Анализ проэктной деятельности учащихся на уроке информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.

Файлы: 1 файл

ВКР Павлова.docx

— 68.04 Кб (Скачать)

Введение

     В современном словаре педагога все  чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью  увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.

     Отсутствие  необходимых знаний, умений, навыков, психологических установок проектирования - одна из проблем современной школы, как обучающихся, так и обучающих. Поэтому актуальность данной работы состоит в том, что изучение и анализ метода проектов поможет более полно и творчески подходить к изучению информатики, в частности, созданию web-ресурсов не только учащимися, но и преподавателями.

     Всем  известно, что знание, оторванное от понимания, порой не имеющее ничего общего с опытом обучающегося, практически  не используется. Современное отечественное  образование ведет все к большему отрыву образования от жизни, когда  предельно формализованное содержание и методика практически не считаются  с разнообразием способностей учащихся, их потребностью в усвоении определенных видов деятельности. Большая часть  личностного развития обучающегося, его психическая направленность на профессиональное становление откладывается  «на потом», «на после школы». В этой ситуации метод проектов как  одно из средств позволяет педагогу решать сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося», соразмерить единство знаний обучающегося с опытом, пониманием, возможностью реализовать их на практике в соответствии с личным интересом и интересом общества. Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся (педагогов) опыт продуктивных действий ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия - все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

     Цель  работы: исследование метода проектов и внедрении его во внеурочные занятия по информатике для учащихся 8-9 классов.

     Объект  исследования: процесс творческого воспитания школьников.

     Предмет исследования: метод проектов, как средство эффективного творческого воспитания школьников.

     Гипотеза  исследования: предполагается, что использование метода проектов повысит интерес учащихся к предмету, расширит кругозор и творческий подход к изучаемому материалу.

     В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой  были поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы использования метода проектов;
  2. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проектному методу обучения;
  3. изучить методику и планирования метода проектов на уроках информатики и внеурочной деятельности в создании web-ресурсов и провести исследование влияния метода проектов на творческое воспитание школьников;
  4. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • диагностические методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, опросников;
  • количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

 

     

1. Что такое метод  проектов?

   В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя  и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного  опыта, наоборот, показывает феноменальные  способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и  упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

   Личностный  характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель  вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в  процессе передачи знаний участвуют  и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

   Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и  возникает проблема необходимости  развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

   Введение  в педагогические технологии элементов  исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

    1. Немного об истории метода проектов.

   Метод проектов не является принципиально  новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом  проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

   Метод проектов привлек внимание и  русских  педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

   Позднее, уже при советской власти эти  идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был  осужден и с тех пор до недавнего  времени в России больше не предпринималось  сколько-нибудь серьезных попыток  возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    1. Метод проектов на предмете Информатика

     На  предмете Информатика проектный  метод позволяет использовать все  воспитательные и дидактические  возможности. Он разворачивается для  нас, во-первых, как один из методов  проблемного обучения активизирующий и углубляющий познание; во-вторых, как метод, позволяющий обучать  самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность  обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на Информатике.

     Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над  проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным  отсутствием диктата со стороны  учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Такого не бывает при пассивных методах  обучения. В отличии от пассивных способов обучения метод проектов вовлекает учащегося в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата - результата работы над проектом - что является сильным мотивантом. В большинстве случаев при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. Кроме карающей или поощряющей отметки учителя других мотивантов в поле зрения ученика, как правило, нет.

     При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. Интерес к проекту и результату выполнения проекта обеспечивается методикой его использования.

     С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению (learn by doing). На предмете Информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной области. Для школьного предмета Информатика предметная область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Так, целью проекта учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов программ, оболочек и пр., которые каждый ученик должен освоить в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, целенаправив на значимый для них результат - продукт коллективной познавательной, творческой работы. Практические занятия превращаются в увлекательное, целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.

     При работе над большим проектом, требующим  пошаговой организации, системного подхода в проектной деятельности появляется возможность обучать  учащихся системной самоорганизации  мышления и деятельности. Такой подход заключается в расчленении общей задачи проекта на подзадачи, определение подцелей, организации этапности в работе, синтез общего результата из результатов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в решении проблем проекта. Для Информатики системный подход в решении задач является учебным умением, вырабатываемым в процессе обучения, навыком. Так, системный подход необходим в конструировании алгоритмов для различных исполнителей. Когда исполнителем является ЭВМ, говорят о системном подходе к программированию, о структурном программировании. Этот подход, стиль программирования, изучается на предмете Информатика в разделе содержания «Элементы программирования». С другой стороны, навыки системной самоорганизации необходимо вырабатывать при научении учиться: от целеполагания в учении к выбору стратегии в достижении цели и далее через определение тактики, через планирование и организацию своей деятельности к достижению успеха. При регулярном использовании этого подхода у учеников вырабатывается умение самостоятельно планировать учебную деятельность. Они учатся использовать этот подход в других областях, закладывается навык планирования и целеполагания, системный подход в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

     В то же время метод проектов на предмете Информатика это метод организации  группового обучения (cooperative learning). [6, с.112-117] В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитывать и развивать важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

1.3. Основные требования  к использованию  метода проектов

   1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

Информация о работе Анализ проэктной деятельности учащихся на уроке информатики