Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа
Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.
Введение
Глава1. Возникновение государства и права. Причины и условия 3
§1.1 Возникновение государства 3
§1.2 Возникновение права 10
Глава2. Пути развития государства и права 17
§2.1 Восточный путь развития государства и права 17
§2.2 Западный путь развития государства и права 21
Глава3. Характеристика основных теорий происхождения государства и права 28
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава1. Возникновение государства и права. Причины и условия 3
§1.1 Возникновение государства
§1.2 Возникновение права
Глава2. Пути развития государства и права
§2.1 Восточный путь развития государства
и права
§2.2 Западный путь развития государства
и права
Глава3. Характеристика основных теорий происхождения
государства и права
Заключение
Список использованной литературы
Происхождение государства
и права в современной
Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права.
Наряду с главной
причиной возникновения права и
государства (появление частной
собственности) и главной закономерностью
(раскол общества на классы) в разных
странах и регионах, у разных народов
действовали самые
Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права.
Видимо, нет смысла рассматривать
те точки зрения, которые исходят
из непознаваемости путей возникно
Глава1. Возникновение государства и права: причины и условия
Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.
Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.
§1.1 Возникновение государства
Прежде всего, следует
отметить появление ранних земледельческих
общин в регионах, благоприятных
для проживания и успешной хозяйственной
деятельности, а также резкое увеличение
численности и плотности
Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.
В то же время становление
товарного производства вело к дальнейшему
росту прибавочного продукта, к накоплению
богатства. Появилась объективная
основа для возникновения
В новых условиях занятие
родовых постов в семейно-клановой
группе давало лидерам не только престиж
и авторитет, но и особый, более
высокий статус. Лидер в изменившихся
условиях получал все более
Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более становится властью положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется система выборности, все большее значение приобретают не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все связанные с ней имущественные и личные привилегии.
Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления прибавочным продуктом.
Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.
Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.
Одним из важнейших факторов
создания государства являлись войны.
Точнее, не сами они, а вооруженные
силы, которые непосредственно
Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором. В целом можно согласиться с этой точкой зрения. Однако необходимо сделать оговорку, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были первичными факторами. Здесь уместен пример об итогах Второй мировой войны (1939-1945 гг.) в Европе, одним из результатов которой явилось возникновение ряда социалистических государств, образовавших впоследствии мировую систему социализма. В ее состав на договорных началах входили государства, расположенные на различных континентах.
Главной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.
Таким образом, можно
констатировать, что первопричиной
создания государства явилось
1. Теологическая теория.
Ее представителями являются идеологи
религий Древнего Востока – Рассмотрим
основные теории происхождения государства:
Конфуций и Лао-Дзы, средневековых монархий
– Фома Аквинский, идеологи ислама. Однако
и в настоящее время эта концепция представляет официальную
доктрину Ватикана.
Все представители этой теории объясняют
происхождение государства общественной
волей. Фома Аквинский писал, что «государство
есть практическое воплощение воли бога
на земле. А любая светская власть производна
от власти церкви. Народ же должен беспрекословно
повиноваться велениям государственной
воли, как продолжению воли божественной».
2. Патриархальная теория.
Ее представители - Аристотель, Финмер,
Михайловский.
В античном мире государство охватывало
собой все без исключения стороны общественной
жизни, поэтому в нем человек полностью
поглощался гражданином государства.
Аристотель определял государство, как
соединение многих родов и деревень ради
лучшей, совершенной жизни. Государство
есть сосредоточение всех умственных
и нравственных интересов граждан, и создается
ради утверждения нравственности.
Цицерон видит в государстве уже не олицетворение
высшего совершенства человеческой жизни,
а союз людей, объединенных общими началами
права и общей пользы.
Но, тем не менее, все представители этой
школы видят во власти монарха естественное
продолжение власти отца (патриарха), который
заботится о членах своей семьи.
3. Патримониальная теория (Галлер).
Галлер считает, что государство произошло
от права собственника на землю (пппппп).
Из права владения землей власть автоматически
распространяется и на проживавших на
ней людей. Подобным образом обосновывался
и феодальный сюзеренитет.
4. Естественно-правовая теория (Договорная).
Основой данной теории является положение
о том, что государству предшествовало
естественное состояние человека. Условия
жизни людей и характер человеческих взаимоотношений
в естественном состоянии представлялись
неоднозначным образом. Гоббс видел естественное
состояние в царстве личной свободы, ведущей
к «войне всех против всех», Руссо считал,
что это есть идиллическое первобытное
царство свободы. Локк писал, что естественное
состояние человека – в его неограниченной
свободе. Сторонники естественного права
считают государство результатом юридического
акта – общественного договора, который
является порождением разумной воли народа,
человеческим учреждением и даже изобретением.
Поэтому данная теория связывается с механическим
представлением о происхождении государства,
выступающего как искусственное произведение
сознательной воли людей, согласившихся
соединиться ради лучшего обеспечения
свободы и порядка.
Гольбах, например, определял общественный
договор, как совокупность условий для
организации и сохранения общества. Дидро
суть своего понимания общественного
договора изложил следующим образом: «Люди
быстро догадались, что если они будут
продолжать пользоваться свой свободой,
своей независимостью и предаваться своим
страстям, то положение каждого человека
станет более несчастным, если он жил бы
отдельно; они осознали, что каждому человеку
нужно поступиться частью своей естественной
независимости и покориться воле, которая
представляла бы собой волю всего общества
и была бы центром и единением всех воль
и сил. Таково есть происхождение государства».
Классическое обоснование договорная
теория получила в трудах Руссо. Исходя
из исторического опыта он пришел к выводу,
что правители стали смотреть на государство,
как на свою собственность, а на граждан,
как на своих рабов. Они стали деспотами
и угнетателями своего народа. Руссо считает,
что в интересах создания правомерного
государственного устройства и восстановления
истинного равенства и свободы нужно заключить
свободный общественный договор. Главная
задача такого договора состоит в том,
чтобы «найти форму ассоциации, которая
бы защищала и охраняла личность». Общественный
договор, по Руссо, не разрушает естественного
равенства, а более того, заменяет физическое
неравенство моральным и законным равенством.