Золотая орда и Русь XIII-XV вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

В конце 1237 г. феодальная Русь подверглась нашествию татаро-монгол. Монгольские племена до конца Х в. селились на территории современной Монголии. Это не была единая народность. Среди монгольских племен выделялось своей численностью и обычаями племя татар.

Файлы: 1 файл

РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

РУСЬ  И ЗОЛОТАЯ ОРДА (XIII-XV вв.)  

В конце 1237 г. феодальная Русь подверглась нашествию татаро-монгол. Монгольские племена до конца Х в. селились на территории современной Монголии. Это не была единая народность. Среди монгольских племен выделялось своей численностью и обычаями племя татар.

К XIII в. монголо-татарские  племена в силу известных причин переходят к феодальному строю. Постоянные войны между племенами  закончились образованием татаро-монгольского государства. Вождь одного из монгольских  племен Темучин покорил все другие племена. На собрании родоплеменной знати (курултая) в 1206 году он избирается ханом всех монголов и нарекли его Чингисханом.

Монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть  лет покорили почти весь азиатский  континент - от Тихого океана до Урала  и Кавказа - континент, на огромных просторах  которого было немало сильных государств. Сами монголы были сравнительно небольшим  народом, но, как замечает известный  советский ученый В.В. Кожинов, весь его материальный и духовный потенциал был целиком и полностью претворен в военную силу. Все мужское население с юных лет было воинством или обслуживало армию. Монголы к своей выгоде использовали покоренные ими народы, вовлекая значительную их часть в свое войско, заимствуя у них военную технику. В армии монголов была установлена железная дисциплина и применялась хитроумная тактика. Этому войску не было равных.

Русь к началу монгольской агрессии была не более  “раздробленной”, чем какое-либо государство  Западной Европы. Более того, определенное единство страны, несмотря на все междоусобицы, сохранялось и при Андрее Боголюбском, который перенес центр Руси во Владимир, и при его младшем брате Всеволоде Большое Гнездо, и при сыне последнего -Юрии. Окончательный распад Руси произошел во времена монгольской власти.

Золотая Орда окончательно покорила Русь в 1240 г. Одна за другой полегли  на полях сражений храбрые княжеские  дружины, погибли тысячи русских  людей, до последнего отстаивавших свою землю. После разгрома и гибели великого князя Юрия Всеволодовича в битве  с татаро-монголами в 1238 г. на реке Сити его брат Ярослав Всеволодович Владимирский (отец Александра Невского) “начал платить дань царю Батыю в Золотую Орду. И после него наши русские князья, сыновья и внуки его многие годы выходы и оброки платили царям в Золотую Орду, повинуясь им, и все принимали от них власть...”, - читали мы в написанной почти через столетие после обретения Русью независимости в “Казанской истории”.*1*

Нельзя не считаться  с этим реальным положением. Огромную мощь всей Азии нельзя было переломить в одной или нескольких битвах. Русь оказалась на многие годы в  вассальной зависимости от Золотой  Орды.

Монгольская национальная культура не была высокоразвитой, однако монголы обладали способностью считаться  с культурными ценностями покоренных ими народов, чего не скажешь о  создателях западных империй. Восемнадцать саксонских кампаний Карла Великого привели к уничтожению своих  предков. Оттон (правил империей в Х в.) уничтожил вендов (балтийских славян). Перемещаясь на восток, всех неистребленных обращали в свою религию. Города Ганзы и походы тевтонских рыцарей обеспечили продвижение границы католицизма от Одера до Двины. К концу XIV в. целые европейские народы, противостоявшие “развитым” цивилизациям, исчезли с лица земли как “нецивилизованные”.

Многие историки отмечают присущую монголам “веротерпимость” и их стремление править каждой областью сообразно обычаям населения. С  этой целью в канцелярии при дворе  великого хана служили писцы всех национальностей и всех религий, дабы писать указы и законы на языках всех покоренных народов.

Здесь следует  обратить внимание на характерный двойной  счет западной науки и идеологии  в отношении западноевропейских империй и, с другой стороны - азиатской. Первые представляются как силы, “благотворно влиявшие на экономическое и культурное развитие”, а то, что они стирали  с лица земли иные цивилизации  и целые народы, то это не столь  важно.

Запад, несмотря ни на что, до сих пор убежден в  том, что только его цивилизация  и созданные им империи представляют

*1* Цит. по: Кожинов В.В. История Руси и Русского Слова. М., 1997. С. 396.

настоящую ценность. Что же касается других (азиатских) империй, то западные источники их иначе  и не представляют как явление  искусственное, которое к тому же выразилось только в “жертвах”, “разрушениях”  и “вечной жестокости”.

Справедливости  ради отметим, что Монгольская империя  представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Знаменитый итальянский  путешественник Марко Поло, побывав  в империи монголов, с восторгом  писал, как великолепно была организована дорожная служба, как за день можно  было преодолеть 500 км пути благодаря  хорошо организованной почте - “янб” (по-русски “ям”). Через каждые 40 км находилась станция (большой прекрасный дом), где можно было поменять лошадей и мчать далее.

Английский историк  Джон Феннел в своей книге, изданной в Москве в 1989 г. массовым тиражом, заявлял, что “находиться в вассальной зависимости от Золотой Орды для Руси было позорно и бессмысленно”, и “осудил” Александра Невского за его сотрудничество с монгольскими ханами. Однако ни данному автору, ни другим историкам и юристам Запада не приходило на ум назвать позорной и бессмысленной вассальную зависимость многих европейских народов от империи Карла Великого, его преемников или, скажем, от империи Наполеона и фашистской Германии.

Долгий период бытия Руси в составе азиатской  империи XIII-XV вв. не самая лучшая страница в истории русского народа. Освободиться от вассальной зависимости у Руси еще не было сил. Еще могущественна  была Золотая Орда с ее деспотической  властью.

Военная структура, административное деление империи  хорошо отлажены. Все источники отмечают тот факт, что “хан имеет изумительную власть над всеми”. Курултай - совещательный  орган при хане созывался для  решения вопросов государственной  важности. В работе курултая принимали  участие и женщины из знатных  родов.

Весьма своеобразно  было и право Золотой Орды. Многочисленны  его источники: Великая Яса (собрание монгольских обычаев и законов), грамоты, ярлыки, пайцзы, исходившие от ханов; обычное право монгольских племен и, наконец, шариат. Правовые нормы не абстрагировались от норм нравственных и религиозных.

Уголовные законы отличались жестокостью. Малейшее нарушение  установленного порядка преследовалось суровыми карами. Так, запрещалось под  страхом смерти опускать руку в текущую  воду, стирать одежду, возвращаться по той дороге, по которой отправлялся  в путь.

Военное государство - Золотая Орда было построено по десятичной системе. Все население  было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы (10 тысяч). Хорошая организация, железная дисциплина, огромная конница, разветвленная разведка, огромный боевой опыт, всеобщая мобилизация населения  давали возможность золотоордынцам держать в повиновении народы Азии и значительную часть Европы. Никто не мог действительно противостоять этой машине до окончательного распада Золотой Орды. Так что долгий период бытия Руси в составе такой империи не “бессмыслица” и “позор”, а историческая судьба русского народа, сохранившего в неволе и свою православную веру, и культуру, а его патриотизм и мужество нанесли серьезные удары по Золотой Орде, приблизив ее распад в XV веке.

§1. Общественный строй  Руси эпохи господства Золотой Орды

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в  подданных -наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных  землях, а для этого татарские  численники - писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С  этого времени древние акты именуют  таких людей “численными”, т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Все люди, платившие  дань (черные люди, численные люди, городские  люди, гости, суконники), и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена  Золотой Орды сельская община сохранялась. Она состояла из людей центрального поселения и людей, “тянувших  к нему данью, управлением и судом  селений, деревень и дворов”. Каждая община знала свои границы и в  ней существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей, лежащих на общине. Общину могло  составлять одно многочисленное селение, но обыкновенно ее составляли от четырех до десяти селений, между которыми одно из них служило центром.

Размер земельного участка каждого общинника (“выть” или “жеребий”) зависел от его состояния. В связи с этим черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Владелец земельного участка мог передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия всей общины и с условием, что “наемщик, наследник и покупщик” принимает на себя тягло, лежавшее на приобретаемом участке черной земли.

Община имела  право принимать на свободные  участки тяглой земли новых поселенцев из вольных людей - “не тяглых и  не письменных”. Новый поселенец  освобождался на время от всех податей  и повинностей, лежащих на общине, с тем чтобы новый член общины “мог встать на ноги”. Новые поселенцы по истечении льготного срока делались полноправными их членами и теряли право самовольного выхода из ее среды.

“Безвытные” люди черных общин, т.е. не владевшие наследственными земельными наделами, назывались подсуседями, захребетниками, батраками, казаками, молодшими людьми. Они жили во дворах вытных людей, помогали обрабатывать им свои “жеребья” (наделы) как вольнонаемные работники и домашние слуги.

Черные люди обязаны были содержать княжеских  чиновников, приезжавших по служебным  обязанностям, давать им корм и подводы (“ям”). Сверх дани, корма и яма  черные люди должны были платить разного  рода пошлины на содержание в исправности  городов-крепостей, за совершение юридических  сделок.

Самовольный выход  из черной общины запрещался. Междукняжеские договоры дают право перехода только вольным людям, по формуле: “боярам, детям боярским, слугам и христианам меж нас вольным воля”.

С XVI в. после  разгрома татарских царств на Волге  и перехода к Московскому великому князю верховной власти хана над  Русью происходила передача черных земель и крестьян служилым людям  в поместья по царским указам. Черные люди и земли признаются собственностью Московского великого князя.

В эпоху монгольского владычества увеличилось количество вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширяли класс безземельных вольных людей, из которых счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе “подмогу”, обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение  горожан, признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым они должны: 1) платить дань; 2) строить и поддерживать городские укрепления; 3) содержать княжескую дружину; 4) содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда; 5) платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать  полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, состоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык, предоставивший следующие права: непрекословность веры, богослужения, законов Русской церкви, неподсудность лиц духовного звания суду светскому, за исключением разбоя и убийства; освобождение от податей, повинностей и пошлины в пользу ханов всего русского духовенства, ближайших родственников духовных лиц, всех церковных людей и всех церковных имуществ. За нарушение ярлыков татарским князьям, вельможам, баскакам, послам, всем людям татарского царства ханы угрожали “гневом божьим на небе и казнью на земле”.

Духовенство на Руси сохранило свою организацию. Во главе Русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. В духовном состоянии  различались высшее духовенство  и низшее, белое и черное. К  высшему принадлежали иерархи, стоявшие во главе церкви, начальники церковных округов (епархий) и монастырей.

Информация о работе Золотая орда и Русь XIII-XV вв