3)
технологию построения учебного
курса;
4)
цели курса;
5)
критерии окончания обучения;
6)
часы телефонных консультаций;
7)
описание экзаменов, проектов
письменных работ;
8)
другие инструкции.
Электронный
учебник, содержит собственно учебные
материалы для дистанционного обучения,
разделен на не зависимые темы-модули,
каждая из которых дает целостное
представление о определенной тематической
области, и способствует индивидуализации
процесса обучения, т.е. обучающийся может
выбрать из вариантов обучения: изучение
полного курса по предмету или изучение
только конкретных тем.
Рекомендации
по созданию интернет -
ресурса по ДО
Особенности
по разработке учебных
материалов по ДО
Полноценный
проект онлайнового обучения состоит
из: инструктивного блока, информационного
блока (системы информационного
наполнения ресурса), контрольного блока
(механизма тестирования и оценки),
коммуникативного блока (системы интерактивного
преподавания) и управляющей системы,
объединяющей все это воедино.
Курс
ДО - это не только сам текст занятий, а
целостный процесс, включающий поиск подходящей
информации в сетях, обмен письмами, как
с кураторам курса, так и с другими учащимися,
обращение к базам данных, периодическим
информационным изданиям, распространяемых
посредством Интернет.
Дистанционное
обучение, индивидуализированное по
своей сути, не должно вместе с тем
исключать возможностей коммуникации
не только с преподавателем, но и
с другими обучающимися, сотрудничества
в процессе разного рода познавательной
и творческой деятельности.
При
создании курса ДО важно учесть особенности
целевой группы, для которой создается
этот курс и выбрать методику дистанционного
обучения с учетом особенностей технического
обеспечения обучаемого.
Эффективность
дистанционного обучения зависит от
качества используемых материалов (учебных
курсов) и мастерства педагогов, участвующих
в этом процессе. Поэтому педагогическая,
содержательная организация дистанционного
обучения (как на этапе проектирования
курса, так и в процессе его использования)
является приоритетной.
Структура
курсов ДО
В
настоящее время широко используется
следующая структура курсов ДО:
- Авторы
курса, с фотографиями
автора и тьютора.
Краткая творческая биография автора
курса, основные публикации. Возможно
аудио или видео ролик.
- Введение
(Информация о курсе).
Дается краткая характеристика курса,
кому он предназначен, что необходимо
знать и уметь для успешного усвоения,
расписание, цели и задачи курса, аннотация
курса, организация курса, требуемая литература,
порядок обучения, как работать с данным
курсом, место и взаимосвязь с другими
дисциплинами программы по специальности.
- Основной
текст в виде модулей
с иллюстрациями, выделенными ключевыми
словами (для будущего глоссария) и определениями,
ссылками на другие страницы курса, и другие
источники информации в сети Интернет,
а также основные выводы по разделу. Каждый
модуль должен иметь заголовок. Возможно
указание Перечня вопросов, относящихся
к данному разделу, но не вошедших в программу
с указанием источников, где можно с ними
ознакомиться факультативно и дополнительные
лекционные материалы.
- Вопросов
для самотестирования
после каждого раздела, контрольных работ
и тем для обсуждения на форуме данного
курса. Задачи с ответами для тренинга.
- Справочные
материалы по предметной
области курса (глоссарий),
связанный гиперссылками с основным текстом.
Глоссария, по возможности должен полно
отражать содержание курса (в идеале глоссарий
должен содержать термины на русском и
английском языках). Список сокращений
и аббревиатур.
- Литература
- список рекомендованной основной и
дополнительной литературы, адреса Web-сайтов
в сети Интернет с информацией, необходимой
для обучения с аннотацией каждого ресурса.
- Электронная
библиотека – электронные книги по
тематике курса, ссылки на сайты электронных
библиотек, электронные книги с информацией,
необходимой обучаемому, например по работе
с электронной почтой, по поиску информации
в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна
сопровождаться аннотацией.
- Средства
сотрудничества обучаемого
с преподавателем и
другими обучаемыми (электронная
почта, телеконференции (форум),
чат).
- Практические
и лабораторные работы,
необходимые для качественного усвоения
курса. Предварительно рекомендуется
осуществить допуск к этому виду занятий,
проверить знания теоретического материала.
- Творческие
задания (курсовые работы, эссе, задания,
ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное
применение усвоенных знаний, умений,
навыков, выполнение проектов индивидуально
и в группах сотрудничества.
- Блок
проблемных ситуаций (тексты
задания на выявление
глубины понимания).
- База
данных рефератов, курсовых
работ, проектов, рефератов
других студентов, презентаций.
- Web-
работы студентов (или
файлы презентаций,
размещенные в Интернет).
- Блок
с файлами (презентаций,
рефератов, ….)
- Наиболее
часто задаваемые вопросы
и ответы на них, размещенные на Web-сайте
и доступные для обучающихся.
- Заключительный
тест. Экзаменационные материалы, требования
к уровню владения материалам.
- Блок
мониторинга результатов
учебной работы.
- Пакет
анкет. В комплект курса включаются
пакет анкет для знакомства с потенциальными
учащимися и пакет тестов для определения
их исходного уровня знаний по данному
предмету, теме и заключительная анкета
для оценки курса и тьютора.
- Практикум
для выработки умений
и навыков применения
теоретических знаний
с примерами выполнения
заданий и анализом
наиболее часто встречающихся
ошибок.
- Виртуальный
лабораторный практикум.
- Портфолио
(Портфель студентов)
– Все, что написал студент, помещается
здесь, включая электронные письма, выполненные
работы, задания, ответы преподавателя.
- Классная
комната – имена и E-mail слушателей класса,
преподавателя, ассистентов, с возможностью
послать письмо любому из них или всех
сразу, включая преподавателя.
- Учебные
группы - В зависимости от требований
преподавателя, студенты могут объединяться
в небольшие «бригады», коллективно выполняющие
отдельные проекты.
- Доска
объявлений - информация для всех студентов
группы и для конкретного студента.
- Файлы
для скачивания студентами (презентации,
файлы Word).
- Лабораторные
работы (моделирование лабораторных
работ с помощью языков программирования
и непосредственная передача данных в
ходе лабораторной работы в Интернет).
Особенности
подготовки материалов
курсов ДО
При
создании курса ДО необходимо учитывать
особенности Интернет технологий. Учитывая
слабость каналов Интернет в России,
не рекомендуется делать Web-страницы
очень большими. Не следует использовать
рисунки во весь экран и большое
их количество в целях уменьшения
времени загрузки Web-страницы. Большие
по объему загрузки страницы следует
разбивать на несколько страниц
и соединять их гиперссылками.
При
разработке курса ДО необходимо участие
автора, методиста, веб-мастера, дизайнера,
программиста. Качество разработанного
курса зависит от слаженной работы всей
этой команды. Подготовив материалы по
курсу ДО, автор передает его веб-мастеру.
Веб-мастер перерабатывает курс для представления
его в Интернете.
При
создании курса необходимо использовать
итерационный подход. Курс должен изменяться
и дорабатываться по результатам
работы с материалами курса Web-мастера
и других специалистов.
После
создания курса проводятся тестирование
и проверка курса автором курса
и пилотные испытания курса, по результатам
которых проводится доработка курса.
Для
организации дистанционных курсов
разрабатывается специальный Web-сайт.
На сайте размещается система
для управления процессом дистанционного
обучения, информация по организации
обучения, представлен список предлагаемых
курсов и сами курсы. Каждый курс размещается
в своем разделе сайта.
Для
представления курсов в сети Интернет
обычно используется типовая оболочка
курса с удобной системой навигации.
По каждому курса создаются тесты,
конференция (форум). Создается закрытая
и открытые области для размещения курса
на сайте. Информация о тестировании обучаемого
заносится в базу данных.
Размещение
курса делается многоуровневое. На
первом уровне показывается структура
курса и аннотация разделов. Каждый
раздел курса разбивается на отдельные
модули (web-страницы).
По
каждому курсу определяется календарь
курса: срок обучения, сроки прохождения
разделов, сроки тестирования, даты
виртуальных семинаров, написания
рефератов, предельные сроки сдачи
контрольных заданий и т.д.
В
курсах дистанционного обучения более,
чем в каких-либо других курсах, должен
использоваться дружественный интерфейс,
стимулирующий учащихся к продолжению
работы, успешному ее завершению.
Рекомендуется
использовать принцип
единства при создании
курса: выдерживать единую цветовую
палитру по всему курса, одинаковое использование
шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок,
единый стиль оформления и т.д.
ПРИМЕР
web-страницы дистанционного
курса
- Web-страница
в среднем не должна превышать по длине
трех экранов. Основное разрешение экрана
у пользователей 1024*768 пикселей.
- Фон страниц
рекомендуется делать белый, буквы - черные.
- Рекомендуется
использовать стандартные шрифты – Times
New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использование
двух или трех шрифтов для всего курса.
- Приветствуется
максимальное использование возможностей
гипертекста.
- Все гиперссылки
выделяются одним цветом, например цвет
синий с подчеркиванием.
- Все ссылки
на глоссарий выделяется одинаково, одним
цветом и возможно курсивом.
- Текст должен
быть коротким или, по крайней мере, поделен
на абзацы; текст должен быть удобным для
беглого ознакомления.
- Рекомендуется
использование цвета в курсе, наиболее
эффективно выделять отдельные куски
текста цветом и отдельные ячейки таблицы
или всю таблицу цветом (фон ячейки или
фон таблицы).
- Не рекомендуется
использовать подчеркивание в тексте,
чтобы не путать с гиперссылками.
- Каждый графический
файл должен иметь текстовую подпись,
которая будет видна при отключении графики
обучаемым у себя на компьютере.
- Графические
элементы должны дополнять текст.
- Каждая web-страница
должна иметь заголовок раздела (цвет
черный) и заголовок занятия (цвет темно
синий).
- Каждая страница
может иметь слева вертикальное поле,
которое можно использовать для размещения
различных подзаголовков, комментариев,
графических изображений.
- На любой
web-странице можно открыть новое окно с
просмотром информации в нескольких окнах
одновременно или попеременно. Возможно
использование фреймовой структуры, когда
экран компьютера разбивается на несколько
независимых окон (фреймов).
- Возможно
использование звуковых и видео фрагментов.
- Большие рисунки
можно представлять в два приема. Сначала
на экране появляется маленький рисунок
– уменьшенная копия большого рисунка,
при нажатии на маленький рисунок появляется
большой рисунок в новом окне. Размер графических
файлов оптимизируется для уменьшения
загрузки Web-страницы.
Основы
разработки сайта
по ДО
Подводя
итог, еще раз отметим требования
к разработке Интернет-ресурса по
дистанционному обучению.
- Полноценный
проект онлайнового обучения состоит
из: инструктивного блока, информационного
блока, контрольного блока, коммуникативного
блока и управляющей системы, объединяющей
все это воедино.
- При создании
курсов ДО широко используются гипертекстовые
технологии и мультимедийные средства.
- Материалы
должны снабжаться необходимыми пояснениями,
быть дружественными к пользователю и
привлекательны, все трудности процесса
изучения должны заранее предвидеться
авторами.
- Необходимо,
чтобы материал вас захватывал. Применение
разнообразной графики, анимации и имитации
должно способствовать повышению привлекательности
дистанционных курсов
- Курс ДО должен
быть разбит на относительно небольшие,
логически замкнутые части (разделы).
Структура
курсов ДО:
- Авторы курса,
с фотографиями автора и тьютора.
- Введение
(Информация о курсе).
- Справочные
материалы по предметной области курса.
- Литература.
- Средства
сотрудничества обучаемого с преподавателем
и другими обучаемыми (электронная почта,
телеконференции (форум), чат).
- Практические
и лабораторные работы.
- Наиболее
часто задаваемые вопросы и ответы на
них
- Заключительный
тест
- Виртуальный
лабораторный практикум.
- Портфолио.
- Классная
комната.
- Учебные группы.
- Файлы для
скачивания студентами.
По
каждому курсу определяется календарь
курса: срок обучения, сроки прохождения
разделов, сроки тестирования, даты
виртуальных семинаров, написания
рефератов, предельные сроки сдачи
контрольных заданий и т.д.
В
курсах дистанционного обучения более,
чем в каких-либо других курсах, должен
использоваться дружественный интерфейс,
стимулирующий учащихся к продолжению
работы, успешному ее завершению.