Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Оглавление

1. Понятие и значение лицензирования.

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Лицензируемые виды деятельности.

3. Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

4. Понятие лицензионного процесса.

5. Прекращение лицензии.

Файлы: 1 файл

Семинар 9.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

    В Положении о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 432, определены три вида деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию; установлен перечень лицензионных требований и  условий, где немаловажное место  отводится требованиям наличия  соответствующей квалификации и  опыта работы у руководителя и главного бухгалтера лицензиата, при этом несоблюдение хотя бы одного из этих требований является грубым нарушением лицензионных требований и условий; очерчен круг необходимых документов для получения лицензии, помимо тех, что предусмотрены комментируемым Законом. Лицензия на осуществление рассматриваемого вида деятельности выдается бессрочно. 

Субъекты  отношений в области  лицензирования отдельных  видов деятельности

В законе "О лицензировании" строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это прежде всего органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

    К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует  отнести Правительство РФ, поскольку  на него возложены такие важные в  области лицензирования задачи, как  утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых  органами исполнительной власти субъектов  РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

    Органы  исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в  механизме лицензирования по видам  деятельности, утвержденным вышеназванным  Постановлением Правительства РФ.

    В научной литературе встречаются  точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в  области лицензирования. Так, высказано  мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной  власти, в частности: федеральные  органы законодательной власти в  лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а  также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений  опосредованно: ими принимаются  общеправовые нормативные акты в  сфере лицензирования, рассматриваются  судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия  в лицензионных отношениях, на которые  распространяется действие комментируемого  Закона, они не принимают, поскольку  названный нормативный акт четко  определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием  отдельных видов деятельности.

    Субъектами  названных правоотношений наряду с  исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые  в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного  осуществления соответствующих  видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. Так, для фирмы, обладающей значительными конкурентными  преимуществами, лицензия - это справедливое вознаграждение за ее предыдущие заслуги, позволившие добиться такого преимущества, в виде ограничения конкуренции, а значит, увеличения доходов и  спокойной жизни; для других фирм и индивидуальных предпринимателей - это планка качественного роста  организации работы.

    От  имени всех вышеназванных органов  власти и юридических лиц действуют  их должностные лица. Однако их не следует  относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные  лица всегда представляют тот или  иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а  права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что  иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а  не их должностные лица.

 
Органы, осуществляющие лицензирование

 Лицензирование  может осуществляться федеральными  органами государственной власти, а также органами государственной  власти субъектов РФ (например, в  Москве создана Московская лицензионная  палата). Осуществляя контроль за  соблюдением лицензиатом лицензионных  требований и условий, лицензирующие  органы имеют право проводить  проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые  объяснения и документы; составлять  на основании результатов проверок  акты с указанием конкретных  нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов. За ведение предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной  власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензии выдана органом государственной  власти субъекта РФ, то она действует  на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая  деятельность может вестись при  условии уведомления лицензиатом  лицензирующих органов соответствующих  субъектов РФ.

Понятие лицензионного процесса 

Лицензия  выдается отдельно на каждый лицензируемый  вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой  федеральными органами государственной  власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов  деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а  также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В  отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих для их осуществления  специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно  включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или  гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых  видов деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным  специальным условиям объекта, в  котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Для получения  лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий  лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    К заявлению  о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые  к нему документы в день поступления  в лицензирующий орган принимаются  по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления  и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты  и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении  и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем  лицензии лицензионных требований и  условий в порядке, предусмотренном  статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления  соискателя лицензии указанным органом  взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный  минимальный размер оплаты труда, установленный  федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего  наличие лицензии, лицензиат имеет  право на получение дубликата  указанного документа, который предоставляется  ему на основании заявления в  письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий  документа, подтверждающего наличие  лицензии.

Дубликат  или копия подтверждающего наличие  лицензии документа предоставляется  лицензиату за плату в размере  десяти рублей.

По заявлению  соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов  деятельности, лицензирование которых  осуществляется в целях защиты имущественных  прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок  лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом  договора страхования гражданской  ответственности либо при наличии  у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее  порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом  самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный  порядок лицензирования может применяться  при условии заключения соискателем  лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности  либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого  им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении  лицензирования следующих видов деятельности:

  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов;

Информация о работе Лицензирование