Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Оглавление

Введение 3
Определение, описание, история. 4
Плюсы и минусы ДО 7
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа 10
Методы дистанционного университетского образования 12
Виды дистанционного обучения. 14
Кейс-технология 14
Сетевые технологии 14
Дистанционная технология 15
Дистанционное образование в России. 16
Электронный учебник как средство дистанционного обучения 17
Рекомендации по созданию интернет - ресурса по ДО 21
Особенности по разработке учебных материалов по ДО 21
Структура курсов ДО 22
Особенности подготовки материалов курсов ДО 24
Основы разработки сайта по ДО 27
Заключение 29
Список литературы и использованных сайтов 30

Файлы: 1 файл

Дистанционное образование.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

     3) технологию построения учебного  курса;

     4) цели курса;

     5) критерии окончания обучения;

     6) часы телефонных консультаций;

     7) описание экзаменов, проектов  письменных работ;

     8) другие инструкции. 

     Электронный учебник, содержит собственно учебные  материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное  представление о определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. 
 
 
 
 
 
 
 

Рекомендации  по созданию интернет - ресурса по ДО

Особенности по разработке учебных  материалов по ДО

      Полноценный проект онлайнового обучения состоит  из: инструктивного блока, информационного  блока (системы информационного  наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.

     

       

      Курс  ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

      Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем  исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и  с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

      При создании курса ДО важно учесть особенности  целевой группы, для которой создается  этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.

      Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных  курсов) и мастерства педагогов, участвующих  в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной.  
 
 
 
 

Структура курсов ДО

      В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:

  • Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора. Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможно аудио или видео ролик.
  • Введение (Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности.
  • Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.
  • Вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.
  • Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссария, по возможности должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.
  • Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
  • Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому, например по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.
  • Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум), чат).
  • Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.
  • Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.
  • Блок проблемных ситуаций (тексты задания на выявление глубины понимания).
  • База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.
  • Web- работы студентов (или файлы презентаций, размещенные в Интернет).
  • Блок с файлами (презентаций, рефератов, ….)
  • Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.
  • Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.
  • Блок мониторинга результатов учебной работы.
  • Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.
  • Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
  • Виртуальный лабораторный практикум.
  • Портфолио (Портфель студентов) – Все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.
  • Классная комната – имена и E-mail слушателей класса, преподавателя, ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя.
  • Учебные группы - В зависимости от требований преподавателя, студенты могут объединяться в небольшие «бригады», коллективно выполняющие отдельные проекты.
  • Доска объявлений - информация для всех студентов группы и для конкретного студента.
  • Файлы для скачивания студентами (презентации, файлы Word).
  • Лабораторные работы (моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).  
 

Особенности подготовки материалов курсов ДО

      При создании курса ДО необходимо учитывать  особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. Не следует использовать рисунки во весь экран и большое  их количество в целях уменьшения времени загрузки Web-страницы. Большие  по объему загрузки страницы следует  разбивать на несколько страниц  и соединять их гиперссылками.

      При разработке курса ДО необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от слаженной работы всей этой команды. Подготовив материалы по курсу ДО, автор передает его веб-мастеру. Веб-мастер перерабатывает курс для представления его в Интернете.

      При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам  работы с материалами курса Web-мастера  и других специалистов.

      После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса  и пилотные испытания курса, по результатам  которых проводится доработка курса.

      Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система  для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации  обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается  в своем разделе сайта.

      Для представления курсов в сети Интернет обычно используется типовая оболочка курса с удобной системой навигации. По каждому курса создаются тесты, конференция (форум). Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных.

      Размещение  курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура  курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные  модули (web-страницы).

      По  каждому курсу определяется календарь  курса: срок обучения, сроки прохождения  разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания  рефератов, предельные сроки сдачи  контрольных заданий и т.д. 

      В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.

      Рекомендуется использовать принцип единства при создании курса: выдерживать единую цветовую палитру по всему курса, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.

      ПРИМЕР web-страницы дистанционного курса

 

  • Web-страница в среднем не должна превышать по длине трех экранов. Основное разрешение экрана у пользователей 1024*768 пикселей.
  • Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы - черные.
  • Рекомендуется использовать стандартные шрифты – Times New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всего курса.
  • Приветствуется максимальное использование возможностей гипертекста.
  • Все гиперссылки выделяются одним цветом, например цвет синий с подчеркиванием.
  • Все ссылки на глоссарий выделяется одинаково, одним цветом и возможно курсивом.
  • Текст должен быть коротким или, по крайней мере, поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления.
  • Рекомендуется использование цвета в курсе, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).
  • Не рекомендуется использовать подчеркивание в тексте, чтобы не путать с гиперссылками.
  • Каждый графический файл должен иметь текстовую подпись, которая будет видна при отключении графики обучаемым у себя на компьютере.
  • Графические элементы должны дополнять текст.
  • Каждая web-страница должна иметь заголовок раздела (цвет черный) и заголовок занятия (цвет темно синий).
  • Каждая страница может иметь слева вертикальное поле, которое можно использовать для размещения различных подзаголовков, комментариев, графических изображений.
  • На любой web-странице можно открыть новое окно с просмотром информации в нескольких окнах одновременно или попеременно. Возможно использование фреймовой структуры, когда экран компьютера разбивается на несколько независимых окон (фреймов).
  • Возможно использование звуковых и видео фрагментов.
  • Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне. Размер графических файлов оптимизируется для уменьшения загрузки Web-страницы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  разработки сайта  по ДО

      Подводя итог, еще раз отметим требования к разработке Интернет-ресурса по дистанционному обучению.

  • Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока, контрольного блока, коммуникативного блока и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
  • При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства.
  • Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.
  • Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов
  • Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы).

      Структура курсов ДО:

    • Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора.
    • Введение (Информация о курсе).
    • Справочные материалы по предметной области курса.
    • Литература.
    • Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум), чат).
    • Практические и лабораторные работы.
    • Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них
    • Заключительный тест
    • Виртуальный лабораторный практикум.
    • Портфолио.
    • Классная комната.
    • Учебные группы.
    • Файлы для скачивания студентами.

      По  каждому курсу определяется календарь  курса: срок обучения, сроки прохождения  разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания  рефератов, предельные сроки сдачи  контрольных заданий и т.д. 

      В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.

Информация о работе Дистанционное образование