Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение языческого наследия в духовной культуре современной Беларуси.
Перед собой мы ставили ряд задач:
1. рассмотреть духовную культуру и её роль в развитии общества;
2. ознакомиться с особенностями языческой культуры Беларуси;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…….….3
ГЛАВА 1. ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ………5
1.1. Духовная культура и её роль в развитии общества …………………5
1.2. Истоки языческой культуры Беларуси ……………………………..13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ …………………………………….26
2.1. Языческие обычаи, обряды и суеверия в современной Беларуси...26
2.2. Современное языческое возрождение Беларуси………..………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….……....51

Файлы: 1 файл

!!!Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси.docx

— 97.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………….…….….3

ГЛАВА 1. ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ………5

1.1. Духовная  культура и её роль в развитии общества …………………5

1.2. Истоки языческой культуры Беларуси ……………………………..13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ …………………………………….26

2.1. Языческие  обычаи, обряды и суеверия в  современной Беларуси...26

2.2. Современное языческое возрождение Беларуси………..………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….……....51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. До христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество окружено, с одной стороны, тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир, а с другой на него наложено негласное «табу». Своеобразное табу на язычество появилось у восточных славян с введением христианства, не было отменено с пришествием на Русь безбожников в 1917. Язычество - это религия, и близко любой другой религии уже по своей этой главной сути веры в Бога. Именно поэтому язычество, одновременно сближаясь меж собой своими разными руслами, сблизилось и с другими, более поздними, пришедшими эволюционным путём (усложнялся человек, усложнились его представления о Космосе, Боге) монотеистическими религиями, слилось с ними и во многом в них растворилось. Язычество от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной.

В наследство от предков мы получили духовное богатство, которым можем гордиться перед  всем миром, которое, чтобы сохранить  свою самобытность в культурном мире, должны сберечь и передать будущим  поколениям. Богатство это - народные традиции, обряды, обычаи, суеверия, приметы.

Культура  страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских  славян набор древних языческих  обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру [17].

Основной  местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал  и занимает здесь важнейшее место - это и «бацька» для детей и «дядьзька» для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались «мужскими», тканые и плетеные – «женскими». Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Целью данной курсовой работы является изучение языческого наследия в духовной культуре современной Беларуси.

Перед собой  мы ставили ряд задач:

1. рассмотреть духовную культуру и её роль в развитии общества;

2. ознакомиться с особенностями языческой культуры Беларуси;

3. изучить  языческие обычаи, обряды и суеверия в современной Беларуси.

В работе были использован метод анализа научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Языческое наследие в культуре Беларуси

1.1. Духовная культура и её  роль в развитии общества

 

Первоначально слово культура обозначало процесс  очеловечивания природы как среды  обитания. Однако постепенно, как и  многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие  культура употребляется в основном в двух значениях — «широком»  и «узком». В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания [5, С.33]

В истории  общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки  зрения на культуру.

Большинство авторов относят к культуре все  виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Часть философов называла культуру средством закабаления людей, т.е. человек по своей природе - существо антикультурное, а сама культура - это  зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки  зрения придерживались ученые, которые  называли культуру средством облагораживания  человека, превращения его в цивилизованного  члена общества. Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени  прогрессивного развития человечества [5, С.33].

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область  бытия, в которой объективная  реальность дается людям не в форме  противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь  человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная  сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного  сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и  право.

Мораль  — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей  о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и  плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного  мнения.

Наука —  это теоретически систематизированные  взгляды на окружающий мир, воспроизводящие  его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма  общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых  действий, а также религиозных  институтов (церковь).

Право —  это система общеобязательных, формально  определенных норм, установленных или  санкционированных государством (а  иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается  все-таки жизнью материальной, то и  ее структура во многом схожа с  последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым  звеном в этой цепочке выступают  духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей  и общества в целом создавать  и осваивать духовные ценности. Нередко  в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще  и как определенное психическое  состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие  от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради  удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными  группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного  сознания в его целостности. К  результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные  общественные связи индивидов;

3) сам  человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его  продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены  от их непосредственного производителя.

Духовное  производство направлено на совершенствование  всех остальных сфер общественной жизни  — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые  выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые  философы склонны добавлять к  ним еще и мораль, политику и  право. Однако мораль создается самим  обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие  между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных  членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных  этапах своего существования наука  не оказывала сколько-нибудь заметного  влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение  изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим  важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые с известной долей  условности могут быть приравнены к  научным моделям, экспериментируя  с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники  писатели, скульпторы воспроизводят  часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности [18].

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных  этапах его развития, формируя у  людей абстрактное мышление, способности  вычленять общее и особенное  в окружающем мире. Однако возникающие  в рамках религиозных воззрений  духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни  многих обществ и отдельных индивидов.

Основным  свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально  количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:

1) духовная  культура играет важную роль  в жизни общества, являясь средством  аккумуляции, хранения и передачи  накопленного человечеством опыта;

2) что  культура является особой человеческой  формой бытия, которая имеет  свои пространственно–временные  границы;

3) культура  служит одной из важнейших  характеристик жизнедеятельности,  как отдельной личности, так и  конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду  обитания человека. Подвидами материально–культурных феноменов являются:

1) природные  объекты, которые подверглись  некоторому воздействию со стороны  человека и изменили свою первозданную  форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно–природные  объекты, которые сохраняют свою  природную форму, но существуют  так, как не встречаются в  естественных условиях (японский  сад камней);

Информация о работе Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия