Михаил Васильевич Ломоносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:43, творческая работа

Краткое описание

Цель: сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Задачи: 1) закрепить навыки фенологических наблюдений, систематизировать материал, пройденный на прошлом уроке, усвоить материал о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
2) развивать мышление, кругозор, умение делать выводы, обобщать;
3) воспитывать любознательность, интерес к предмету.

Файлы: 1 файл

окр мир.docx

— 23.20 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО «Борисоглебский  государственный педагогический институт»

 

 

 

 

 

Конспект урока по окружающему  миру на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»

 

Выполнила:

ст-ка 4 курса 2 группы

психолого-педагогического  факультета

Костерина Наталья

Методист:

Тарасова Т.И.

Учитель:

Кузовкина И.В.

Школа №5

4 «В» класс

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Тема урока: «Михаил  Васильевич Ломоносов»

Цель: сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Задачи: 1) закрепить навыки фенологических наблюдений, систематизировать материал, пройденный на прошлом уроке, усвоить материал о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

2) развивать мышление, кругозор, умение делать выводы, обобщать;

3) воспитывать любознательность, интерес к предмету.

Оборудование: слайды с изображением М.В. Ломоносова, МГУ им. Ломоносова, наглядные пособия.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

О Ломоносове узнать.

  1. Подведение итогов фенологических наблюдений  учащихся.

- Ребята, начнем наш урок  как обычно с работы с классным  календарем природы. Сегодня на  улице облачно, ясно или все  же переменная облачность? Какая  температура на улице? Были  ли осадки? Сегодня на улице  ветрено? 

- За последнее время вы заметили какие – либо перемены в природе? Вы заметили, что температура за последние дни заметно поднялась? Совсем недавно вы даже в школе не ходили из-за сильных морозов. Уже чувствуется запах весны, не правда ли? Вы заметили какие – нибудь изменения в жизни растений и животных? Представьте, что ваш друг живет очень далеко отсюда, и вы ведете с ним переписку. Что бы вы ему написали о нашей погоде за последнее время?

3. Проверка домашнего  задания. 

1 этап проверки домашнего задания  - «Лучший знаток дат»:

-  Я буду задавать  вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

– В каком веке правил Петр I? (В 18 веке)

 – Когда родился  Петр I? (30 мая 1672 года)

 – Сколько лет прожил  Петр I? (53 года)

 – Назови рост Петра  I? (2 м 4 см)

 – Сколько лет длилась  Северная война? (20 лет)

- Я показываю таблички  с датами, а вы называете событие,  которое происходило в этом  году?

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.

1714 г – создаются «цифирные школы».

Август 1703 г – построен город Петрозаводск.

Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».

1721 г – Петр Первый стал императором.

2 этап: «Объясни  понятия»

На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Дети отрывают по 1 лепестку, отвечают, что означает данное понятие. Понятия:

Кунсткамера – «кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.

«Цифирные школы» – это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.

«Бородовой знак» – возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.

Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.

Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

«Чертово яблоко» – картофель.

«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

  1. Изучение нового материала.

Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Прозвище Петра I в  истории России.

2. Как назывался его  полк?

3. Что перевезли из  Владимира в лавру?

4. Фамилия  Петра I

5. В устье какой реки  была построена морская крепость  Кронштадт?

6. Что было поставлено  в центре крепости Кронштадт  в честь апостолов Петра и  Павла?

7. Кто занимался государственными  делами, когда юный Петр стал  царём?

8. Что было в округе  той местности, где начали строить  Санкт-Петербург?

9. Как называлось то  место, где начали строить суда  для частных лиц?

- Разгадав кроссворд, вы узнали, с какой исторической личностью мы познакомимся сегодня на уроке?

-Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

На доске эпиграф:

«Открылась бездна, звезд полна,

 Звездам числа нет,  бездне дна…»

 «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал  о Ломоносове Б.Шергин. Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины» и почему именно он стал первым русским академиком. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна,   Звездам числа нет, бездне дна…» Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете. Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографии Ломоносова, не знал бы, что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.

 Сегодня на уроке  мы  совершим  экскурсию в биографию  Ломоносова, увидим, как Ломоносов   любил  Родину, свой народ, как  он стремился  к знаниям. Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Родился М.В. в деревне Денисовка Архангельской губернии. Мальчик выучился грамоте, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Прочитал все, что было под рукой. Но жажда знаний и рассказы купцов о великих деяниях Петра 1, о школах, открытых в Москве и Петербурге сильнее разжигало в нем желание учиться. И тогда он решил пробраться в Москву. Но как это сделать? Ломоносов решил покинуть дом тайком от отца, попросил у знакомого крестьянина полукафтан и немного денег, и в одну морозную ночь он бежал. В Москве М.В. встретил своего земляка, который определил его в школу при монастыре. Ломоносов с жаром принялся за учение. За 5 лет он прошел курс школы, выучил латинский и греческий языки. Это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Ему не хватало денег. Затем, несмотря на крестьянское происхождение, его, как одного из лучших учеников, отправили продолжать обучение в гимназию при Академии наук в Петербург. Позже, опять же, как лучшего ученика, отправили за границу – учиться у немецких профессоров. Там он прожил около 4 лет. Профессора удивлялись его успехам и трудолюбию. Скоро он выучил немецкий и французский языки, многие науки. Свои стихи Ломоносов отправил в Академию. Здесь были поражены легкостью и звучностью слога, и пошла слава о рыбаке Ломоносове как лучшем поэте России.  По приезде в Россию он был определен профессором в Академию. Занимался такими науками как русский язык, история, физика, химия и многими другими. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Он первым объяснил русскому люду, откуда берутся тепло и дожди, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

-А теперь откройте  учебник на стр. 101. Прочитайте текст. (дети читают)

-В каких областях работал  Ломоносов? (Ломоносов прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

5. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг  проснулся,

(туловище влево,  вправо)

Больше спать не захотел,

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх,  потянулись)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх,  влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(покружиться)

    1. Работа в рабочих тетрадях.

- Откройте рабочие тетради на стр. 41. Упражнение 1. Прочитайте задание, расшифруйте фамилии. (Ломоносов, Смотрицкий, Магницкий)

- По какому принципу  зашифрованы эти фамилии. (Смотрицкий – автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов. Магницкий – автор первого печатного руководства «Арифметика».)

- Упражнение 2. Прочитайте. Так ч чем же состояли трудности учебы во времена Ломоносова? Напишите, используя текст учебника.

- Упражнение 3. Прочитайте. Напишите римскими  цифрами век,  к которому относятся события. В каком веке был открыт Московский университет? (в 18) В каком веке было изобретено книгопечатание? ( в 15) В каком веке создавалась «Повесть временных лет»? (в 12) В каком веке был издан букварь Кариона Истомина? (в 17).

- Если вы внимательно  читали текст, то вам легко  будет разгадать кроссворд. (по горизонтали: 5. Компас. 9. Ломоносов 10.Баренцево. 11.Астрономия. по вертикали: 1.Холмлгоры. 2.Чайка. 3.Академия. 4.Белое. 6.Венера. 7.латинский. 8.Москва.)

7. Закрепление  изученного.

-В каком году и где родился М.В.Ломоносов? (в 1711 году неподалеку от города Холмогоры)

-Чем отличался Ломоносов будучи ребенком?(любознательностью)

-Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (в 11-12 лет)

-Кто был его первым  учителем? (дьячок местной церкви)

-Куда ему удалось поступить  в Москве? (в славяно-греко-латинскую академию)

-Какой язык был международным  языком науки в то время? (латинский)

-Куда был направлен  Ломоносов за отличную учебу?(в Петербург, затем в Германию)

-Где начал работать  Ломоносов по возвращении на  родину? (в Петербургской академии наук)

-В каких областях раскрылся  талант Ломоносова? (он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк)

-Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

-Что организовал Ломоносов? (первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)

-Что сделал ученый  для развития образования в  России? (В 1755 году был открыт Московский университет, который теперь носит его имя)

-Какая медаль присуждается  в наши дни ученым за выдающиеся  работы в области естественных  наук? (золотая медаль имени М.В.Ломоносова)

8. Подведение итогов  урока

-Что нового вы узнали  сегодня на уроке?

-Что было главным, как  вы считаете?

9. Постановка домашнего  задания

-Прочитайте текст, ответьте  на вопросы «Проверь себя»  (с.101-104)

-Выполнить задание в  учебнике на стр. 104.

-Выполнить задание №4  в рабочей тетради (с.42)


Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов