Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Оглавление

1. Понятие и значение лицензирования.

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Лицензируемые виды деятельности.

3. Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

4. Понятие лицензионного процесса.

5. Прекращение лицензии.

Файлы: 1 файл

Семинар 9.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

8. Решение лицензирующего органа  об отказе в предоставлении  лицензии или бездействие лицензирующего  органа может быть обжаловано  соискателем лицензии в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации.

9. В случае, если в заявлении  о предоставлении лицензии указывается  на необходимость предоставления  лицензии в форме электронного  документа, лицензирующим органом  направляется в форме электронного  документа, подписанного электронной  подписью, лицензиату лицензия или  соискателю лицензии уведомление  об отказе в предоставлении  лицензии. 

Прекращение лицензии. 

Действие  лицензии прекращается в связи с  прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в  лицензирующий орган заявления  о прекращении лицензируемого  вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в соответствии  с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического  лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании  лицензии. 

Не позднее  чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения  лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить  или направить в лицензирующий  орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление  о прекращении лицензируемого вида деятельности. 

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Аннулирование лицензии осуществляется:

  1. В административном порядке, то есть самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выдаче лицензии.
  2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и (или) при неустранении лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, в установленный срок. С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган, выдавший лицензию, или орган государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
 
 

Лицензиат вправе направить в лицензирующий  орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности. 

Лицензирующий орган принимает решение о  прекращении действия лицензии в  течение десяти рабочих дней со дня  получения:

1) заявления лицензиата о прекращении  лицензируемого вида деятельности;

2) сведений от федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  государственную регистрацию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий  единый государственный реестр  записи о прекращении юридическим  лицом деятельности или о прекращении  физическим лицом деятельности  в качестве индивидуального предпринимателя;

3) выписки из вступившего в законную  силу решения суда об аннулировании  лицензии. 

Решение лицензирующего органа о прекращении  действия лицензии оформляется и  доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя  в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона. 

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих  дней со дня приема заявления о  предоставлении лицензии и прилагаемых  к нему документов, лицензирующий  орган осуществляет проверку полноты  и достоверности содержащихся в  указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется  приказом (распоряжением) лицензирующего органа. 

Действие  лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения  о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических  лиц или единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании  лицензии. 

Лицензия  теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения  его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя. 

Развитие  и внедрение механизмов саморегулирования

Начало  применения механизмов саморегулирования  в качестве альтернативы институту  государственного лицензирования показывает, что при наличии определенных улучшений, выразившихся в том числе  в избавлении ряда отраслей от недобросовестных и недостаточно компетентных участников и повышении прозрачности процедур допуска на рынок, наблюдается также  и ряд объективных недостатков, связанных в первую очередь с  низкой эффективностью исполнения саморегулируемыми  организациями возложенных на них  законодательством функций. Низкая активность наблюдается в части  включения саморегулируемых организаций  в процесс стандартизации предпринимательской  и профессиональной деятельности, во многих сферах отсутствует опыт применения механизмов обеспечения имущественной  ответственности членов саморегулируемых организаций, невысока эффективность  контроля, осуществляемого саморегулируемыми  организациями в отношении своих  членов, не обеспечивается должный  государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций, а также отсутствуют  наработанные механизмы внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций. 
 
Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения властных полномочий органов государственной власти и административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности отдельных отраслей экономики создает обременительные условия для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых организаций (вступительные, членские и целевые). 
 
Указанные недостатки во многом обусловлены отсутствием единых подходов к выстраиванию системы саморегулирования в отдельных отраслях и отклонением от базовой концепции саморегулирования в рамках отдельных отраслевых законов. Вместе с тем принципы создания саморегулируемой организации, признания государством ее статуса и формирования внутренней структуры должны быть едины вне зависимости от отрасли, в которой эта организация существует. Институт саморегулирования предполагает наличие у саморегулируемой организации вполне определенного спектра задач и функций, отличающих ее от любого другого предпринимательского или профессионального объединения. Отраслевое законодательство может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования саморегулируемых организаций в отдельной сфере, только при условии, что это не разрушает фундамент института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям. 
 
Проведение анализа деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах позволило сформировать целостное представление о состоянии института саморегулирования, выявить общие недостатки и тенденции, выработать системный подход к преодолению проблем, большая часть из которых является общей для всей системы саморегулирования вне зависимости от отраслевой принадлежности отдельных саморегулируемых организаций. В рамках указанного подхода предполагается осуществление следующих мероприятий:

  • разработка проекта федерального закона, направленного на уточнение норм Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в части регламентации вопросов разработки стандартов, формирования и использования средств компенсационных фондов, осуществления контроля саморегулируемых организаций за своими членами и контроля уполномоченных органов за деятельностью саморегулируемых организаций, механизмов работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров, а также в части формирования национальных объединений (советов) и состава особенностей, регламентация которых допустима в рамках иных федеральных законов;
  • разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в смежное законодательство, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в федеральные законы, регулирующие вопросы создания саморегулируемых организаций в отдельных отраслях, с учетом обоснованных особенностей и установлением необходимых переходных периодов;
  • осуществление регулярного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций в отдельных сферах деятельности в целях выработки дальнейших мер по совершенствованию института саморегулирования в Российской Федерации.

Кроме того, необходима реализация мер, направленных на совершенствование и унификацию существующих требований к саморегулируемым организациям, обеспечивающих необходимую  степень детализации и конкретизации  и позволяющих саморегулируемым организациям на должном уровне исполнять  возложенные законодательством  функции. 
Дальнейшее введение механизмов саморегулирования с обязательным членством в каждом конкретном случае должно базироваться на оценке потребности той или иной сферы в регулировании, анализе преимуществ и недостатков допустимых альтернатив регулирования и сопровождаться тщательным изучением возможных последствий реализации такой меры (в том числе оценкой воздействия механизмов саморегулирования на конкуренцию и негативных эффектов, связанных с излишним повышением финансовой нагрузки на участников отдельных рынков) с учетом результатов консультаций с субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности и их объединениями. 
 
Вместе с тем должна осуществляться поддержка (в первую очередь информационная) развития саморегулируемых организаций и иных общественных объединений, обладающих атрибутивными признаками саморегулирования на добровольных началах. Развитие механизмов саморегулирования на добровольных началах, применение правил и стандартов ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, а также информирование потенциальных потребителей товаров и услуг, производимых членами саморегулируемых организаций, об основных плюсах таких организаций, в том числе об обеспечении контроля за соблюдением установленных требований и применении механизмов имущественной ответственности в случае причинения ущерба, позволят заложить основу формирования системы рыночных сигналов и развития репутационных механизмов в отдельных отраслях экономики. При этом для сфер деятельности, в рамках которых существуют саморегулируемые или аналогичные им организации, основанные на принципах добровольного членства и имеющие опыт в области стандартизации и определении правил в указанных сферах, а также наработанные механизмы контроля за соблюдением действующих требований, может рассматриваться вопрос об обязательном членстве участников таких рынков в саморегулируемых организациях.
 

В настоящее  время саморегулируемые организации  функционируют практически во всех отраслях экономики нашей страны.

Федеральные законы поразному устанавливают перечень форм, в рамках которого создаются  саморегулируемые организации (далее  – СРО). Так, согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" "саморегулируемой организацией в  сфере рекламы признается объединение  рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого объединения".

СРО ревизионных  союзов сельскохозяйственных кооперативов в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О  сельскохозяйственной кооперации" создается в форме объединения (ассоциации, союза) на условиях членства ревизионных союзов в целях регулирования  и обеспечения деятельности ревизионных  союзов, представления и защиты их интересов, а также интересов  кооперативов.

В федеральных  законах от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" примерный  перечень организационно-правовых форм СРО отсутствует, сказано лишь, что  они функционируют как некоммерческая организация.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О  саморегулируемых организациях" в  качестве СРО признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным  законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О  некоммерческих организациях" (далее  – Закон о некоммерческих организациях).

Практика показывает, что чаще всего СРО создаются  в форме ассоциаций и некоммерческих партнерств. Так, ассоциации (союзы) объединят  юридических лиц, включая в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации. При этом коммерческие организации объединяются с коммерческими, а некоммерческие соответственно с  некоммерческими. Участие физических лиц в ассоциациях (союзах) не предусмотрено. То есть подобная организационно-правовая форма не подходит для тех сегментов  рынка, участниками которых являются индивидуальные предприниматели. Отмечаются и другие недостатки этой организационно-правовой формы в плане выполнения функций  саморегулирования. 

В соответствии со ст. 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; охрану здоровья граждан; развитие физической культуры и спорта; удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей; защиту прав и законных интересов  граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; оказание юридической  помощи, а также на достижение иных общественных благ.

Информация о работе Лицензирование