Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Оглавление

Введение 3
Определение, описание, история. 4
Плюсы и минусы ДО 7
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа 10
Методы дистанционного университетского образования 12
Виды дистанционного обучения. 14
Кейс-технология 14
Сетевые технологии 14
Дистанционная технология 15
Дистанционное образование в России. 16
Электронный учебник как средство дистанционного обучения 17
Рекомендации по созданию интернет - ресурса по ДО 21
Особенности по разработке учебных материалов по ДО 21
Структура курсов ДО 22
Особенности подготовки материалов курсов ДО 24
Основы разработки сайта по ДО 27
Заключение 29
Список литературы и использованных сайтов 30

Файлы: 1 файл

Дистанционное образование.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение            3

Определение, описание, история.        4

Плюсы и минусы ДО          7

Основные  типы технологий в  учебных заведениях нового типа         10

     Методы  дистанционного университетского образования          12

Виды  дистанционного обучения.               14

     Кейс-технология                 14

     Сетевые технологии                14

     Дистанционная технология               15

Дистанционное образование в  России.             16

Электронный учебник как средство дистанционного обучения        17

Рекомендации  по созданию интернет - ресурса по ДО          21     

     Особенности по разработке учебных  материалов по ДО         21

     Структура курсов ДО               22

     Особенности подготовки материалов курсов ДО              24

Основы  разработки сайта  по ДО              27

Заключение                 29

Список  литературы и использованных сайтов           30 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Одним из перспективных способов получения  образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью  возможностей, которые предоставляют  современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

      Первые  опыты использования телекоммуникаций в практике уже тогда определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные  же уроки как шли очно, так и  идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело, вузы, особенно те из них, в которых студенты обучаются  на платной основе (а таковых сегодня  в России по некоторым данным 52%). Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а, значит, и финансирования. Именно поэтому  с середины 90-х годов дистанционное  обучение стало вводиться в вузах  более интенсивно, чем в школах. Весьма заметные сдвиги произошли и  в направлении повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех сферах производства, где выгодно  осуществлять переподготовку персонала  без отрыва от основной работы, экономя  к тому же на командировках. Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратить средств на аренду или постройку зданий, коммунальные расходы и проч. Короче, экономическая выгода. Где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее.

     Появление дистанционного обучения привело к  изменению традиционной модели взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в  обучении дистанционном (то есть имеют  место учащийся, педагог и образовательный  процесс, в котором они участвуют). В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель - тьютор, очный  педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор  дистанционного обучения, локальный  координатор, авторы-разработчики учебных  материалов. Перечисленные роли могут  одновременно исполнять одни и те же специалисты, например, дистанционный  педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.

     Дистанционное обучение тесно связано с Интернет-образованием, но не тождественно ему и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.

      Определение, описание, история.

      Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

      Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

    • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
    • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

     В настоящее время перспективным  является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых  массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

     Дистанционное обучение претендует на особую форму  обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

     Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

      Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный  язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

   В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское  обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной  работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

  Начало XX века характеризуется бурным технологическим  ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

  Появление радио и телевидения внесло изменения  в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория  обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио  был существенный недостаток - у  учащегося не было возможности получить обратную связь.

  В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования – Открытый Университет  Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность  за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

  Другие  известные университеты с программами  дистанционного обучения зарубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

  В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы  появились на первых компьютерах  в виде различных игр. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

  Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная  ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

  В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий  проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

  В XXI веке доступность компьютеров  и Интернета делают распространение  дистанционного обучения еще проще  и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он не находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

  Как правило, при дистанционном вузовском  обучении от студентов не требуется  всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих  дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или  выходным. Эти занятия не обязательны  для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.

  При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения  учебной информации. Уже сменилось  несколько поколений используемых технологий — от традиционных печатных изданий до самых современных  компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-Learning/online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).

  Однако  до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым  методам. Например, в Индии очень  популярным является использование  для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству  населения и отсутствию необходимости  в дополнительной инфраструктуре, что  позволяет сделать обучение действительно  открытым и доступным широким  слоям населения.

  Многие  крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может  прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий  портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей  своих продуктов, разработчиков  программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются  бесплатно или в комплекте  с покупаемым ПО.

Плюсы и минусы ДО

     Сначала отметим плюсы дистанционного обучения: 

  • Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
  • Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
  • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
  • Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.
  • Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).
  • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.
  • Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.
  • Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).
  • Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.
  • При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения. ДО носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
  • Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
  • Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
  • ДО предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.
  • ДО делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
  • Внедрение ДО уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена.
  • ДО индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной до настройки.
  • Использование современных Интернет технологий и ДО позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.
  • Развитие ДО требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.
  • Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.

Информация о работе Дистанционное образование