Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа
Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.
Введение
Глава1. Возникновение государства и права. Причины и условия 3
§1.1 Возникновение государства 3
§1.2 Возникновение права 10
Глава2. Пути развития государства и права 17
§2.1 Восточный путь развития государства и права 17
§2.2 Западный путь развития государства и права 21
Глава3. Характеристика основных теорий происхождения государства и права 28
Заключение
Список использованной литературы
Теория общественного
договора подвергается критике по различным причинам.
Так, Н.М.Коркунов полагал, что договорные
начала в образовании общества и государства
приводят к крайне индивидуалистическому
пониманию общественной жизни. Г.Ф.Шершенович
писал, что сторонники механического представления
редко становились на точку зрения исторической
действительности, поскольку общественный
договор для них только методологический
прием. Примерно так же оценивает договорную
теорию и Е.Н.Трубецкой. Он утверждал, что
«не общество есть продукт свободного
творчества человека, а наоборот, человек
есть продукт исторически сложившихся
общественных условий, определенной исторической
среды». А.И.Денисов, будучи сторонником
материалистической теории происхождения
государства писал, что «договорная теория
антиисторична, т.к. в основу общественной
жизни кладет индивида».
5. Органическая теория.
Представления о государстве, как своеобразном
подобии человеческого организма были
сформулированы еще древнегреческими
мыслителями. Платон, например, сравнивал
структуру и функции государства со способностью
и сторонами человеческой души. Оно напоминает
живой человеческий организм, как ноги
и руки, отнятые от человеческого тела,
не могут функционировать, так и человек
не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество
и государство представлены как организм,
и поэтому его сущность и функции сложно
понять лишь из построения и функций всего
организма.
Органическая теория, видным представителем
которой был Герберт Спенсер, в окончательном
виде была сформулирована в XIX в. По мнению
Г.Спенсера, государство есть некий общественный
организм, состоящий из отдельных людей,
подобно тому, как живой организм состоит
из клеток. Важной стороной данной теории
является то, что государство образуется
одновременно со своими составными частями
– людьми, и будет существовать, пока существует
человеческое общество. Государственная
власть – это господство всего целого
над своими составными частями, выражающееся
в обеспечении государственного благополучия
своего народа. Если организм здоровый,
то и клетки его функционируют нормально.
Болезнь организма подвергает опасности
и его составные части.
Органическая теория довольно четко ввела
в понятие об обществе и государстве системный
признак. Подавляющее большинство ее сторонников
считают, что общество и государство, сложная
система, состоящая из взаимообусловленных
элементов.
6. Теория насилия.
Идейные истоки этой теории зародились
еще в эпоху рабовладения. Ее представители
считали, что государство возникло в результате
насилия и завоевания. Более развернутое
научное обоснование теория насилия получает
в XIX-XX вв. Ее смысл состоит в том, что возникновение
частной собственности, классов и государства
является результатом внутреннего и внешнего
насилия, т.е. путем прямого политического
действия. Государство продолжает быть
органом угнетения только в тех странах,
где еще не стерлись юридические различия
между победителями и побежденными.
Наиболее характерные черты теории насилия
изложены в работах Е.Дюринга, Л.Гумпловича,
К.Каутского и др. Е.Дюринг считал, что
основой общественного развития являются
формы политических отношений, а экономические
явления – это следствие политических
актов. Первоначальный фактор возникновения
государства следует искать в непосредственной
политической силе. По его мнению, собственность,
классы и государство возникают как результат
насилия одной части общества над другой.
Австрийский социолог и
государовед Л.Гумплович
К.Каутский видит также источник государства
во внешнем насилии, в войнах. В теории
насилия, несомненно, присутствуют элементы
экономической концепции. Полностью отвергать
теорию насилия нельзя, т.к. она имеет под
собой реальную историческую основу (например,
государство Золотой Орды).
7. Психологическая теория.
Ее сторонники определяют государство
как сумму психических взаимодействий
людей и их различных объединений. Суть
данной теории состоит в утверждении психологической
потребности человека жить в рамках организованного
сообщества, а также в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия. Ее яркий
представитель Л.Петражицкий, который
писал, что «государство есть следствие
психологических закономерностей развития
человека».
8. Историко-материалистическая теория.
Возникновение этой теории связывают
с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко
забывая их предшественников, например,
Л. Моргана. Смысл этой теории в том, что
государство возникает как результат
естественного развития первобытного
общества, развития, прежде всего, экономического,
которое не только обеспечивает материальные
условия возникновения государства и
права, но и определяет социальные изменения
общества, которые также представляют
собой важные причины и условия возникновения
государства и права, но и определяют социальные
изменения общества, которые также представляют
собой важные причины и условия возникновения
государства и права.
Историко-марксистская концепция включает
два подхода. Один из них, господствовавший
в советской науке, решающую роль отводил
возникновению классов, антагонистическим
противоречиям между ними, непримиримости
классовой борьбы: государство возникает
как продукт непримиримости, как орудие
подавления господствующим классом других
классов. Второй подход исходит из того,
что в результате экономического развития
усложняется само общество, его производительная
и распределительная сферы, его «общие»
дела. Это требует совершенствования управления,
что и приводит к возникновению государства
Именно историко-материалистическая теория
имеет под собой строго научные основы.
Оба ее направления правомерны, поскольку
в разных исторических условиях решающее
значение в качестве причин появления
государства могут приобретать как классовые
антагонизмы, так и необходимость решения
общих дел, совершенствования управления
обществом, специализация этого управления.
§1.2 Возникновение права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.
В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).
Происхождение права (современные
трактовки). Вопрос о происхождении
права, так же как и вопрос о
происхождении государства, не имеет
в современной отечественной
теории государства и права однозначно
Если обобщить высказанные
в современной отечественной
литературе мнения относительно времени
и причин возникновения права, то
можно выделить три основных позиции.
Одни исследователи по-прежнему связывают
возникновение права с возникно
Не вдаваясь в анализ приведенных точек зрения, считаю необходимым подчеркнуть, что вопрос о происхождении права нужно увязывать с понятием права. В русском языке, равно как и в других языках, слово «право» имеет разные значения. Даже юридическая наука употребляет это слово в разных смыслах. Поэтому, говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь - естественного или позитивного. Дело в том, что в отечественной теории государства и права принято теперь различать право естественное и право позитивное. Право естественное - это право в так называемом общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в различные отношения друг с другом (общественные отношения), имеют возможность совершать те или иные действия, возможность вести себя определенным образом в той или иной ситуации. Такие возможности складываются как бы сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
Позитивное право - это
право в юридическом смысле. Это
установленные или
Естественное и позитивное право могут быть связаны между собой. Но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Что представляли собой эти нормы, однозначного ответа наука не дает. Однако многие исследователи склоняются к тому, что этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они «жили» в сознании людей и не имели письменного оформления. Внешне они проявлялись непосредственно в поведении людей, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.
Являлись ли первобытные обычаи правом? Некоторые из современных исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право. Но и в этом случае едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не меньшей (если не в большей) степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. В этой связи первобытные обычаи с таким же успехом можно назвать религией или моралью. К тому же эти обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества. Поэтому вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях синкретически, т.е. в единстве, в нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.
С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. В них, в отличие от первобытных обычаев, уже различаются права и обязанности, т.е. возможность и необходимость определенного поведения. Так возникают правовые обычаи или обычное право. Было ли оно правом в юридическом смысле? Думается, что еще нет, поскольку право в юридическом смысле - это позитивное право, право либо установленное, либо санкционированное государством. Здесь же государства пока не было, а имел место предгосударственный период. Поэтому правовые обычаи этого периода - еще не позитивное право, а протоправо, право, которое не потеряло своего естественного характера, но уже начало приобретать определенные юридические качества. Это выразилось хотя бы в том, что наряду с правами правовые обычаи начали различать и обязанности.
Наконец, с возникновением
государства возникает
Санкционирование обычаев (точнее правовых обычаев) - наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Он выражался в том, что государственные органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.
Создание юридических
прецедентов - тоже довольно ранний способ
возникновения позитивного
Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т.д.) считается более поздним способом возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся юридические нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства. К этому способу государство прибегает либо тогда, когда правовые обычаи и юридические прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо тогда, когда государство, особенно в лице его центральных органов, стремится активно воздействовать на общественную жизнь. Такой способ возникновения позитивного права особенно характерен для современных государств.