Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение языческого наследия в духовной культуре современной Беларуси.
Перед собой мы ставили ряд задач:
1. рассмотреть духовную культуру и её роль в развитии общества;
2. ознакомиться с особенностями языческой культуры Беларуси;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…….….3
ГЛАВА 1. ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ………5
1.1. Духовная культура и её роль в развитии общества …………………5
1.2. Истоки языческой культуры Беларуси ……………………………..13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ …………………………………….26
2.1. Языческие обычаи, обряды и суеверия в современной Беларуси...26
2.2. Современное языческое возрождение Беларуси………..………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….……....51

Файлы: 1 файл

!!!Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси.docx

— 97.50 Кб (Скачать)

Языческая эстетика нашла себе приют и приют  в тяжелом металлическом роке. Эта музыка, как ни странно, стала  наиболее значимой причиной массового  распространения проязыческих настроений, особенно среди молодежи. На волне  радикального отрицания юдеохристианства в Европе (в первую очередь в  скандинавских странах) возникло целое  направление коллективов, соединяющих  в своих произведениях жесткое, агрессивное звучание металла с  элементами фольклорной музыки. У  текстах этих групп рядом с восхищением древними культами и верованиями преобладают темы, связанные с сопротивлением христианской религии, воинственный героизм и национал-романтический эпос. Наиболее известными командами этого направления у нас являются «Gods Tower», «Oyhra», «Znich», «Kruk», «Камаедзіца» и прочие. Не все из них могут сравниться своим творчеством, например, с литовским «Obtest», латышским «Skyforger», эстонским «Metsatöll», но белорусская Pagan Metal сцена понемногу укрепляется, и у нее уже есть свои лидеры.

Безусловно, все перечисленные явления не являются обособленными, они перекрещиваются  и влияют друг на друга. Время покажет, принесёт ли это свой результат. Однако стоит помнить, что настоящее возрождение этнической религии белорусов произойдет не тогда, когда где-то в лесу поставят деревянные идолов и кто-то будет перед ними произносить пылкие речи, а тогда, когда по всей стране снова запылают сотни и тысячи купальских костров, при которых литургией зазвучат аутентичные обрядовые песни, а молодежь до самого рассвета будет играть и танцевать под чарующие мелодии белорусской дуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Культура - понятие, характеризующее совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Духовная культура - один из аспектов понятия «культура», включающий достижения науки, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства.

За свою многовековую историю белорусский  народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники  и обряды сочетаются с христианскими  традициями, образуя неповторимый гармоничный  синтез.

Культура  страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских  славян набор древних языческих  обычаев и традиций. Даже,  несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски  множества древних ритуалов.

На уровень  культуры населения белорусских  земель в дохристианский период большое  влияние оказало язычество. Оно  представляло собой комплекс первобытных  взглядов и верований. Взгляды населения  проявлялись через сказки, былины. Мир наших предков повсеместно  был населен богами.

Язычество присутствует в жизни современного общества: кто не смотрит в зеркало, когда возвращается за забытыми вещами, кто не подумает несколько раз, стоит  ли продолжать путешествие, встретив черного  кота. В деревнях - больше. Таким образом, язычество - это результат жизненной  деятельности и мировоззрения людей, отражение их нужд. Введение христианства не отменило полностью языческих представлений и культуры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага сьветагляду.  -  Мн., 1993. - С. 11.
  2. Васильев  М.А. Неоязычество на постсоветском пространстве. Рецензия на сборник статей «Неоязычество на просторах Евразии» // Славяноведение. - 2002. - № 4. - С. 103.
  3. Зайкоўскі Э. Касмалагічныя ўяўленні старажытнага насельніцтва Беларусі // Гістарычна-археалагічны зборнік памяці Міхася Ткачова. У 2-х ч. Ч. 1. -  Мн. - 1993. - С. 79.
  4. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества.  - СПб. - 2004. - С. 123.
  5. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.:  Дрофа, - 2004. – С.33.
  6. Конан У. Валхвец беларускага фундаменталізму // Крыніца. - 1994. - № 8. - С. 23.
  7. Конан У. Хрысціянства ў гістарычным лёсе Беларусі // Беларуская думка ХХ ст.: Філасофія, рэлігія, культура (анталогія) / Укл. Ю. Гарбінскі. - 1998.-  С. 569.
  8. Коскелло А. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма // Религия и глобализация на просторах Евразии. - М.,-  2005.- С. 324-325.
  9. Ластоўскі В. Часы былі трывожныя // Ластоўскі В. Выбраныя творы. - Мн, - 1999. - С. 132.
  10. Лобач У. Да пытання аб хрышчэнні Полацкай Крыўі // “Беларусь у сістэме трансеўрапейскіх сувязей у I тыс. н. э.”: Тэзісы дакладаў і паведамленняў міжнароднай канферэнцыі, Мінск, 12-15 сакавіка 1996. Мн., - 1996. - С. 51.
  11. Найджел П., Пруденс Дж. История языческой Европы. - СПб. - 2000. - С. 13-14.
  12. Одэрборн П. Праўдзівы і грунтоўны аповед пра веру русаў // Беларускі гістарычны агляд. - 2005. -  Т. 12. Сш. 1—2 (22—23). - С. 178.
  13. Санько С. Канстытутыўныя элемэнты антычнага космасу як эталённага для стараэўрапейскай тэсматычнай культуры. Мн. - 1994. - № 1. -  С. 106.
  14. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: Просвещение, 1990. -79с.
  15. Топоров В.Н. Язык и культура: об одном слове-символе (к 1000-летию христианства на Руси и 600-летию его в Литве) // Балто-славянские исследования. - 1986. - М., - 1988. - С. 12.
  16. Топоров В.Н. К реконструкции древнейшего состояния праславянского // Славянское языкознание. Х Международный съезд славистов: Доклады советской делегации. Сборник докладов. - М., - 1988. - С. 264-292.
  17. lib.tr200.net/v.php?id=182704
  18. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Klim/04.php
  19. http://cytadel.org/articles/tradicionnaja-etnicheskaja-religija-v-belarusi
  20. http://ethno.iatp.by/2/e07b.htm
  21. [http://belarustourism.by/belarus/traditions/
  22. [http://www.library.by/shpargalka/belarus/belarus/002/bel-076.htm
  23. http://ethno.iatp.by/2/e07.htm
  24. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Обряды_и_обычаи_белорусов
  25. http://www.naviny.by/rubrics/society/2003/04/15/ic_articles_116_144004
  26. http://music.fromby.net/articles.php?id=138

 

 

 

 


Информация о работе Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия