Анализ проэктной деятельности учащихся на уроке информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.

Файлы: 1 файл

ВКР Павлова.docx

— 68.04 Кб (Скачать)

   2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);

   3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

   4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

   5.Определение  базовых знаний из различных  областей, необходимых для работы  над проектом.

   6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

   7.Использование исследовательских методов :

   •  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

   •  выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

   •  оформление конечных результатов;

   •  анализ полученных данных;

   • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного  исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

   Последнее особенно важно, так как относится  как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

   Самый сложный момент при введении в  учебный процесс исследовательских  проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный  год предстоит выделить ведущую  тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых  тем на класс, работа по которым потребует  присвоения учащимися необходимых  по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это  совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму  его выполнения (индивидуальная и  групповая), степень сложности проектировочной  деятельности.

   Четкость  организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где  указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы  и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

   Выбор тематики проектов в разных ситуациях  может быть различным. В одних  случаях эта тематика может формулироваться  специалистами органов образования  в рамках утвержденных программ. В  других, выдвигаться учителями с  учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются  при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

   Тематика  проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы  с целью углубить знания отдельных  учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному  для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким  образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

1.4. Основные этапы  выполнения проекта

     Работа  над проектами проходит в несколько  этапов.

     Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.

     Тема  проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный  этап проекта, так как каждый его  участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение. Обычно в ходе «мозгового штурма»  предлагается огромное количество тем, поэтому необходимо перед началом  работы выбрать 1-2 человек для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.

     Этап 2. Выбор одной  темы проекта.

     Он  довольно сложен для учителя, так  как нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки  зрения технических возможностей школы  и того учебного материала, который  должен быть внесен в проект по замыслу  учителя. При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В  противном случае теряется смысл  первого этапа. Выбор темы для  проекта длится 15-20 мин. При проведении первого в данном классе проекта  учитель может сам указать  тему, в этом случае первые два этапа  опускаются.

     Этап 3. Выбор методов  и ресурсов для  работы над проектом, выбор формы презентации  результатов проекта.

     Спектр  методов для выполнения проекта  чрезвычайно широк — это могут  быть эксперимент, интервью, социологический  опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив  право выбора им самим.

     Проект  может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной  помощью учителя.

     Этап 4. Работа над проектом.

     Занимает  основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем, исходя из календарно-тематического планирования. Также учитель определяет сроки  промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время  уроков. В этом случае во внеурочное время учащиеся занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим опросом. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 1-2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников.

     Этап 5. Подготовка к защите проекта.

     Данный  этап может включать в себя:

     - Оформление материала на стендах  (с фотографиями, рисунками, схемами,  диаграммами, наглядно представляющими  суть проекта);

     - Оформление материала в виде  презентации в различных программах (например, MS Power Point);

     - Подготовка устной презентации  проекта;

     - Подготовка команды для ответов  на каверзные и серьезные вопросы  оппонентов;

     - Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и  доказательно представлена логика  работы над проектом.

     Этап 6. Презентация проекта.

     Проводить презентацию можно как во время  уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше  выделить спаренные уроки, поскольку  представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа. 

     В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов, происходит углубленное изучение темы, воспитывается  целеустремленность, работоспособность.

     Достоинства проектной деятельности:

     - умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор  решения на себя, разделять ответственность  с другими;

     - создание условий для конкретного  воплощения творческих идей;

     - предоставление ребенку свободы  выбора темы, методов работы;

     - работу над проектом можно  продолжать неопределенное время,  так как появляются новые мысли  и идеи;

     - нет возможности использования  чужого проекта;

     - связь информатики с другими  школьными предметами и поиск  информации за переделами учебного  заведения.

     Таким образом, метод проектов – это  вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что- то новое.

     Проектная деятельность позволяет учителю  осуществлять индивидуальный подход к  каждому ученику, распределять обязанности  в группах по способностям и интересам  детей. В ходе проектирования учитель  должен быть консультантом: давать рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя  направлять в верное русло, обсуждать  с учащимися этапы реализации проекта.

1.5. Роль учителя при выполнении проекта

   Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что  учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного  рассмотрения проблемы, возникающей  у значительного количества школьников.

   У учащихся при выполнении проекта  возникают свои специфические сложности  и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

   -   намечать ведущие и текущие  (промежуточные) цели и задачи;

   -   искать пути их решения, выбирая  оптимальный при наличии альтернативы;

   -   осуществлять и аргументировать  выбор;

   -   предусмотреть последствия выбора;

   -   действовать самостоятельно (без  подсказки);

   -   сравнивать полученное с требуемым;

   - объективно оценивать процесс  (саму деятельность) и результат  проектирования.

   При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно  более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в  приложении 1. В схеме выделены этапы  выполнения проекта. Значимость учителя  и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической  фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

   Графическое представление взаимодействия учителя  и учащихся показывает, что педагог  на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся  знаний.

1.6. Роль учащихся в выполнении проекта

   Меняется  и роль учащихся в учении: они  выступают активными участниками  процесса. Деятельность в рабочих  группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного  критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной»  форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная  форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

   Даже  неудачно выполненный проект также  имеет большое положительное  педагогическое значение. На этапе  самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым  подробным образом анализируют  логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает  мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала  ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия  позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Информация о работе Анализ проэктной деятельности учащихся на уроке информатики