Плюсы и минусы урбанизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Урбанизация - это процесс увеличения доли городского населения, который сопровождается ростом экономической, политической и культурной значимости городов по сравнению с сельской местностью. Существует глобальная тенденция к урбанизации. В большинстве стран она является естественным следствием и стимулом экономического развития, проходящего стадии индустриализации и постиндустриализации. Поэтому уровень урбанизации, измеряемый процентным отношением городского населения к общей численности населения страны, особенно высок в развитых странах и гораздо ниже в странах с низким доходом на душу населения.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономической географии и регионалистике.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Урбанизация - это процесс увеличения доли городского населения, который сопровождается ростом экономической, политической и культурной значимости городов по сравнению с сельской местностью. Существует глобальная тенденция к урбанизации. В большинстве стран она является естественным следствием и стимулом экономического развития, проходящего стадии индустриализации и постиндустриализации. Поэтому уровень урбанизации, измеряемый процентным отношением городского населения к общей численности населения страны, особенно высок в развитых странах и гораздо ниже в странах с низким доходом на душу населения.

Человечество вступило в XX век, уже имея представление о градостроительном буме, о тягостных последствиях концентрации населения в крупных городах, об их патологии. Многим казалось, что отчетливо проявившиеся недостатки больших городов не оставляют им шансов на будущее. А. Бабель говорил о неизбежной грядущей гибели больших городов. Г. Уэллс прогнозировал их исчезновение (или, как он выразился, «распыление»)11 Города России: энциклопедия. М. 1994 г., с. 51.

В то же время темпы урбанизации в развивающихся странах в настоящее время гораздо выше, чем в развитых. В 2000-2005 гг. среднегодовой рост городского населения в странах с низким и средним доходом составлял 3,8 и 3,1% соответственно по сравнению с 0,1% в развитых странах. Следует учитывать также тот факт, что в развивающихся странах, где численность населения выше, эти процентные показатели соответствуют большему числу людей. В итоге к 2005 г. абсолютное большинство - почти три четверти - всех 2,5 млрд. горожан мира проживали в развивающихся странах.

Урбанизация охватила все страны мира. Этот процесс в разных общественных и географических условиях проявляется и в разных «географических одеждах»11 Алексеев А.И. Социально-экономическая география России. М. 1995 г., с. 17.

При этом основные закономерности урбанизации имеют общий характер. В ее ходе происходит процесс формирования городской среды со специфическими свойствами.

Доля горожан в общем населении стран с низким и средним доходом быстро выросла с 22% в 1960 г. до 39% в 2005 г.; предполагается, что к 2015 г. она превысит 50%. Примерным показателем вклада городов в ВВП служит суммарная доля в ВВП продукции промышленности и сферы услуг (в основном производимой в городах). Судя по этому показателю, города в развивающихся странах уже сейчас играют более важную экономическую роль, чем сельские, в основном сельскохозяйственные, районы, так как в среднем более половины ВВП развивающихся стран производится в промышленности и в сфере услуг. Правда, пока это справедливо не для всех стран мира.

Несмотря на то, что быстрый рост городов наблюдается практически во всех странах мира, уровни урбанизации в разных географических регионах весьма неодинаковы. В то время как большинство стран Латинской Америки так же урбанизированы, как и страны Европы (в городах проживает 74% населения), страны Южной Азии, Восточной Азии и Центральной Африки остаются преимущественно сельскохозяйственными.

Большинство наиболее населенных городов мира расположено в развивающихся странах. В таблице перечислены города с населением более 7 млн. (данные 2005 г.). Обратите внимание на то, что многие из них находятся в странах Азии, где население многочисленно, а доход на душу населения низок (Китай, Индия, Индонезия). В этих городах высока концентрация бедняков. В таких городах особенно остро стоят сложные социальные и экологические проблемы, включая загрязнение воздуха.

Загрязняющие воздух взвешенные частицы (ВЧ) - это дым, сажа, пыль и капельки жидкости, образующиеся при сгорании топлива и присутствующие в воздухе. Уровень загрязнения ВЧ, измеряемый обычно в микрограммах на кубический метр, является одним из важнейших показателей качества воздуха, которым дышат люди. Согласно стандартам качества воздуха, разработанным Всемирной организацией здравоохранения, этот показатель не должен превышать 90 мкг на куб. метр. В действительности во многих городах этот показатель многократно превышается (Приложение: таблица № 1).

Высокий уровень загрязнения воздуха ВЧ отрицательно сказывается на здоровье людей. Он провоцирует заболевания дыхательной системы, обостряет сердечнососудистые и другие заболевания. В мире в целом в 2005 г. этот фактор явился причиной преждевременной смерти, по меньшей мере, 500000 человек, а также 4-5 млн. новых случаев заболевания бронхитом. Особенно высок риск для здоровья горожан в развивающихся странах, таких как Китай и Индия. По некоторым оценкам, во многих китайских городах качество воздуха настолько низкое, что экономические потери, вызванные повышенной заболеваемостью и смертностью городских жителей по всей стране составляют около 5% ВВП. Согласно другим оценкам, сделанным для 18 городов Восточной и Центральной Европы, снижение содержания в воздухе этих городов пыли и сажи до предельно допустимых норм, установленных Европейским Союзом, ежегодно позволило бы сохранять жизнь 18000 человек и получать 1,2 млрд. долл. дохода за счет сокращения заболеваемости и связанных с ней потерь рабочего времени.

Степень загрязнения воздуха зависит от уровня развития технологии в стране и мер государственного контроля за загрязнением главным образом в энергетике. Применение менее «грязных» ископаемых видов топлива (таких как природный газ и уголь с низким содержанием серы), более эффективное и полное их сжигание, все более широкое распространение «чистых», возобновимых источников энергии (энергия воды, солнца, ветра, тепла недр) - вот некоторые из основных способов борьбы с загрязнением воздуха, не требующих ограничения экономического роста. Сравните эти данные с уровнями ВЧ в крупнейших городах этих стран (Приложение - таблица № 1). Заметьте, что уголь считается одним из самых «грязных» источников энергии, хотя многое зависит от его качества и способов сжигания. Ядерная энергия по многим параметрам самая «чистая», но существует серьезная проблема безопасной утилизации радиоактивных отходов и риск радиоактивного загрязнения в случае аварии. Источники, оказывающие наименьшее воздействие на окружающую среду, такие как солнечная энергия, не показаны, так как на них по-прежнему приходится незначительная доля выработки электроэнергии в мире.

Другим важным источником выбросов ВЧ в атмосферу городов является сжигание топлива в двигателях внутреннего сгорания автомобилей. Это особенно вредно для здоровья людей, так как загрязняющие вещества выбрасываются практически на уровне земли. Автомобилей гораздо больше в развитых странах, где в 2006 г. на 1000 человек приходилось 559 автомобилей, в то время как в странах с низким доходом этот показатель равнялся 8 на 1000, а в странах со средним доходом - 91 на 1000 человек. Тем не менее быстрый рост числа автомобилей в развивающихся странах приводит к сильному загрязнению воздуха, так как они в основном сосредоточены в нескольких крупных городах, многие находятся в плохом техническом состоянии, а контроль за выбросами выхлопных газов слаб или практически отсутствует.

Согласно оценкам Всемирного банка, спрос на бензин в развивающихся странах растет в 1,2 -1,9 раза быстрее, чем доходы на душу населения. Если для стран, переживающих процессы индустриализации и урбанизации, типичные темпы роста дохода на душу населения составляют 6-8% в год, вполне возможен ежегодный рост потребления горючего для автомобилей на 10-15%. В течение 10 лет (1994-2004) в Москве был зарегистрирован ежегодный прирост числа легковых автомобилей в среднем на 10%, а в течение четырех лет (2000-2004) ежегодный прирост составлял 17,5%. В отсутствие действенных мер борьбы с загрязнением воздуха выхлопными газами подобная динамика наверняка приведет к тяжелым последствиям для здоровья горожан.

2. Характер урбанизации в развивающихся странах

«Третий мир» становится все более урбанизированным, ареной продолжающейся «городской революции». Это во многом определяет наиболее важные направления социально-экономического прогресса развивающихся стран. В 1950 г. доля горожан в общей численности их населения составляла 19%-20%, а к 1990 г. она выросла до 38%- 40%. К 2000 г. этот показатель достигнет 45% или даже больше. В 2000 г. в 65 развивающихся странах городским будет свыше 2/3 всего населения, а в 15 наиболее индустриальных уровень урбанизации превысит 80%.

По-иному происходят процессы урбанизации в развитых странах, где индустриальное развитие сопровождалось ростом городов, современные же постиндустриальные тенденции проявились в замедлении темпов и даже некотором оттоке населения из городов в пригородную зону, где экологическая ситуация и условия жизни благоприятнее. Этот процесс получил название субурбанизации. К наиболее урбанизированным странам, где городское население составляет более 4/5 жителей, относятся Великобритания, ФРГ, Япония, Россия, США, Франция, Турция, Израиль. 
Города, концентрируя население, производство, управление, культурные и научные достижения, становятся ячейками мировых хозяйственных связей. Их функции разнообразны. Различают города, имеющие промышленные, транспортные, торговые, распределительные и внеэкономические (административные, научные, культурные и т. п.) функции. Наиболее часто встречаются города, в которых сочетаются промышленные, торговые, транспортные и административные функции. Имеются также узкоспециализированные центры: промышленные (Детройт), транспортные (Суэц), политико-административные (Бонн, Канберра), научные и вузовские (Кембридж, Гейдельберг), курортные (Ницца, Брайтон), религиозные (Мекка, Лурд), а также военные базы (Гибралтар)11 Зубченко Л. Обзор зарубежных периодических изданий по статистике и демографии // Вопросы статистики. М, 2003 г., с. 14.

Рост современных городов, особенно больших, происходит преимущественно за счет наращивания непроизводственных функций, поскольку большинство рабочих мест создается именно в этих отраслях деятельности, а миграционные потоки из сельской местности обусловливают особенности состава городского населения с характерным преобладанием лиц трудоспособного возраста. Местные уроженцы, например, в Лондоне, Париже или Калькутте, составляют менее половины населения города. 
Большинство крупных городов имеет довольно пеструю этническую и религиозную структуру, что обуславливает расселения уже в пределах самого большого города (например, в Нью-Йорке известны китайские кварталы, район Брайтона, заселенный выходцами из бывшего Советского Союза на протяжении второй половины XX в., район Гарлема, где преимущественно проживают чернокожие американцы и т. п.) и создает иногда дополнительные социокультурные проблемы, связанные с межэтническим общением и религиозной терпимостью.

В развивающихся странах урбанизация происходит по типу «центр-периферия». Менее развитые районы и их города выступают в качестве внутренних колоний ведущих районов и их центров (своеобразный «внутренний колониализм»). Подобный взгляд на урбанизацию в развивающихся странах связан с концепцией «экономического дуализма», которая исходит из существования «традиционного» и «современного» секторов. В этой связи рассматриваются 3 ситуации: а) город выкачивает из окружающих территорий различные ресурсы для развития; б) город «индифферентен» к соседним районам; в) город навязывает им ту или иную структуру развития11 «Экономическая и социальная география России»/Под редакцией доктора А.Т, Хрущева. М. 1997 г., с. 21.

Такая урбанизация, идущая по типу «экономический рост без экономического развития», получила наименование «урбанизации существования» или «потребительской урбанизации». Такой урбанизации присущи многие кризисные явления. Некоторые из них связаны с состоянием городской природной среды.

Одной из наиболее характерных особенностей современной урбанизации является значительное усиление концентрации населения в крупнейших городах и урбанизированных районах. Эта особенность стала заметной уже в XIX веке, но со всей силой проявилась в нашем столетии.

В последние 50 лет отмечались значительные изменения в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего. Процесс урбанизации, то есть концентрации людей и хозяйственной деятельности в населенных пунктах, относимых к категории «городских», будет продолжаться и в XXI веке. К движущим силам урбанизации относится, прежде всего, широкое предложение различных видов деятельности и услуг на городских территориях, в частности наличие рабочих мест и возможность получить образование. Кроме того, в некоторых регионах мира, особенно в Африке, большое влияние на этот процесс оказывают деградация земель, истощение природных ресурсов и социально-политические конфликты.

Урбанизация, являясь объективным процессом, подчиняется следующим общим закономерностям: жесткая связь с индустриальным развитием; преобразование всего общества, в том числе и деревни, через внедрение городских институтов, стандарта поведения, образа жизни, культурных ценностей. Причем преобразование деревни не предполагает ее полное исчезновение и замену всех сельских поселений только поселениями городского типа. Сельское поселение сохраняется, т. к. сохраняется целый ряд его специфических функций (например, рекреационная), но условия жизни, уровень благоустройства и доступности материальных и культурных благ здесь резко меняются. Вместе с тем в каждой стране и в каждом регионе процессы урбанизации неизбежно будут иметь специфические черты.

Характерной чертой развития российской урбанизации было то, что формирование и развитие городской сети протекало в условиях постоянной внешней угрозы, города создавались в первую очередь как стратегические центры, выполнявшие оборонные, военные функции. Огромные пространства страны предопределили особую роль государства как инструмента сохранения целостности государства и его развития, создание жесткой централизованной системы управления. Низкая плотность населения, слабое развитие транспортных путей влияли на формирование очагового типа расселения. Значительная роль государства в процессах градообразования наложила свой отпечаток на функции городов, среди которых преобладающее значение всегда имела административная функция, которая, собственно, и определяла статус города.

В зарубежной научной литературе встречается термин «слаборазвитый город». Он определяет некоторые специфические особенности городов в развивающихся странах. Среди них22 «Введение в экономическую географию». Учебник для ВУЗов, А. Ю. Скопин - М, 2004 г.:

- недостаточность функциональной  базы (промышленность, непроизводственная  сфера и другие источники занятости  и доходов), которая не в состоянии  «поглотить» все более увеличивающееся  население;

- быстрый рост обездоленного населения (в значительной степени в результате притока мигрантов) и застроенной площади городов;

- сложившаяся концентрическая система  планировочной структуры вокруг  центральных исторических центров  городов; при этом кварталы менее

обеспеченных групп горожан непосредственно примыкают к «ядрам» городов;

- существование на периферии городов  разрастающихся по занимаемой  площади поселений сосредоточения  наименее обеспеченных групп  населения (главным образом мигрантов) с неупорядоченной хаотической  застройкой, лишенных, как правило, элементарной инфраструктуры (электричество, водоснабжение, канализация, медицинское обслуживание);

Информация о работе Плюсы и минусы урбанизации