Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:32, реферат

Краткое описание

Михаил Васильевич Ломоносов был из простых крестьян-рыбаков. Родился он 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры. С десяти лет он ходил с отцом в море на рыбный промысел. Первыми учителями Ломоносова были русский крестьянин и сельский дьячок. Первыми учебниками – « грамматика » Мелетия Смотрицкого, « арифметика, сиречь наука числительная » Леонтия Магницкого и « рифмотворная псалтырь » Симеона Полоцкого.

Файлы: 1 файл

Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова.docx

— 47.07 Кб (Скачать)

Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов был из простых крестьян-рыбаков. Родился он 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры. С десяти лет он ходил с отцом в море на рыбный промысел. Первыми учителями Ломоносова были русский крестьянин и сельский дьячок. Первыми учебниками – « грамматика » Мелетия Смотрицкого, « арифметика, сиречь наука числительная » Леонтия Магницкого и « рифмотворная псалтырь » Симеона Полоцкого.

В конце 1730 года, будучи уже девятнадцати лет от роду, Михайло Ломоносов ушёл в Москву. Учиться. Но сыну крестьянина дорога в учебные заведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Успехи ученика-« переростка » были изрядны. За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когда в 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных », для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался и М. Ломоносов.

Однако в Петербурге он пробыл недолго. В сентябре 1736 года несколько студентов, на сей раз Петербургской Академии наук, отправились в Марбург изучать химию и горное дело. Ломоносов провёл на чужбине пять лет. В Россию он вернулся в 1741 году, будучи уже достаточно известным учёным.

Вклад Ломоносова в русскую науку оценить невозможно.

« Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец », – называл его А.С. Пушкин. Среди совершённых Ломоносовым открытий была масса таких, которые не могли быть востребованы современной ему наукой – просто в силу уровня развития той науки. Он, например, проводил исследования в абсолютно новой тогда области знания – физической химии. Впервые применил микроскоп для проведения химических опытов. Открыл наличие атмосферы на Венере. Заполнил немало « белых пятен » в истории России. Добился открытия в Москве университета (с 1755 года, ведёт свою историю Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и двух гимназий при нём. Одна из них, традиционно, предназначалась для обучения дворянских детей, а другая – дело по тем временам неслыханное – для обучения детей разночинцев.

Отдельное место в наследие Ломоносова занимают поэтические произведения и филологические труды. Литературные произведения Ломоносова имеют одну очень существенную особенность. Дело в том, что создавал он их не из одной только тяги к стихотворству.Поэзия служила ему чем-то вроде инструмента объяснение собственного – научного – взгляда на мир (это, конечно же, влияние классицистических и просветительских идей). Но созданное Ломоносовым ни в коем случае нельзя рассматривать как научные трактаты в стихах. Это произведения, призванные пробудить у читателя интерес к науке, к тайнам мироздания.

Ломоносов разделил слова русского языка на три группы. К первой он отнёс слова, являющиеся общими для русского и церковнославянского языков. Ко второй – слова, встречающиеся только в церковнославянском языке. К третьей – слова только русского языка. Каждому литературному произведению, в зависимости от жанра, в котором оно написано, приличествует употребление слов, принадлежащих только к определённой группе. Классицизм разделял жанры произведений на три « штиля »: высокий, средний и низкий. Если автор обращается к жанру « высокого штиля » (ими считались, оды, героические поэмы и т. д.), то он должен употреблять слова из первой и второй группы. Если же это сочинение « среднего штиля » (драматические произведения, сатиры), то надо брать слова из первой и третьей группы. « Низкий штиль » (комедии, эпиграммы, дружеские послания) состоит в основном из слов третьей группы. Конечно, подобное деление нам кажется неудобоваримым, но если мы сравним стихи Ломоносова со стихами его современников, то поймём, что историческая правда была за Ломоносовым. Именно его вариант деления на « штили » стал основой стилистики языка пушкинской эпохи, а современный русский язык, тот, на которым мы сейчас говорим, ведётся, как известно, « от Пушкина до наших дней ».

Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русского стихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды.Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение, говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносов умело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российским государством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни он не мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить.

Оды Ломоносова не только восторженны и поучительны. Они дают нам возможность видеть отношение этого великого человека к тем событиям, которые для нас зачастую являются лишь строками из русской истории.

 

 

 

Ломоносов – первый профессор химии в России

 

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

 


Информация о работе Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова