Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, доклад
Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО
ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ
Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).
Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.
Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.
Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.
Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).
Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.
В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была
установлена республика, произо
14. РАСЦВЕТ И УПАДОК РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов). В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму).
Центральные органы гос. власти. 1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями. 2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи. 3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.
Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведенареформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.
Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами). По закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).
I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).
Этапы истории древнеримского права:
1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а)сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм.
2. Середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов {jus gentium), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.
3. Ill – V вв. н. э.: постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права (создание Corpus juris civilis) испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.
Первоначальным источником права были обычаи. Закон становится источником права со времени издания сборника законов – XII таблиц.
Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому большое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права – преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура – претор по делам Перегринов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельности. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период принципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты – решения императора; б) мандаты – инструкции; в) декреты – судебные решения; г) рескрипты – ответы императора на юридические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: выработка формул для юридических действий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах.
В монархический период развития
древнеримской
Информация о работе Возникновение Древнеримского государства и утверждение республики