Плюсы и минусы урбанизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Урбанизация - это процесс увеличения доли городского населения, который сопровождается ростом экономической, политической и культурной значимости городов по сравнению с сельской местностью. Существует глобальная тенденция к урбанизации. В большинстве стран она является естественным следствием и стимулом экономического развития, проходящего стадии индустриализации и постиндустриализации. Поэтому уровень урбанизации, измеряемый процентным отношением городского населения к общей численности населения страны, особенно высок в развитых странах и гораздо ниже в странах с низким доходом на душу населения.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономической географии и регионалистике.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

- отчетливо выраженное территориально-имущественное  разделение городских территорий  с выделением ареалов проживания  групп с высокими, средними, низкими  и минимальными доходами («социальная сегрегация»);

- распространение городской застройки  территорий на неблагоприятные  по своим инженерно-геологическим  и экологическим условиям территории (горные склоны с сильной эрозией, высокогорья, заболоченные или подтапливаемые  участки и другие подобные места).

В промышленных городах отмечается новый виток (новая стадия) урбанизации. Она связана с тем, что бедные группы населения постепенно вытесняются из центральных районов города. Происходит своего рода их «джентрификация» (облагораживание). Процесс возрождения и повышения социально-экономической роли центральных частей городов получил название «реурбанизация». Она еще не затронула крупнейшие и крупные города в развивающихся странах.

Эти наиболее общие особенности «анатомии слаборазвитого города» порождены взрывным характером урбанизации. Она по своим масштабам значительно опережает темпы развития экономики. При этом города как бы закрепляют ту территориальную организацию общества и хозяйства, которые достались развивающимся странам в наследство от колониального прошлого, препятствуя их прогрессу.

Характер размещения населения в развивающихся странах и, в том числе, его особенно высокая территориальная концентрация в крупнейших городах все более ощутимо препятствуют прогрессу этих государств

В большинстве развивающихся стран в 4-5 крупнейших городах сосредоточено примерно 4/5 промышленного потенциала этих государств. При этом крупнейшие города растут темпами в 3-5 раз более высокими, чем общий рост численности населения. Это характерно, в частности, для Латинской Америки - наиболее развитого, индустриального и урбанизированного региона «третьего мира». В агломерациях Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико и Буэнос-Айреса сосредоточены примерно 1/5 населения и 1/3 потенциала обрабатывающей промышленности региона11 Зубченко Л. Обзор зарубежных периодических изданий по статистике и демографии // Вопросы статистики. М, 2003 г., с. 19.

Для ускоренной и даже взрывной урбанизации в развивающихся странах более всего характерна «концентрационная модель» растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Их рост будет продолжаться и при постепенном снижении рождаемости, что отмечается в большинстве развивающихся стран. Отток населения из сельской местности в города (особенно в крупные и крупнейшие центры) будет продолжаться высокими темпами. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство и сельская местность в развивающихся странах не могут удержать сельское население из-за малоземелья, ухудшения условий, растущей престижности городской жизни. Хозяйственное освоение новых районов в развивающихся странах (некоторое исключение представляет Латинская Америка) не может поглотить сколько-либо значительную часть избыточного сельского населения.

Во многих развивающихся странах (особенно в Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим, однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города, имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за 1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.

В развивающихся странах формируются и все более сложные формы урбанистической организации: агломерации городов, «городские коридоры»,

расположенные между крупнейшими центрами. Они сложились в наиболее

урбанизированных и индустриальных странах. Среди них Индия, Аргентина,

Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили и некоторые другие. В Венесуэле, например, формируются 3 мегалополиса, в том числе между столицей Каракасом и побережьем. К концу ХХ века в них было сосредоточено 77% населения Венесуэлы11 Зубченко Л. Обзор зарубежных периодических изданий по статистике и демографии // Вопросы статистики. М, 2003 г., с. 23.

Почти во всех развивающихся странах отмечается нарастающее ухудшение состояния окружающей среды в столичных и других агломерациях и на прилегающих к ним территориях. Это, в частности, обусловлено тем, что в странах «третьего мира» типична высокая территориальная привязка «загрязняющих» отраслей промышленности к крупнейшим и крупным городам.

Это обостряет и без того кризисное состояние городской окружающей среды. Возникла реальная опасность для состояния здоровья городского населения, особенно в многочисленных окраинных ареалах сосредоточения наименее обеспеченных групп населения.

Характер урбанизации в развивающихся странах определяет и ряд общих особенностей внутреннего устройства (членения) «слаборазвитого города». В нем выделяются резко отличающиеся друг от друга составные части. В частности, быстрый рост городского населения сопровождается особенно высокими темпами увеличения численности пришлого населения и, прежде всего, мигрантов из сельской местности. Характерны трудности их адаптации к условиям городской жизни, к новой для них городской окружающей среде. Не только в крупных, но и в средних, а нередко и в небольших городах, в непосредственной близости от центрального «делового округа» быстро растут кварталы трущоб и поселения наименее обеспеченных групп «маргинального» (наименее обеспеченного и не участвующего в полной мере в городской жизни) населения.

В центральных частях «слаборазвитого города» возрастает плотность населения, чаще всего достигающая высоких, а иногда и критических показателей. Быстро увеличивается площадь под дорогами и другими транспортными сооружениями. Автомобилизация, интенсивно развивающаяся в городах «третьего мира», становится все более весомым фактором ухудшения состояния и качества окружающей городской среды.

3. Мировой процесс урбанизации

Основными формами расселения людей являются сельские поселения и города. Причем в современном мире процесс урбанизации стал мировым.

«Урбанизация» - это не только быстрый рост и развитие городов, увеличение доли городского населения, это и возрастание роли и значения городов во всех сферах жизни общества, а также преобладание городского образа жизни над сельским.

Город - это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие функции. «Крупность» города измеряется численностью живущих в нем людей, т.е. людностью. Можно еще добавить, что город характеризуется концентрацией населения и хозяйства на сравнительно небольшой территории.

В мировой практике нет общепринятых подходов к критерию выделения городов. В ряде стран присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно (Россия, США, Канада, Алжир и др.), в других, понятие «город» статистическое и от части историческое (например, в странах Латинской Америки). А в Великобритании, например, юридические и исторические как бы слились воедино (еще в Средние века некоторыми населенными пунктами были «пожалованы» права независимости от власти лендлордов).

Но часто единственный критерий выделения города является его людность. Получение статуса «город» различно в разных странах. В Дании, Швеции, Финляндии это может быть поселение с числом жителей более 200 человек. В Канаде и Австралии - с числом жителей более 1 тыс. человек. В Мексике, Венесуэле, США к городам относятся все населения с числом жителей более 2,5 тыс. человек.

Причем в США чаще употребляется термин «урбанизированный ареал», т.е. зона сплошной городской застройки или еще один термин - «метрополитенский статистический ареал» (в обычном понимании это город и его пригороды).

В Австралии, Индии, Иране город - это поселение с числом жителей боле 5 тыс., а в Нигерии и Нидерландах - с населением свыше 20 тыс. жителей.

Иногда показатель людности при определении статуса города сочетается с некоторыми другими. В России город - поселение с числом жителей около 12 тыс., человек, где 85% населения, составляют рабочие и служащие и члены их семей (т.е., они не заняты в сельском хозяйстве). А в Индии, например, критерии несколько иные: более 5 тыс., человек, плотностью населения не менее 1 тыс., человек на 1 кв. милю и 15% взрослого мужского населения не занято в сельском хозяйстве.

Большими городами считаются города с населением свыше 100 тысяч человек. Среди больших городов особо выделяются города-миллионеры (с населением, превышающим более 1 миллиона человек). К высоко урбанизированным относятся те государства, где доля городского населения более 50%, к средне урбанизированным - те, где доля городских жителей от 20 до 50%, и к слабо урбанизированным - где данный показатель, соответственно, менее 20%.

Во многих экономически развитых странах доля городских жителей уже составляет 75-80% населения и показатель этот стабилен. А в развивающихся странах доля горожан значительно ниже. Однако есть регионы развивающегося мира, где в силу ряда причин природного, исторического и экономического характера показатель урбанизации очень высок (например, во многих странах Латинской Америки).

К тому же процесс урбанизации в развивающихся странах одет очень быстрыми темпами и темпы прироста городского населения в последние годы даже опережают общие темпы роста населения.

Процесс переезда из сельской местности в крупные города особенно характерен для экономически отсталых стран, где в сельских поселениях колоссальны масштабы безработицы, а в стране быстро формируется сеть городского расселения, где можно найти какую-либо работу.

Мировой процесс урбанизации затронул все страны и он характеризуется следующими особенностями11 Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность населения и расселения мира. - М. 1999 г.:

- во первых, быстрыми темпами роста  городского населения. В 1900г., в городах  проживало 13% мирового населения, 1950 г.- 29%, в 1990 г - 46%, а в 2000 г. - свыше 50%;

- во вторых, население и хозяйство  концентрируется в основном в  больших городах (с населением  свыше 100 тысяч человек) и число  таких городов постоянно растет. В 1900 году таких городов было  около 360, а в 1990 году - уже 2,5 тысячи.

Растет также число крупных городских поселений - городов миллионеров (с населением больше 1 млн. человек). Если в начале ХХ века их было десять (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Кантон, Берлин, Вена, Токио, Чикаго, Филадельфия и Санкт-Петербург), к 1980 году - уже около 200, то к 2010 году - в мире будет уже около 400 городов-миллионеров.

Только в России сейчас 13 таких городов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Челябинск, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.

- в-третьих, территории больших городов  быстро расширяются. Близко расположенные  города зачастую сливаются, втягиваются  в орбиту крупнейшего города - «Ядра», объединяются в единое  целое хозяйственными, трудовыми  и культурно-бытовыми связями. Образуются «агломерации» - большие города вместе с развивающимися под их влиянием пригородными поселениями. Часть пригородов как бы срастается с городом, в результате чего образуется зона сплошной городской застройки, далеко выходящая за официальные границы города. Эти компактные группировки населенных пунктов «спаяны» интенсивными трудовыми, культурно-бытовыми, коммунально-хозяйственными взаимосвязями.

В число крупнейших агломераций мира в 1990 году (по данным Бюро переписей США) входили: Токио-Иокогама, Мехико, Сан-Паулу, Сеул, Нью-Йорк, Осака-Кобе-Киото, Бомбей, Калькутта, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. (В Московской агломерации насчитывается около 12 млн человек).

Представительство агломераций развивающихся стран среди крупнейших мировых растет с каждым годом. В 1950 году они составляли 2/5 (31 из 78), а в 1990 году - уже 2/3 их числа (187 из 298).

По прогнозу ООН, в 2010 году следующие агломерации будут крупнейшими в мире: Мехико, Сан-Паулу, Токио-Иокогама (свыше 20 млн жителей), Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Шанхай, Тегеран, Джакарта, Буэнос-Айрес. То есть восемь из десяти крупнейших - это агломерации развивающихся стран мира.

Чаще в агломирациях бывает одно «ядро», но известны и полицентрические агломерации (многоядерные), например, Рурская агломерация (в ФРГ), объединяющая несколько равнозначных городов от Дуйсбурга до Дортмунда.

Высшим звеном процесса урбанизации стало образование «мегалополисов» - скопление агломераций и городов, лежащих друг от друга на близком расстоянии и имеющих тенденцию к слиянию. Этот термин был введен в употребление географом Жаном Готтманом в 1950-х годах применительно к почти непрерывной полосе застройки, протянувшейся на северо-востоке США от Бостона до Вашингтона (мегалополис «Босваш», включающий в настоящее время 25 агломериций, и где проживает 40 млн человек). Позже этим термином стали широко пользоваться.

Известны следующие мегалополисы: 1) на Тихоокеанском побережье Японии - от Токио до Осаки (60 млн. чел.) - «Токайдо»; 2) Рейнский мегалополис, где только на территории Нидерландов среднее расстояние между соседними агломерациями менее 30 км, а «ядра» агломераций - крупные города; 3)приозерный мегалополис «Чипитс», протянувшийся от Милуоки до Питтербурга в США; 4) Английский мегалополис, с важнейшими ярдами - Лондонской и Ливерпульской агломерациями, которые являются крупными портовыми комплексами и др.

Агломерации, входящие в состав мегалополиса «Токайдо» в Японии, получили особые названия: Кейхин (около Токио и Иокогамы), Хансин (Осака-Кобе), Тюкё (агломерация, центром которой является Нагоя).

Все города в мегалополисы обладают общей транспортной системой со сложными маятниковыми поездками населения.

Концентрация промышленности, транспорта и населения в крупных и крупнейших городах резко ухудшила экологические условия жизни в них. Это привело в экономически развитых странах к новому явлению «субурбанизации» - когда рост пригородов стал намного обгонять рост «ядра», благодаря переезду обеспеченного населения в более чистые в экологическом отношении пригороды (в США - около 60% населения агломерации проживают в пригородах). Но это отнюдь не означает деградирования агломераций в экономически развитых странах или снижения уровня урбанизации.

Средняя же плотность населения в крупнейших городах мира приблизительно такова: Париж - 32 тыс., человек на 1 км2, Токио - 16 тыс., Нью-Йорк, Лондон - более 10 тыс., Москва - около 9 тыс., человек на 1 км2.

Информация о работе Плюсы и минусы урбанизации