Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Оглавление

1. Понятие и значение лицензирования.

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Лицензируемые виды деятельности.

3. Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

4. Понятие лицензионного процесса.

5. Прекращение лицензии.

Файлы: 1 файл

Семинар 9.docx

— 82.14 Кб (Скачать)
n="justify">    Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 29.11.2007) регулирует вопросы  лицензирования деятельности субъектов  страхового дела, определяя специальный  субъектный состав (орган страхового надзора, страховщики, страховые брокеры), исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление добровольного  и (или) обязательного страхования, а также их дополнительных видов, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы  в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии.

    Согласно  ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в  ред. от 06.12.2006), все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  осуществляются на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом  исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется  тремя видами лицензий: лицензией  профессионального участника рынка  ценных бумаг, лицензией на осуществление  деятельности по ведению реестра, лицензией  фондовой биржи. При лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг к соискателям  предъявляются особые лицензионные требования. Так, например, для получения  лицензии необходимо:

    - наличие у лицензиата не менее  одного контролера, для которого  работа у лицензиата является  основным местом работы;

    - наличие у единоличного исполнительного  органа соискателя лицензии опыта  работы в должности руководителя  отдела или иного структурного  подразделения соответствующей  организации, в должностные обязанности  которого входит принятие (подготовка) решений по вопросам в области  финансового рынка не менее  одного года;

    - отсутствие судимости за преступления  в сфере экономической деятельности  и (или) преступления против  государственной власти у лиц,  входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), членов  коллегиального исполнительного  органа, руководителя и контролера  лицензиата и др. (см. Приказ Федеральной  службы по финансовым рынкам  от 06.03.2007 N 07-21/пз-н "Об утверждении  Порядка лицензирования видов  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг" (в  ред. от 20.09.2007)).

    Лицензирование  внешнеэкономических операций регулируется несколькими нормативными актами. Так, Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" (в  ред. от 02.02.2006) определяет условия лицензирования в сфере внешней торговли товарами, при соблюдении которых лицензия становится основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов  товаров. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске  товаров таможенными органами Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  через свои территориальные органы может выдавать участникам внешнеторговой деятельности три вида лицензий: разовую, генеральную и исключительную (см. Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 "Об утверждении Положения  о лицензировании в сфере внешней  торговли товарами").

    Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 01.12.2007) определяет, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том  числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в  случаях, если это необходимо для  обеспечения безопасности государства  или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Лицензии на осуществление внешнеэкономических  операций выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного  контроля.

    Приобретение  оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию на основании ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 04.03.2008). Исключение составляет приобретение оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан  Российской Федерации. Срок действия таких  лицензий - шесть месяцев со дня  выдачи.

    Использование результатов интеллектуальной деятельности регулируется ч. IV Гражданского кодекса  Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) (далее - ГК РФ). Особенность  лицензирования указанного вида деятельности заключается в том, что, согласно ст. 1235 ГК РФ, функцию лицензии здесь  выполняет лицензионный договор, заключаемый  между обладателем исключительного  права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиаром) и лицензиатом. Лицензиат  может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены  лицензионным договором. Срок, на который  заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор  считается заключенным на пять лет, при этом в случае прекращения  исключительного права лицензионный договор также прекращается. Статьи 1236, 1239 ГК РФ предусматривают три вида лицензионных договоров (лицензий): простая (неисключительная), исключительная, принудительная.

    Специфика лицензирования использования орбитально-частотных  ресурсов и радиочастот для осуществления  теле- и радиовещания заключается  в самом предмете лицензирования. Так, согласно п. 2 Постановления Правительства  РФ от 01.02.2000 N 88 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования  и защиты орбитально-частотного ресурса  Российской Федерации и Положения  о государственном регулировании  допуска и использования иностранных  систем спутниковой связи и вещания  в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации", защита орбитально-частотного ресурса  Российской Федерации и управление его использованием являются одной  из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской  и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц  на территории Российской Федерации. Однако в информационное (телекоммуникационное) пространство Российской Федерации  на основании решений Государственной  комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и  информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой  связи и вещания, прошедшие международную  координацию в рамках Международного союза электросвязи, и пользователи. При этом создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация  предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся  к компетенции российских операторов, получивших в установленном порядке  лицензии на осуществление указанной  деятельности, выдачу которых производит Министерство Российской Федерации  по связи и информатизации. В такой  лицензии в обязательном порядке  должны быть определены требования о  предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности  на земле, в море, воздухе и космическом  пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о  крупных авариях, катастрофах, эпидемиях  и стихийных бедствиях. Лицензия дает право оператору связи после  проведения сертификации оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации  на использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.

    Лицензирование  использования природных ресурсов, в силу их многообразия, также осуществляется целым рядом нормативных актов. Так, согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в  ред. от 23.07.2008), пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  на основании лицензии в течение  срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования  животным миром в границах определенной территории и акватории, а гражданам  выдаются именные разовые лицензии на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром  выдает специально уполномоченный государственный  орган субъекта Российской Федерации  по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания на основании  решений высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Предоставление  участка (участков) недр в пользование  на условиях соглашения о разделе  продукции оформляется лицензией  на пользование недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью  в течение установленного срока  при соблюдении владельцем заранее  оговоренных условий. Допускается  предоставление лицензий на несколько  видов пользования недрами (см. Закон  Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 23.07.2008)).

    В п. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ говорится  об использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких  работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, на основании  разрешений органов государственной  власти, органов местного самоуправления.

    В соответствии с Федеральным законом  от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании  атомной энергии" (в ред. от 23.07.2008), разрешения (лицензии) на право ведения  работ в области использования  атомной энергии выдаются эксплуатирующим  организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим  услуги в области использования  атомной энергии органами государственного регулирования безопасности. В разрешении (лицензии) на право ведения работ  в области использования атомной  энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и  условия, необходимые для обеспечения  безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии). Так, к примеру, лицензия на осуществление  деятельности по использованию радиоактивных  материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях выдается на три года (п. 5 Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2000 N 471 (в ред. от 26.01.2007)).

    Важно также отметить, что приостановление  действия такой лицензии или ее аннулирование  не снимает с юридического лица обязанности  по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования  радиоактивных материалов при использовании  атомной энергии в оборонных  целях в соответствии с действующими нормами и правилами.

    Действие  комментируемого Закона не распространяется и на лицензирование образовательной  деятельности. Не предусматривается  также и приведение законодательства Российской Федерации в области  образования в соответствие с  указанным Законом (см. письмо Минобразования России от 02.10.2001 N 24-52-140/13 "О нераспространении  норм Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов  деятельности" на лицензирование образовательной  деятельности"). Лицензирование образовательной  деятельности осуществляется в соответствии Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 23.07.2008), Федеральным законом от 26.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в  ред. от 23.07.2008), Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 (в ред. 26.01.2007) и нормативными правовыми документами  Минобразования России.

    Положение о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, устанавливает  порядок лицензирования образовательной  деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного  образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

    Особенностью  процесса лицензирования образовательной  деятельности является проведение экспертизы, устанавливающей соответствия условий  осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям  в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников  и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и  укомплектованности штатов. По результатам  проведенной экспертизы принимается  решение о выдаче лицензии. Срок, на который выдается лицензия на осуществление  образовательной деятельности, составляет не менее трех лет. Кроме того, п. 18 названного Постановления предусмотрены  только расходы, связанные с проведением  экспертизы и изготовлением бланков  лицензии. Лицензионные сборы, предусмотренные  ст. 15 комментируемого Закона, действующими в сфере образования нормативными документами не предусмотрены.

    Особенности лицензирования деятельности инвестиционного  фонда, деятельности по управлению инвестиционными  фондами, паевыми инвестиционными  фондами и негосударственными пенсионными  фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных  пенсионных фондов регулируются соответствующими Положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 432. В  названных нормативных актах  определяются особые лицензионные требования и условия осуществления вышеперечисленных  лицензионных видов деятельности, специальный  перечень документов, необходимых для  получения лицензии (например, бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и убытках, регламент специализированного  депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных  пенсионных фондов и др.). Лицензия, как и в комментируемом Законе, предоставляется на пять лет, однако важно отметить, что при продлении  срока действия лицензии она действует  бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении  срока действия лицензии. Лицензирующим  органом во всех случаях выступает  Федеральная служба по финансовым рынкам.

Информация о работе Лицензирование