсов в сети Интернет 
обычно используется типовая оболочка 
курса с удобной системой навигации. 
По каждому курса создаются тесты, 
конференция (форум). Создается закрытая 
и открытые области для размещения курса 
на сайте. Информация о тестировании обучаемого 
заносится в базу данных.
      Размещение 
курса делается многоуровневое. На 
первом уровне показывается структура 
курса и аннотация разделов. Каждый 
раздел курса разбивается на отдельные 
модули (web-страницы).
      По 
каждому курсу определяется календарь 
курса: срок обучения, сроки прохождения 
разделов, сроки тестирования, даты 
виртуальных семинаров, написания 
рефератов, предельные сроки сдачи 
контрольных заданий и т.д. 
      В 
курсах дистанционного обучения более, 
чем в каких-либо других курсах, должен 
использоваться дружественный интерфейс, 
стимулирующий учащихся к продолжению 
работы, успешному ее завершению.
      Рекомендуется 
использовать принцип 
единства при создании 
курса: выдерживать единую цветовую 
палитру по всему курса, одинаковое использование 
шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, 
единый стиль оформления и т.д.
      ПРИМЕР 
web-страницы дистанционного 
курса
 
  - Web-страница 
  в среднем не должна превышать по длине 
  трех экранов. Основное разрешение экрана 
  у пользователей 1024*768 пикселей. 
 
  - Фон страниц 
  рекомендуется делать белый, буквы - черные. 
 
  - Рекомендуется 
  использовать стандартные шрифты – Times 
  New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использование 
  двух или трех шрифтов для всего курса. 
 
  - Приветствуется 
  максимальное использование возможностей 
  гипертекста.
 
  - Все гиперссылки 
  выделяются одним цветом, например цвет 
  синий с подчеркиванием.
 
  - Все ссылки 
  на глоссарий выделяется одинаково, одним 
  цветом и возможно курсивом. 
 
  - Текст должен 
  быть коротким или, по крайней мере, поделен 
  на абзацы; текст должен быть удобным для 
  беглого ознакомления. 
 
  - Рекомендуется 
  использование цвета в курсе, наиболее 
  эффективно выделять отдельные куски 
  текста цветом и отдельные ячейки таблицы 
  или всю таблицу цветом (фон ячейки или 
  фон таблицы). 
 
  - Не рекомендуется 
  использовать подчеркивание в тексте, 
  чтобы не путать с гиперссылками. 
 
  - Каждый графический 
  файл должен иметь текстовую подпись, 
  которая будет видна при отключении графики 
  обучаемым у себя на компьютере. 
 
  - Графические 
  элементы должны дополнять текст.
 
  - Каждая web-страница 
  должна иметь заголовок раздела (цвет 
  черный) и заголовок занятия (цвет темно 
  синий).
 
  - Каждая страница 
  может иметь слева вертикальное поле, 
  которое можно использовать для размещения 
  различных подзаголовков, комментариев, 
  графических изображений.
 
  - На любой 
  web-странице можно открыть новое окно с 
  просмотром информации в нескольких окнах 
  одновременно или попеременно. Возможно 
  использование фреймовой структуры, когда 
  экран компьютера разбивается на несколько 
  независимых окон (фреймов). 
 
  - Возможно 
  использование звуковых и видео фрагментов. 
 
  - Большие рисунки 
  можно представлять в два приема. Сначала 
  на экране появляется маленький рисунок 
  – уменьшенная копия большого рисунка, 
  при нажатии на маленький рисунок появляется 
  большой рисунок в новом окне. Размер графических 
  файлов оптимизируется для уменьшения 
  загрузки Web-страницы.
 
      
     
Основы 
разработки сайта 
по ДО
      Подводя 
итог, еще раз отметим требования 
к разработке Интернет-ресурса по 
дистанционному обучению.
  - Полноценный 
  проект онлайнового обучения состоит 
  из: инструктивного блока, информационного 
  блока, контрольного блока, коммуникативного 
  блока и управляющей системы, объединяющей 
  все это воедино.
 
  - При создании 
  курсов ДО широко используются гипертекстовые 
  технологии и мультимедийные средства. 
 
  - Материалы 
  должны снабжаться необходимыми пояснениями, 
  быть дружественными к пользователю и 
  привлекательны, все трудности процесса 
  изучения должны заранее предвидеться 
  авторами.
 
  - Необходимо, 
  чтобы материал вас захватывал. Применение 
  разнообразной графики, анимации и имитации 
  должно способствовать повышению привлекательности 
  дистанционных курсов
 
  - Курс ДО должен 
  быть разбит на относительно небольшие, 
  логически замкнутые части (разделы). 
 
      Структура 
курсов ДО:
  - Авторы курса, 
  с фотографиями автора и тьютора. 
 
  - Введение 
  (Информация о курсе). 
 
  - Справочные 
  материалы по предметной области курса. 
 
  - Литература. 
 
  - Средства 
  сотрудничества обучаемого с преподавателем 
  и другими обучаемыми (электронная почта, 
  телеконференции (форум), чат). 
 
  - Практические 
  и лабораторные работы. 
 
  - Наиболее 
  часто задаваемые вопросы и ответы на 
  них
 
  - Заключительный 
  тест
 
  - Виртуальный 
  лабораторный практикум. 
 
  - Портфолио. 
 
  - Классная 
  комната.
 
  - Учебные группы.
 
  - Файлы для 
  скачивания студентами. 
 
      По 
каждому курсу определяется календарь 
курса: срок обучения, сроки прохождения 
разделов, сроки тестирования, даты 
виртуальных семинаров, написания 
рефератов, предельные сроки сдачи 
контрольных заданий и т.д. 
      В 
курсах дистанционного обучения более, 
чем в каких-либо других курсах, должен 
использоваться дружественный интерфейс, 
стимулирующий учащихся к продолжению 
работы, успешному ее завершению.