Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:57, реферат
Актуальность этого вопроса состоит в том, что тяжело назвать другую тему из истории Украины, которая вызывала бы такой большой интерес, как история запорожского казачества. Ему посвящены многочисленные научные и популярные, исторические и литературные труды, произведения изобразительного искусства, драматургии, музыки, устного народного творчества.
Чтобы понять начало казачества, необходимо сделать обзор предыдущей истории края, откуда возникло казачество, иначе трудно понять, откуда и каким образом появились казаки. Ученые составляют различные гипотезы, указываются различные причины возникновения запорожского казачества, среди которых трудно разобраться.
Введение 8
1. Появление казачества 9
2. Запорожская Сечь 13
2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи 13
2.2. Общественный строй Запорожской Сечи 21
2.3. Право Запорожской Сечи 28
3. Упадок казацкой державы 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
1. Появление казачества 9
2. Запорожская Сечь 13
2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи 13
2.2. Общественный строй Запорожской Сечи 21
2.3. Право Запорожской Сечи 28
3. Упадок казацкой державы 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этого вопроса состоит в том, что тяжело назвать другую тему из истории Украины, которая вызывала бы такой большой интерес, как история запорожского казачества. Ему посвящены многочисленные научные и популярные, исторические и литературные труды, произведения изобразительного искусства, драматургии, музыки, устного народного творчества.
Чтобы понять начало
казачества, необходимо сделать обзор
предыдущей истории края, откуда возникло
казачество, иначе трудно понять, откуда
и каким образом появились
казаки. Ученые составляют различные
гипотезы, указываются различные
причины возникновения
Известный украинский
историк Д. Дорошенко так писал
о проблеме возникновения казачества:
«Казачество зародилось и развилось
органически, как результат особенных
условий украинской жизни XV и XVI веков
на степном пограничье, в соседстве
с хищническим татарским
1. ПОЯВЛЕНИЕ КОЗАЧЕСТВА
1.1. Причины возникновения козачества.
Термин «козак» впервые упоминается в источнике XIII в. (в начальной монгольской хронике 1240 г.) и происходит из тюркских языков. Смысловое значение этого термина - «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка термин «козак» переведен как «страж, конвоир».
Интересна такая
деталь. Восточные древние источники
называют половцев «желтой ордой».
Поклонялись половцы Вечно
Казаки, т. е. совместные пограничные отряды половцев и русов, стали силой, которая первой оказала отчаянное сопротивление монголо-татарским захватчикам.
Следовательно, корни украинского казачества проникают еще во времена половецких куреней. Период конца XII - первой половины XIII в. характеризуется как первый этап формирования и развития украинского казачества. [1, с. 101-102]
Основная причина
образования казачества коренилась
в тех социально-политических условиях,
которые сложились на украинских
землях во второй половине XV-XVI ст. Польша
и Литва и в дальнейшем ограничивали
самоуправление этих земель вплоть до
ликвидации остатков их автономности.
Усиливалась экспансия
Одной из двух главных причин возникновения казачества являются притеснения со стороны феодалов и городской верхушки Польско-Литовской державы, которые вынуждали к побегам сельских жителей и городской бедноты. Второй причиной была турецко-татарская агрессия, которая в средневековье представляла собой смертельную опасность для славянских и ряда других народов. [3, с. 42]
Усиление социально-
Колонизационная политика Польско-Литовского государства в Украине вызывала социальное и национальное сопротивление украинского народа. Крестьяне убегали от барщины в южные, степные районы Украины. В результате на равнинах Приднепровья сформировалось новое общественное положение - запорожское казачество.
Первые украинские казаки появились в конце 80-х годов XV ст. С распространением крепостничества в середине XVI ст. их численность значительно выросла. Центром казачества стало Запорожье. [5, с. 35]
1.2. Хозяйственная деятельность козаков.
После падения
Киева в 1240 г. ареной основных событий
в истории Украины стали
Собственно, именно этот вековечный рубеж между оседлыми и кочевыми народами, широкое, громадное пограничье, своеобразная зона безопасности, периферия цивилизованного мира и называлась тогда Украиной, т. е. землей у края. В интересующую нас эпоху борьба с кочевниками разгорелась тут с новой силой, а религиозное противостояние христиан и мусульман еще и подливало масла в огонь. Этот вечный бой, бой не на жизнь, а на смерть, волновал, притягивал, манил многих молодых и сильных мужчин из мирных западных районов, оказавшихся в то самое время под гнетом крепостного права. Жизни в рабстве люди предпочитали опасности пограничья и смерть в бою. Так появляется новое сословие - колонисты-казаки, первоначальная цель которых состояла в том, чтобы оттеснить татар подальше на юг и таким образом обеспечить возможность хозяйственного освоения районов пограничья.
Но по мере того как оттачивались казацкие сабли и военное мастерство их мобильных, хорошо организованных отрядов, по мере того как наполнялись земли Украины слухами о захватывающих дух казацких победах над ордами татар и оттоманских турок - украинское общество начинало видеть в казаках не только борцов с мусульманской угрозой, но и своих защитников от религиозных домогательств и социально-экономического гнета польской шляхты.
Постепенно казаки выдвигаются в авангард украинского общества и оказываются глубоко вовлеченными в решение его главных проблем. Вот так и вышло, что взамен естественного лидера - дворянства, потерянного в результате полонизации, Украина получила руководящую и направляющую силу в лице казачества [6,с.136-137]
Со второй половины
XV в. начинается возрождение украинского
казачества на так называемых «пустопорожних»
землях. Это была территория к югу
от Белой Церкви, земли, не закрепленные
за собственниками. По мнению Д. Яворницкого,
первопричиной возрождения
Казаки распахивали «пустопорожние» земли, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Их жизнь была опасной: приходилось не только обрабатывать землю, но и защищаться от нападений татар. Впоследствии казаки сами начали осуществлять походы на крымских татар. Ряд таких удачных походов был совершен в конце XV в. Крымское ханство вынуждено было построить крепости на Днепре и Перекопе. Однако казаки нападали даже на турецкие крепости. В 1521 г. они осуществили поход в Молдавию, в 1523 г. ходили в Крым и сожгли Очаков, в 1545 г. снова напали на Очаков и захватили его.
С одной стороны,
появление такой опасной силы,
как казачество, на границах Польско-Литовской
федерации беспокоило ее правительство.
В любое время эта
На новых землях сложился своеобразный казацкий строй. Казаки объединялись в общины и все важные вопросы обсуждали и решали на казацких радах. Здесь выбирали казацкую старшину: атаманов, есаулов, судей. Каждый казак имел право принимать участие в радах, пользоваться землей, ловить рыбу, охотиться на зверя.
На землях, освоенных казаками, уже никогда, как им казалось, не появятся государственные служащие, не возникнет крепостная неволя. Но в начале XVI в. король своими указами, а великие князья - грамотами начинают раздавать просторы, занятые казаками, литовским и польским панам - магнатам. Острожские, Вишневецкие, Ражинские получали документы на «окраинные» земли, строили там свои замки-имения. Значительная часть этих земель отдавалась за службу Великому князю или королю с правом собирать с местного населения чинши и облагать его повинностями в свою пользу.
Таким образом, через некоторое время казаки снова оказались в зависимости от панов и шляхты. Значительная часть из них не желала подчиняться и снова убегала далее, на юг - к днепровским порогам и за пороги. Здесь в начале XVI в. и начинается история славного запорожского казачества - третий этап в общей истории казачества. [1, с.102-103]
В нижнем течении Днепра, за порогами, на острове Малая Хортица казацкий атаман Дмитрий Вишневецкий в 1552- 1554 гг. создал военное формирование - Запорожскую Сечь, которая имела вид укрепленного лагеря. Сечь стала для украинского народа мощной опорой в борьбе против феодально-крепостного и национального притеснения и турецко-татарской агрессии.
На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Вместо феодального принуждения здесь властвовал принцип найма. Не признавая авторитета какого-нибудь правителя, запорожские казаки осуществляли самоуправление согласно с теми обычаями и традициями, которые формировались на протяжении поколений на украинских землях. На Запорожской Сече верховная власть находилась в руках казацкого совета, который избирал гетмана, атамана, есаулов, писаря, обозного и судью. [5, с.35]
Казачество является
не только самым блестящим, самым
эффектным появлением в украинской
истории; оно представляет собой
еще и эпоху наибольшего
2. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи
Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях - «паланках». [1, с. 145]
Запорожская Сечь в своем составе имела деления - военные и территориальные, в соответствии с которыми и строилось управление ею. Как войско, запорожское общество разделялось на 38 куреней, а территориальное - сначала на пять, впоследствии на восемь паланок.
Высшим органом
казацкого самоуправления, который
решал важнейшие вопросы, были общие
или, как их чаще называли, войсковые
рады. Собирались они регулярно в
точно определенные сроки - 1 января
и 1 октября каждого года. Казацкий
совет собирался и в другие
сроки, когда на то была воля общества.
На войсковых радах решались все
важнейшие вопросы жизни