Взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:43, доклад

Краткое описание

Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы – рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды.docx

— 21.34 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Томский университет  систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Экономический факультет

Кафедра экономики

Реферат по дисциплине история на тему: ”  Взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды ”

Выполнила: студент 820 группы Хатунцева Екатерина  Вячеславовна

Проверил: преподаватель истории Сорокин Александр Николаевич

2010

Взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды.

     В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись  разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву  оставили в сознании русских людей  впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки.

     Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение  первого десятка лет после  нашествия не брали дани, занимаясь  только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда  монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей  постоянным источником пополнения монгольской  казны. Отношения Руси с Ордой  приняли предсказуемые и устойчивые формы – рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

     В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной  Руси было 50 городов. Вне всякого  сомнения, значительная часть городов золотоордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

     После же похода Тохтамыша на Русь в 1382 году дань стала крайне тяжелой - по полтине  золотом с деревни. В 30-70 годах XV века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупное село с крестьянами и налаженным барским  хозяйством стоило в те времена всего  несколько десятков рублей.

     Специфику составляло и то, что угнетение  не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а  связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

     Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той  исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась  двойной агрессии - с Востока и  Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньше: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившего в нее заряд католического фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари уничтожали сербов, пруссов, ливов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцев на восток, Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян и многих угро-финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.

     Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики "нужно  было отчетливо сознавать и глубоко  чувствовать - инстинктом, нутром, так  сказать, - исторический смысл своеобразия  русской культуры - Православие" (Вернадский). Александр Невский, заручившись  дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все  попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим - он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить  и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического  Запада.

     В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как  предательство христианского мира, а его сотрудничество с Золотой  Ордой как одна из важный причин установления ига. Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции.

     Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным  развитием политических и дипломатических  отношений. С одной стороны русские  князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела  каналы политического и духовно-идеологического  влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже  при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

     Уже в конце XIII века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало  им возможности для финансового  и политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиреной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем.

     Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом  поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских  земель выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала  терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

     Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую  имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие.

     Потеря  государственной независимости  и выплата дани были нелегким моральным  трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс  централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских  отношений, на постепенно спадавшую  остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя  по Руси.

     Поэтому после получения независимости  в общественном сознании особое место  заняла "идеология выживания", которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная  жизнь Руси. Формировалась установка  на особую осторожность в выборе путей  развития, что граничило с изоляционизмом и преобладанием политического  консерватизма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в части историографии  не совсем точно назван "моделью  догоняющего развития".

Информация о работе Взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды