Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Оглавление

1. Понятие и значение лицензирования.

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Лицензируемые виды деятельности.

3. Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

4. Понятие лицензионного процесса.

5. Прекращение лицензии.

Файлы: 1 файл

Семинар 9.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию  на гидрометеорологические и  геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

II. Лицензируемые виды  деятельности, не  подпадающие под  действие ФЗ "О  лицензировании отдельных  видов деятельности":

  1. деятельность  кредитных организаций;
  2. деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  3. деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. деятельность в области связи;
  5. биржевая деятельность;
  6. деятельность в области таможенного дела;
  7. нотариальная деятельность;
  8. страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  9. деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  10. осуществление внешнеэкономических операций;
  11. осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  12. приобретение оружия и патронов к нему;
  13. использование результатов интеллектуальной деятельности;
  14. использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  15. использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  16. деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  17. образовательная деятельность

  Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

деятельность  по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

деятельность  по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);

космическая деятельность;

медицинская деятельность;

проектирование  зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

инженерные  изыскания для  строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Введение  лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Как понятно  из приведенного фрагмента, лицензируемые  виды деятельности определены по видам  производимой продукции и стадиям (этапам) ее жизненного цикла (проектирование, производство, последующая переработка, транспортирование, хранение, утилизация). Такой подход к определению лицензируемых  видов деятельности свидетельствует  об обоснованности установленного Законом  о лицензировании перечня.

Закон предусматривает, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный перечень видов  деятельности.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в соответствии с Налоговым кодексом РФ. 

Пункт 2 статьи 1 закона "О лицензировании" дает исчерпывающий перечень видов  деятельности, на которые не распространяется действие Закона. Данное положение  обусловлено рядом особенностей перечисленных видов деятельности, их специфическим характером, сроками  действия, особым характером ответственности  за нарушение условий лицензии, специальными нормативными актами, регулирующими  особый порядок лицензирования.

    Кратко  остановимся на особенностях лицензирования этих видов деятельности, позволяющих вывести  их из-под сферы  действия Закона "О  лицензировании".

    Так, согласно Федеральному закону "О  банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 08.04.2008), лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) после ее государственной  регистрации. Такие лицензии выдаются без ограничения сроков ее действия. Закон "О банках и банковской деятельности" предусматривает особый вид ответственности  для кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без соответствующей  лицензии: ЦБ РФ вправе предъявить в  арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего  без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно  осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом  порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. ст. 12 - 13 Закона).

    Учитывая  специфику такого предмета лицензирования, как деятельность, связанная с  защитой государственной тайны, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной  тайне" (в ред. 01.12.2007) устанавливает, что для получения допуска  предприятиями, учреждениями и организациями  к проведению работ, связанных с  использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием  средств защиты информации, а также  с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной  тайны, необходимо наличие лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ  выдается на основании результатов  специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной  аттестации их руководителей, ответственных  за защиту сведений, составляющих государственную  тайну. Более того, в указанном  Законе установлен ряд обязательных условий, при выполнении которых  предприятию, учреждению, организации  может быть выдана лицензия (ст. 27 Закона).

    Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции" предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и  оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, за исключением  закупки этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции (в  целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала  при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических  или иных не связанных с производством  указанной продукции целях) и  розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые четко перечислены  в ст. 18. В названном Законе определен  порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для  получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим  органом (п. 5 ст. 19). Лицензирующий орган  до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации  на соответствие установленным лицензионным требованиям. В ст. 20 указанного нормативного акта предусмотрены особый порядок  и условия приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и  аннулирования лицензии.

    Особенности лицензирования деятельности в области  связи установлены Федеральным  законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 29.04.2008). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Лицензии выдаются либо по результатам рассмотрения заявлений, либо в определенных случаях по результатам  проведенных торгов (аукциона, конкурса) (п. 3 ст. 29, ст. 31 Закона). Лицензии на деятельность в области связи могут быть выданы на срок от трех до двадцати пяти лет, но могут выдаваться и на срок менее чем три года по заявлению  соискателя лицензии (п. п. 1, 2 ст. 33 Закона). Отличительной особенностью является и тот факт, что лицензиат может  обратиться в лицензирующий орган  с заявлением о внесении изменений  или дополнений в лицензию, в том  числе в лицензионные условия.

    Лицензирование  биржевой деятельности регулируется Законом  РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. 15.04.2006) и Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.1994 N 152) (в  ред. 26.11.2007). Согласно вышеназванным  актам, биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, при этом биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее 50% его объявленной суммы. Специфика лицензирования биржевой деятельности заключается и в обязанности представления товарными биржами ежегодных отчетов о своей деятельности, неисполнение которой влечет направление материалов в арбитражный суд для решения вопроса об аннулировании лицензии (п. п. 15 - 17 Положения).

    Ранее действовавшее таможенное законодательство предусматривало лицензирование деятельности субъектов таможенных правоотношений. В связи с вступлением в  силу с 01.01.2004 Таможенного кодекса  Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (в ред. 26.06.2008) (далее - ТК РФ), данные правила существенно изменились. Теперь для того, чтобы осуществлять вышеперечисленные виды деятельности соответствующие юридические лица должны зарегистрироваться в реестре  лиц, осуществляющих деятельность в  области таможенного дела. Однако ст. 439 ТК РФ устанавливает, что лицензии, выданные до 01.01.2004 на применение таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (вывоза) сохраняются до истечения срока  действия таких лицензий. Также и  ранее выданные лицензии на осуществление  деятельности в качестве таможенного  брокера и таможенного перевозчика, на учреждение склада временного хранения, таможенного склада сохраняют свое действие до истечения срока их действия. Однако лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика  сохраняют свое действие только в  случае, если таможенный перевозчик уплачивает таможенные платежи в размере  не менее 20 миллионов рублей и у  него имеется договор страхования  риска своей гражданской ответственности (п. п. 1 - 3 письма ГТК РФ от 27.11.2003 N 01-06/46663 "О продолжении деятельности в  качестве таможенного перевозчика  по лицензиям, срок действия которых  не истекает на 01.01.2004").

    Согласно  письму ГТК РФ от 26.11.2003 N 01-06/46329 "О  переходе таможенных брокеров к условиям деятельности в соответствии с новым  Таможенным кодексом Российской Федерации", организациям, имеющим лицензии таможенного  брокера и предполагающим осуществлять указанный вид деятельности, в  дальнейшем необходимо представить  в ГТК России (в настоящее время - Федеральная таможенная служба в  соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (в ред. от 06.09.2008) "Вопросы  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти") заявление о намерении осуществлять деятельность в качестве таможенного  брокера (представителя), при этом регионы  действия лицензии и копий лицензии, а также ограничения по видам  транспорта и группам товаров  в соответствии с ТН ВЭД России сохраняются. В случае если таможенный брокер планирует изменить регион действия ранее выданной лицензии и ее копий  либо перечень указанных в лицензии ограничений (по видам транспорта и  группам товаров в соответствии с ТН ВЭД России), то ему необходимо представить в ГТК России заявление  о включении организации в  реестр. В этом случае лицензия на осуществление  деятельности в качестве таможенного  брокера прекращает свое действие с  момента выдачи свидетельства.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате  от 11.02.1993 N 4462-1 (в ред. от 18.10.2007), нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин  Российской Федерации, получивший лицензию на право заниматься этой деятельностью. Федеральная регистрационная служба организует выдачу, а ее территориальные  органы выдают лицензии на право нотариальной деятельности. Специфика лицензирования нотариальной деятельности заключается  не только в особом субъектном составе, но и специальных требованиях, предъявляемых  к соискателям таких лицензий: российское гражданство, высшее юридическое  образование, прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося  частной практикой, успешная сдача  квалификационного экзамена (Приказ Минюста России от 16.07.2007 N 149 "Об утверждении  Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой  государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности"). Важно также отметить, что гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса  в течение трех лет, допускается  к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного  экзамена.

Информация о работе Лицензирование