Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Оглавление

1. Понятие и значение лицензирования.

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Лицензируемые виды деятельности.

3. Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

4. Понятие лицензионного процесса.

5. Прекращение лицензии.

Файлы: 1 файл

Семинар 9.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

• территория, на которую распространяется действие данной лицензии;

• при  необходимости указываются и особые условия, которые предусмотрены для осуществления лицензируемой деятельности;

• соответствующий регистрационный номер лицензии;

• дата выдачи и срок окончания действия выданной лицензии.

 
Лицензирование  предпринимательской  деятельности

Для осуществления  определенных видов хозяйственной  деятельности предприниматель должен получить патент либо лицензию на осуществление  определенного вида деятельность. За осуществление деятельности без  лицензии к предпринимателю принимается  ряд административных и штрафных санкций, установленных законом.

Лицензирование предпринимательской деятельности необходимо осуществлять для гарантии, что услуги и товары данного субъекта хозяйствования отвечают нормам законодательства и не причинять вред третьим лицам. 
 
Следует отметить, что порядок получения лицензии будет зависеть от вида деятельности, которым занимается малый бизнес. Некоторые виды деятельности регулируются Законом о лицензировании, а другие - специальными законами, к ним относятся, например, торговля табачными и алкогольными издельями. 

В обычном порядке, частный предприниматель должен подать в Уполномоченный государственный  орган, следующий ряд документов для получения лицензии на осуществление  определенного вида хозяйственной  деятельности: 
1. заявление установленного образца (в котором указываются паспортные данные, ИНН и отметить выбранный вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицензированию); 
2. выписку из Единого государственного регистра юридического или физического лица. 
К этому перечню документов для лицензирования предпринимательской деятельности, могут потребовать дополнительные документы, исчерпывающий перечень которых установлен постановлением Кабинета Министров  
 
Лицензирование предпринимательской деятельности предполагает выдачу лицензии на неограниченный срок, кроме некоторых видов деятельности. За выдачу лицензии снимается сумма в размере 20 минимальных заработных плат. Лицензия по выпуску и проведения лотерей выдается предпринимателю сроком на двенадцать лет. Существует ряд видов деятельности, срок выданной лицензии по которым составляет пять лет, к ним относятся: 
 
- медицинская практика; 
- торговля, перевозка и производство пиротехнических средств; 
-переработка донорской крови и ее компонентов; 
- культивирование растений, включенных в список «Перечень растений, содержащий Наркотические средства»; 
- испытание, разработка, производство ракетных носителей; 
- централизованное водоотведение и водоснабжение; 
- и т.п. 
Уполномоченный орган должен оформить лицензию в течение трех рабочих дней после поступления подтверждающего документа о внесении платы за лицензию. 
Кроме этого, Уполномоченный орган может применить к предпринимателю в случаи нарушения условий осуществления лицензированной деятельности, следующие административно-хозяйственный санкции: 
 
- административно-хозяйственный штраф; 
- приостановление действия лицензии; 
- аннулирования лицензии. 
Размер и порядок штрафа определяется законодательство, при это административно-хозяйственный штраф может применяется с другими санкциями.

Правовое  регулирование лицензирования отдельных видов  деятельности 

Правовую  основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных  видов деятельности" (далее - Закон  о лицензировании), акты субъектов  Российской Федерации. Кроме того, порядок  лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его  ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.). 

   Принятие  Конституции РФ коренным образом  изменило подход государства к правовому  регулированию экономических отношений  в условиях рынка, в том числе  к лицензированию отдельных видов  деятельности. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции каждый имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской деятельности. Ограничение этого права, согласно ст. 55 Конституции, допустимо только федеральными законами при условии, что это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Таким образом, по мысли законодателя лицензирование как средство ограничения свободы  предпринимательской деятельности, необходимо для защиты публичных  интересов населения страны.

   В российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

    1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной  деятельности, утвержденного постановлением  Правительства РФ от 24 декабря  1994 года № 14181);  2) право (ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" №158 от 25.09.98г.);  3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).

   Федеральный закон « О лицензировании отдельных  видов деятельности» №128 от 08.08.01г. отдает предпочтение последнему варианту, согласно которого лицензией считается  специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности  при обязательном  соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

   Одним из недостатков федерального  закона является то, что в нем прямо  не указаны цели. Думается цели   данного федерального  закона можно  выявить из  статьи 4,  которая  определяет критерии лицензируемых  видов деятельности. Таким образом,  цель  лицензирования отдельных  видов деятельности  проявляется  в защите: законных интересов, здоровья граждан, культурного наследия народов  Российской Федерации, обороны и  безопасности государства.

   Поскольку лицензирование как разрешительная деятельность содержит элементы ограничения  прав и свобод граждан при осуществлении  ими предпринимательской и иной экономической деятельности, правовое регулирование такой деятельности должно осуществляться только на основании  федеральных законов. Таким образом, после введения в действие Конституции  РФ указы Президента РФ, постановления  Совета Министров (Правительства) РФ и  нормативные акты субъектов Федерации, регулирующие разрешительную систему  лицензирования отдельных видов  деятельности участников рыночных отношений, должны признаваться недействительными  как незаконно ограничивающие права  граждан и противоречащие Конституции  РФ.

   Фактически, на дату принятия Конституции в России действовало около двадцати федеральных  законов, устанавливавших перечни  и некоторые особенности лицензирования отдельных видов деятельности (например, "О банках и банковской деятельности", "О медицинском страховании  в Российской Федерации", "О  недрах", "О средствах массовой информации"). Только они соответствовали  Конституции и могли применяться  на всей территории России без каких-либо ограничений.

   Однако  нормативные акты Президента РФ, Правительства  РФ и исполнительных органов субъектов  Федерации не только не были отменены, но и активно применялись исполнительными  органами власти. Более того, после  принятия Конституции перечень видов  деятельности, подлежащих лицензированию, расширился в связи с принятием  новых подзаконных актов.

   Таким образом, с принятием Конституции  наметились, некоторые проблемы в  правовом регулировании института  лицензирования. Причиной стало повсеместное неисполнение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства.

   Кроме того, поскольку определение видов  деятельности, на осуществление которых  требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности участников рыночных отношений и в силу этого является институтом гражданского права, его регулирование в соответствии со ст. 71 Конституции отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации посредством принятия федеральных законов. Это еще одно подтверждение того, что установление перечней видов деятельности, подлежащих лицензированию, должно осуществляться только на основании федеральных законов.

   Частично  данная позиция выражена в некоторых  документах высших судебных органов: так, Президиум Верховного Суда РФ в постановлении  от 5 февраля 1997 года №347 указал, что  признание судом права субъекта Российской Федерации на введение лицензирования отдельного вида деятельности, не предусмотренного к лицензированию законодательными актами Российской Федерации, противоречит действующему законодательству2.  А Судебная коллегия Верховного Суда своим определением №121 от 12.09.97г.  признала незаконность постановления и. о. губернатора Нижегородской области от 14 июля 1997 года № 174 "Об упорядочении деятельности по сбору, временному складированию, перемещению отходов (в том числе лома) металлов и их сплавов на территории Нижегородской области", которым вводилось лицензирование этой деятельности, указав, что определение перечня лицензируемых задов деятельности, относящихся к предмету ведения гражданского законодательства, является вопросом исключительно компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов3.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  высшие органы судебной власти едины  во мнении о незаконности нормативных  актов органов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, как принятых с превышением  полномочий и нарушением федерального законодательства. Данная позиция соответствует  ст. 49 ГК РФ.

   В связи с этим назрела необходимость  принятия федерального закона, который  бы установил перечень лицензируемых  видов деятельности и порядок  предоставления лицензии.

   Результатом стало принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности» №158 от 25.09.98г.  

   Он  закрепил перечень, который включил  в себя 211 видов деятельности (с  учетом дополнений, внесенных Федеральным  законом 26 ноября 1998 года №178-ФЗ), на осуществление  которых требуются лицензии.

     В настоящее время основным  нормативным актом, устанавливающим  перечень лицензируемых видов  деятельности и регулирующим  порядок предоставления лицензии  является, Федеральный закон «О  лицензировании отдельных видов  деятельности» №128 от 08.08.01г. 

Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности по вопросам лицензирования строительной деятельности"  

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"  

Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности"  

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности"  

Федеральный закон "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции"  

Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“  

Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности"

     Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте"

     Постановление Правительства РФ от 14 июля 2006 г. № 432 "О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках"

     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 403 "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности"

     Постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности"

     Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 208 "Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии"

     Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (в ред. постановления Правительства  РФ от 5 мая 2007 г. № 269)

     Закон РТ от 20 декабря 2000 г. № 548 "О признании  утратившим действие Закона Республики Татарстан "О лицензировании"

     Закон РТ от 24 марта 1999 г. № 2054 "О лицензировании" (утратил силу) //

     Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 "О лицензировании отдельных  видов деятельности" //СЗ РФ. 2002. № 9, ст. 928 (утратило силу).

Правовое  регулирование лицензирования в Республике Татарстан.

Итак, в  республике Татарстан, наряду с федеральным  законодательством и зачастую в  противоречии ему применяется Закон  Республики Татарстан.

Данный  закон был принят после Федерального Закона, а именно 24 марта 1999 г. и введен в действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 24 марта 1999 г.

Сам факт уже того, что Закон вводится в  действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан, вызывает недоумение.

Статья 2 Республиканского Закона, устанавливает, что отношения в области лицензирования в Республике Татарстан регулируются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан. Причем в Законе совсем нет речи о Федеральном  Законе, как таковом и о Федеральном  законодательстве о лицензировании вообще.

Информация о работе Лицензирование