Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Оглавление

Введение 3
Определение, описание, история. 4
Плюсы и минусы ДО 7
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа 10
Методы дистанционного университетского образования 12
Виды дистанционного обучения. 14
Кейс-технология 14
Сетевые технологии 14
Дистанционная технология 15
Дистанционное образование в России. 16
Электронный учебник как средство дистанционного обучения 17
Рекомендации по созданию интернет - ресурса по ДО 21
Особенности по разработке учебных материалов по ДО 21
Структура курсов ДО 22
Особенности подготовки материалов курсов ДО 24
Основы разработки сайта по ДО 27
Заключение 29
Список литературы и использованных сайтов 30

Файлы: 1 файл

Дистанционное образование.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

  Для освоения учебной программы в  этом случае компьютер – ваш главный  инструмент. Интернет станет вашим ключом к электронным библиотекам, интерактивным учебникам, тестовым заданиям, а также основным средством общения с курирующим ваше обучение преподавателем. Вам придется принимать участие в сетевых конференциях, семинарах, работающих в режиме форумов, и дискуссиях с преподавателем и сокурсниками. В сетевых и кейс-технологиях используются схожие методы работы с учениками. Основной минус сетевой технологии – полная зависимость от технического обеспечения. Маломощный компьютер или некачественная связь могут превратить ваше обучение в мучительный и долгий процесс.

  Начиная учиться по такой схеме, надо помнить, что занятия потребуют высокой  организованности и самоконтроля. Характерная  черта дистанционного образования  – преподаватели не видят своих  учеников, а оценивают только их работы. Оценка получается более объективной, исключается фактор личного впечатления. Но это при условии, что все  задания вы выполнили самостоятельно. Хотя, конечно, отслеживать, сам ли участник сдает тесты и дистанционный  экзамен, или на вопросы отвечает «дядя Вася», никто не будет. 

  Дистанционная технология

  Основана на занятиях с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных. Лекции, тренинги, тестирование, интернет-консультации проводятся при помощи новейших средств связи и самых надежных каналов. Возможно, именно дистанционная технология получит со временем наибольшее распространение, так как она лишена многих уязвимых мест сетевой и кейс-технологий. Роль гипертекста могут выполнять форумы в формате видеосвязи внутри предприятия. Они повысят интерактивность «дистанционки» и создадут эффект живого общения. Например, все студенты, проходящие обучение по конкретной теме, могут в течение определенного часа раз в месяц обсудить изученный материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Дистанционное образование в  России.

     Современный этап развития Российской высшей школы  характеризуется очень интенсивным  взаимопроникновением методик образования  западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.  
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

      Разрешение  сложившейся проблемы возможно на основании  внедрения в сферу образования  дистанционного обучения на базе новых  информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления  такого подхода:

  • Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
  • Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления;
 
 

    Электронный учебник как средство дистанционного обучения

     Как говорилось выше мы разберем одну из наиболее часто применяемых технологий в  ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.

     Основные  принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.

Это:

  1. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  2. усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
  3. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.
 

      Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

      На  смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

      В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

      Успешное  создание и использование дистанционных  учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

      Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

    • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
    • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
    • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
 

      К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

    • принцип активности;
    • принцип самостоятельности;
    • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
    • принцип мотивации;
    • принцип связи теории с практикой;
    • принцип эффективности. В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:
    • индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
    • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
    • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;
    • демонстрировать визуальную учебную информацию;
    • моделировать и имитировать процессы и явления;
    • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
    • прививать умение в принятии оптимальных решений;
    • повысить интерес к процессу обучения;
    • передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.

Для построения четкого плана курса необходимо:

  • определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
  • конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;
  • спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.
 

     Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.

     Цели  помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии он находится.

     Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

    • настроить мышление на тему обучения;
    • сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
    • тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
 

     Деятельность  должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.

      При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.

      Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:

  • перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
  • учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
  • контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом. Изучение таким образом предмета школьного курса может быть использовано школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.

   Содержание  предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.

   Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических  тес тов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

   Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных мате риалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

     1) информацию о системе дистанционного  обучения, методах ДО;

     2) биографическую информацию о  преподавателе;

Информация о работе Дистанционное образование