НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: «Плюсы и минусы дистанционного
образования»
по дисциплине : «Организация самостоятельной
работы студентов»
Выполнил:
Студентка 1 курса
Проверил:
___________________
ИОДО, 2012г.
Содержание:
- Введение …………………………………………………….3
- Плюсы и минусы дистанционного образования…………..3
- Минусы дистанционного образования…………………….4
- Мнения по поводу дистанционного образования………....5
- Вывод…………………………………………………………5
- Преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционной, заочной формой ……………………………6
- Заключение…………………………………………………...7
- Список литературы…………………………….…………….8
-3-
Введение:
Дадим изначально определение дистанционного
обучения:
Дистанционное
образование- организация познавательной
деятельности, основанной на самообразовании,
где непосредственное педагогическое
общение сведено к минимуму.
К основным потенциальным
потребителям дистанционных образовательных
услуг относится ряд социальных
категорий: абитуриенты и студенты
вузов, учителя, госслужащие, менеджеры
предприятий, безработные, инвалиды и
жители удаленных населенных пунктов,
военнослужащие и др.
Плюсы дистанционного
образования:
Рассмотрим положительные
черты дистанционного образования:
- экономия времени, затраченного на поездки на сессию;
- значительная экономия денежных средств, которые могли бы потратить в процессе обучения с отрывом от места работы, местожительства;
- в совершенстве можно овладеть навыками работы на персональном компьютере, потому что выполнение контрольных заданий невозможно без изучения многочисленных возможностей персонального компьютера;
- не надо тратить время на поиск необходимой литературы и учебных пособий для выполнения контрольных и курсовых работ, так как все необходимое для обучения размещено на сайте и будет мгновенно доступно;
- индивидуальные график и темп обучения, которые студент может выбирать сам, ориентируясь на свои способности, занятость и т.д.;
- возможности для получения качественного образования для категорий людей с ограничениями в свободе перемещения (проживающие в удаленных населенных пунктах, военнослужащие, женщины с маленькими детьми, инвалиды);
- повышение качества образования за счет современных методик и технологий обучения.
-4-
Минусы дистанционного
образования:
Теперь рассмотрим минусы
такого образования:
- Отсутствие прямого очного общения между обучающимися преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
- Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
- Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
-5-
Мнения по поводу
дистанционного образования:
- Д.А. Медведев:
«...В основе создания систем
дистанционного образования лежит потребность
специалистов в непрерывном и быстром
получении новых знаний, без которых невозможны
деловой успех и карьерный рост в технологически
развитом обществе...» Д.А.Медведев, Президент Российской
Федерации.
- А. Фурсенко:
- «У меня есть определенное недоверие к дистанционному образованию», — заявил на пресс-конференции «Российское образование: проблемы и перспективы» в информационном агентстве «РИА-новости» мин. обр. и науки А. Фурсенко. «Потому что, к сожалению, иногда за этим понятием стоит профанация: за дистанционное образование выдается просмотр по телевизору лекций более или менее известных преподавателей. А на самом деле это серьезная интерактивная работа, принципиально другие технологии и методики, разрабатываемые сегодня для школ и вузов. Создаются электронные образовательные ресурсы. Это не отсканированные учебники — это система, в которой ты на расстоянии можешь работать с заданием, общаться с преподавателем, бывать в виртуальных лабораториях и аудиториях, задавать вопросы и получать ответы. В этом плане дистанционное образование вещь крайне полезная. Причем полезная даже не столько для получения базового образования, сколько для продолжения обучения в течение всей жизни. Поэтому мы считаем, что само по себе это направление очень перспективное, но в нем еще в большей степени, чем в образовании традиционном, требуется улучшение качества».
Вывод:
Если попытаться поразмыслить
над словами Медведева и Фурсенко, то становится
понятным, что дистанционное образование
является все более распространенным,
но его нужно дорабатывать. Нужно обязательно
повышать квалификацию преподавателей,
чтобы они уже были приспособлены к такому
преподаванию предметов, разрабатывать
программы для такого обучения, так же
повышать квалификацию кадров и т.д.
-6-
Преимущества
дистанционного обучения по сравнению
с традиционной заочной формой:
- практически неограниченный доступ к интеллектуальным ресурсам ведущих учебных заведений и научных школ, информационным ресурсам, электронным учебникам;
- индивидуальные график и темп обучения, которые студент может выбирать сам, ориентируясь на свои способности, занятость и т.д.;
- возможности для получения качественного образования для категорий людей с ограничениями в свободе перемещения (проживающие в удаленных населенных пунктах, военнослужащие, женщины с маленькими детьми, инвалиды);
- повышение качества образования за счет современных методик и технологий обучения (компьютерные деловые игры, большая наглядность: использование любого графического и видео материала, возможность прослушивать лекции бесконечное количество раз).
-7-
Заключение:
Я считаю,
что дистанционное образование в системе
российского образования будет продолжаться
и совершенствоваться по мере развития
Интернет технологий.
Дистанционная
форма обучения способствует массовому
распространению образования, делая
учебные курсы доступными по сравнению
с традиционным очным образованием.
Тем не менее, приходится констатировать
низкое качество дистанционного обучения,
что закономерно в контексте
существующих приоритетов – минимизация
расходов.
Широкое
распространение дистанционного обучения
в России получит тогда, когда появятся
соответствующие технические возможности
и хорошие телекоммуникации каналы.
Дальнейшие
развитие систем дистанционного обучения
предполагает обеспечение максимальной
интерактивности. На самом деле обучение
только тогда становится полноценным,
когда достигается имитация реального
общения с преподавателем, - вот к этому
и следует стремиться. Необходимо использовать
сочетание различных типов электронных
коммуникаций, что позволяет компенсировать
недостаток личного контакта за счет виртуального
общения. Дальнейшее совершенствование
курсов дистанционного обучения связано
со следующими факторами:
- Мультимедийность - озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
- Использование потокового аудио и видео.
- Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
- Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, программы на CD-ROM и т.д.
Дистанционное
образование позволяет реализовать
два основных принципа современного
образования – “образование для
всех” и “образование через всю
жизнь”
-8-
Список литературы:
- Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики. Дистанционное
образование. [Электронный ресурс]: электронный
сайт института – Режим доступа: http://www.do.sibsutis.ru/do.asp - Загл. с экрана;
- Высшее образование – Достоинства и
недостатки дистанционного обучения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ucheba.ru/vuz-article/10628.html - Загл. с экрана.
- Проект
Московского института экономики, менеджмента
и права, посвященный дистанционному обучению. Сайт
поддерживается силами Центра дистанционных
образовательных технологий МИЭМП.
[Электронный ресурс]: электронный
сайт института – Режим доступа: http://www.e-college.ru– Загл. с экрана;