Золотая Орда в XIII-XV вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:02, реферат

Краткое описание

Мы прекрасно знаем еще по школьным учебникам, когда на политической карте мира появилось самое большое государство Евразии XIII - XIV вв. - Золотая Орда, - в рамках которого впервые были объединены пространства будущей Российской империи и этносы, их населяющие, - от Дуная на западе до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Кавказа и Хорезма на юге. Знаем о грабительских данях и о борьбе покоренных народов. Но сама цивилизация этого государства, сверкнувшего как ярчайший феномен Евразии и нашедшего продолжение в постзолотоордынских исламских государствах Казани, Крыма, Астрахани, Сибири, Ногайской орды, оставалась в тени, так как археология Золотой Орды пребывала в зачаточном состоянии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.10 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Мы прекрасно знаем  еще по школьным учебникам, когда  на политической карте мира появилось  самое большое государство Евразии XIII - XIV вв. - Золотая Орда, - в рамках которого впервые были объединены пространства будущей Российской империи и  этносы, их населяющие, - от Дуная на западе до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Кавказа и  Хорезма на юге. Знаем о грабительских данях и о борьбе покоренных народов. Но сама цивилизация этого государства, сверкнувшего как ярчайший феномен Евразии и нашедшего продолжение в постзолотоордынских исламских государствах Казани, Крыма, Астрахани, Сибири, Ногайской орды, оставалась в тени, так как археология Золотой Орды пребывала в зачаточном состоянии.

Только выдающийся русский  историк академик М. Н. Тихомиров, нашел  в себе смелость заявить о значении Золотой Орды: “...ведь Золотая Орда - явление общемирового порядка, если под этим миром понимать Азию и  Европу. Каким же образом из истории  народов, которые входили в Золотую  Орду, выкидывать целый большой этап?”.

У нас к тому же возобладало  исключительно негативное отношение  к монголо-татарскому игу и всему, что с ним связано. Так, ордынское  владычество упорно объявлялось  причиной культурной изоляции Руси, хотя конкретные свидетельства источников об этом умалчивают, а нередко даже содержат указания совсем иного рода. В частности, известное Менгу-Тимурово слово к князю Ярославу Ярославичу (1266-1270) свидетельствует о том, что этот хан своим грозным авторитетом обеспечивал Руси “окно в Европу”. Только оживление общественной жизни во второй половине 1950-х годов и последовавшие сдвиги в исторической науке СССР благоприятно сказались на оживлении интереса к истории и археологии Золотой Орды. Именно в это время (точнее, в 1958 г.) Институт археологии АН СССР начал многолетние систематические исследования столицы Золотой Орды Сарая-Берке (Царевского городища около Сталинграда). Это стало возможным благодаря гражданской позиции директора Института археологии, крупнейшего русского ученого-археолога Б. А. Рыбакова. За годы интенсивных раскопок золотоордынских городов под руководством А. П. Смирнова и его ученика Г. А. Федорова-Давыдова сложилось целое научное направление - золотоордынская археология.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств  средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения.

И сегодня интерес к  нему не ослабел, и его история  уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные  мнения. И к тому же до настоящего времени существует в научных  работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории целый ряд  заблуждений или утвердившихся  стереотипов, связанных с Золотой  Ордой. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий “монголы” и “татары”, некоторым моментам политической истории и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Золотой Орде возникла еще в прошлом веке, и существование их связано исключительно с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного государства.

В изучении Золотой Орды в  советское время господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не заслуживающем внимания советских  историков. Особую осторожность и бдительность проявляли редакторы при публикации сюжетов на золотоордынские темы. Любой положительный факт по отношению  к государству монголов казался  немыслимым и подвергался сомнению. Нельзя сказать, что Золотая Орда стала запретной темой в науке, но нежелательной она была явно. Отпечаток на это наложила и политическая конъюнктура, когда в 60-е годы Мао  Цзэдун приписал все монгольские  завоевания XIII в. китайскому государству, распространив его западные пределы  до Дуная, хотя сам Китай был завоеван Чингисханом и его сыновьями, и долгие годы находился под властью  монголов. Но несмотря ни на что, золотоордынская  тематика была и осталась одной из традиционных в  исторической науке. Без знания истории и путей развития огромного, мощного, во многом необычного и в полном смысле слова кровожадного государства (лишь несколько лет его существования были мирными!) нельзя понять многих сторон сложения и роста стран средневековья, нельзя полностью оценить течение событий  политики в XIII--XV вв.

Спop о евразийском наследии Золотой Орды - державы, образовавшейся в результате распада Монгольской империи Чингиз-xана, на территории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, Западной Сибири, Хорезма, не только не утратил злободневности, но и вспыхнул с новой силой в наше время. Свидетельством этого являются попытки определенных официальных лиц и научных кругов Татарстана отнести историческое наследие Золотой Орды исключительно к отождествлению с казанско-татарским этносом и его историей, что изрядно отдает мифотворчеством, поскольку научно доказано происхождение казанских татар от волжских булгар, тюркояэычного этноса, чья государственность была сокрушена монголами.

Данная “историческая  версия” с претензией на золотоордынское наследии появилась буквально у нас на глазах, и речь здесь идет скорее о конструировании прошлого, исходя из современной политической конъюнктуры, т.е. о явлении, называемом “изобретением традиций”. В связи с этим представляет немалый интерес проблема золотоордынского наследия по отношению к другим тюркским, и не только тюркским народам Центральной Азии и Восточной Европы.

А истоки этой проблемы уходят в монгольскую эпоху, со времени  которой и начинается эта история. При всем трагизме эпоха монгольских  завоеваний XIII века не была проста и  однозначна. Это относится и к  такому сложному конгломерату как империя  Чингиз-хана и его преемников, в  числе которых и Золотая Орда. Поэтому абсолютно негативное отношение  к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, видимо, не совсем правомерно. Этого мнения, в частности, придерживался такой серьезный  исследователь данной эпохи как  В.В.Бартольд, а также Л.И.Гумилев. Создаваемые в основном в результате кровавых завоеваний, эти империи в дальнейшем играли и определенную цивилизующую роль. Ведь создание империи при всем неприятии насилия, крови - это и попытки, хотя далеко и несовершенные, человечества к интеграции. Примеры тому, не один Иран царей Ахеменидов. держава Искандера Зуль-Карнайна, Тюркский каганат, Арабский халифат, Византийская, Французская и Британская, Османская и Российская империи, но даже и то, что принесла монгольская экспансия. Созданные в итоге походов Чингиз-хана и его преемников государства, частью которых стал средневековый Казахстан, являют собой пеструю картину во всех отношениях. Более того, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей политической устойчивости после образования этих государств во всей Евразии от Восточной Европы до Китая, в той числе и, на просторах Казахстана.

К тому же отсутствие пространственных перегородок в пределах этих обширных империй создавало возможность  сблизить народы Евразии. Культуры тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских, иранских, кавказских и других народов  Евразии длительное время формировались  и развивались, находясь в единой системе связей, что сближало их, определяя во многом сходство их жизненного уклада менталитета и приводило к объединению и единые многонациональные государства, каковыми и были империи потомков Чингиз-хана, такие как Золотая Орда.

Поэтому лишь отрицательный  взгляд на них как на "дикие  орды" был бы исторически несправедлив. Спектр  здесь очень разнообразен: соответственным должно быть и отношение к реалиям жизни во всей их подлинной светотени и сути последствий. Мы должны понять  неоспоримую истину: в спокойном изучении всего корпуса накопленных источников - залог преодоления негативных явлений в историографии Золотой Орды.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Достигнув намеченных целей  в завоевании стран Восточной  Европы, чингизиды во главе с Бату-ханом, приступили к организации органов управления завоеванными странами. “Будучи в абсолютном меньшинстве - указывает Л.Н. Гумилев, - золотоордынские монголы не имели возможности создать деспотический режим. Поэтому Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства угрозой нападения”. В подчиненных странах монголы учредили свою администрацию, которая контролировала деятельность местных правителей и сбора ими дани. Глава этой администрации назывался “даруга” и в его распоряжении находился вооруженный отряд “баскаков”.

Вполне естественно, что  монголы не могли создать единой этноноосферы так называемого “татарского народа”, ибо этого народа не было.

Кыпчакское царство, или  Золотая Орда, как его называют русские историки, хотя и была конфедерацией  в основном тюркских этносов, но к  этому времени, т.е. ко времени монгольского завоевания, они уже вели самостоятельное  развитие со своими упрочившимися этноноосферами.

Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший в 1333 г. Сарай-Берке при правлении Узбек-хана, писал: “Город Сарай (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивейшими базарами, и широкими улицами. В нем живут разные народы, как-то: монголы - это (настоящие) жители страны и владыки ее: некоторые из них мусульмане: асы (булгары - Р.Б.), которые мусульмане, кипчаки, черкесы (тюрки-черкасы - Р.Б.), русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно: там же и базары их”.

Основным населением Золотой  Орды были кипчаки, булгары и русские. Прежде чем рассматривать государственное  устройство Золотой Орды, нужно выяснить следующий существенный момент: как  называлось это государство во времена  его существования. Вопрос этот возникает  потому, что ни в одной современной  Золотой Орде летописи не встречается  такого ее названия. Известная монография Б. Д. Грекова и А.  Якубовского также не дает на него ответа. Можно выделить три стороны проблемы: как называли свое государство сами монголы, как его именовали окружающие соседи, и какое название утвердилось за ним уже после распада. Во всех монгольских государствах, возникших в XIII в., утвердились правящие династии, ведущие свой род от Чингисхана. Глава каждой из них рассматривал выделенную ему или завоеванную территорию не как государство, а как родовое владение. Кыпчакские степи получил старший сын Чингисхана Джучи, который и стал основателем правившего здесь многочисленного семейства Джучидов. В полном соответствии с этим каждый из вступавших на сарайский престол ханов называл свое государство просто “улус”, т. е. народ, данный в удел, владение. Сохранился ярлык хана Тохтамыша, в котором он именует свое государство Великим Улусом. Такой пышный эпитет, подчеркивавший мощь державы, использовали и другие ханы, особенно при дипломатической переписке. Что касается наименования государства Джучидов представителями европейских и азиатских держав, то здесь царил полный разнобой. В арабских летописях оно чаще всего называлось именем правившего в определенный момент хана, с соответствующим этническим уточнением: “Берке, великий царь татарский”, “Токта, царь татарский”. В других случаях к имени хана добавлялось географическое уточнение: “Узбек, владетель северных стран”, “царь Токта, владелец Сарая и земель кыпчакских”, “царь Дешт-и-Кыпчака Токта”. Иногда арабские и персидские летописцы называли Золотую Орду улусом Джучи, улусом Бату, улусом Берке, улусом Узбека. Нередко эти наименования употреблялись не только непосредственно в период правления того или иного хана, но даже и после их смерти (“царь Узбек, владетель стран Берке”). Проехавшие всю Золотую Орду европейские путешественники П. Карпини и   Г. Рубрук используют для ее обозначения старые термины “страна Команов” (т. е. половцев), “Комания” или дают слишком обобщенное наименование - “держава татар”. В письме папы римского Бенедикта XII государство Джучидов названо Северной Татарией. В русских летописях нового южного соседа сначала обозначали с помощью этнического термина. Князья ездят в “татары к Батыеви” и возвращаются “из татар”.

И только в последнее десятилетие XIII в. появляется и прочно утверждается новое и единственное название “Орда”, которое просуществовало до полного  распада государства Джучидов.

Что же касается привычного теперь названия “Золотая Орда”, то оно  стало употребляться в то время, когда от основанного ханом Бату государства не осталось и следа. Впервые это словосочетание появилось  в “Казанском летописце”, написанном во второй половине XVI в., в форме  “Златая Орда” и “Великая Орда Златая”. Происхождение его связано  с ханской ставкой, а точнее, с  богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой хана. Вот  как описывает ее путешественник XIV в.: “Узбек садится в шатер, называемый золотым шатром, разукрашенный и  диковинный. Он состоит из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными  листками, ножки его из серебра, а  верх усыпан драгоценными камнями”.

Можно не сомневаться, что  термин “Золотая Орда” бытовал  на Руси в разговорной речи уже  в XIV в.,  но в летописях того периода он ни разу не фигурирует. Русские летописцы исходили из эмоциональной нагрузки слова “золотой”, употреблявшегося в то время в качестве синонима всего хорошего, светлого и радостного, чего никак нельзя было сказать о государстве-угнетателе, да еще населенном “погаными”.

Именно поэтому название “Золотая Орда” появляется только после того, когда все ужасы  монгольского владычества стерло время.

С первого года своего существования  Золотая Орда не была суверенным государством, и возглавлявший ее хан также  не считался независимым правителем. Это было вызвано тем, что владения Джучидов, как и других монгольских царевичей, юридически составляли единую империю с центральным правительством в ракоруме. Находившийся здесь каган согласно одной из статей ясы (закона) Чингисхана имел право на определенную часть доходов со всех завоеванных монголами территорий. Больше того, он имел в этих областях принадлежавшие лично ему владения. Создание такой системы тесного переплетения и взаимопроникновения было связано с попыткой предотвратить неизбежный распад огромной империи на отдельные независимые части. Только центральное каракорумское правительство было правомочно решать наиболее важные экономические и политические вопросы. Сила центральной власти, из-за отдаленности ее пребывания державшейся, пожалуй, лишь на авторитете Чингисхана, была еще столь велика, что ханы Бату и Берке продолжали придерживаться по отношению к Каракоруму “пути чистосердечия, покорности, дружбы и единомыслия”.

Информация о работе Золотая Орда в XIII-XV вв