Возникновение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Оглавление

Введение
Глава1. Возникновение государства и права. Причины и условия 3
§1.1 Возникновение государства 3
§1.2 Возникновение права 10
Глава2. Пути развития государства и права 17
§2.1 Восточный путь развития государства и права 17
§2.2 Западный путь развития государства и права 21
Глава3. Характеристика основных теорий происхождения государства и права 28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Право, как и государство, является продуктом общественного  развития. Юридически оно оформляется  в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор  общественных отношений. Обычаи, моральные  и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.  
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

 

  • право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.  
    * право частной собственности является основой всех прав человека.  
    * право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.  
    * право должно отражать требования общечеловеческой справедливости.  
    И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Н.М.Коркунов писал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как вторая природа.  
    Представление о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:  
    1. Теория естественного права.  
    Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается на требованиях естественного права (право на жизнь, на труд). Еще Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.  
    Фундаментальную разработку теория естественного права получила в трудах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), и во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.).  
    2. Историческая школа права.  
    Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося постепенно, в ходе исторического развития, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже исторически сложилось как право. Густав Гуго считал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом. Видные представители этой школы К.Савиньи, Ф.Пухта, Шталь и др. считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению, его задача в том, чтобы интересы людей правильно сформулировать в нормы права.  
    3. Реалистическая школа права.  
    Создатели реалистической теории считают, что право развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.  
    Основателем реалистической теории права был Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивида с беззаконием лежит в самой сущности права. Автор данной теории считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других, при непременном условии соблюдения принципов человеческого общежития.  
    Право есть необходимый инструмент организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти – пустой звук.  
    Положительные черты теории Р.Иеринга:  
    1) Признание единства и изменчивости права.  
    2) Непосредственная связь права с государством.  
    3) Единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений.  
    4) Только государственная власть на основе управленческих законов может применять принуждение по отношению к человеку.

4. Социологическая школа  права.  
Это одно из основных направлений правоведения XX в. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего прав, социологическая школа перемещает центра тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений поведения людей в сфере права.  
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга, которого «Социология права» (1911 г.), представляет собой систематическое изложение идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права является Р.Паунд.  
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. В трактовке Дюги социальная норма – это норма, поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она должна стоять выше государства. Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.  
5. Нормативистская теория права.  
Она объединяет неоднозначные взгляды на право, его происхождение и роль в жизни общества. Автор этой теории Р. Штаммлер. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Право представляет собой отношение формы и материала общественной жизни. В развитии права он видит развитие самого общества.  
В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований русский профессор П.И.Новгородцев.  
Г.Кельзен считал, что изначально возникла одна суверенная норма, которая обосновывала эффективность и юридическую силу всех остальных норм. Согласно данной теории, вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Данная теория доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Нормативисты излагают свою позицию по вопросу, что право есть нормативный регулятор общественных отношений.  
6. Психологическая теория.  
Значительное распространение данная теория получила в XX в. в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л.И.Петражицкого, а затем и зарубежных авторов Дьюи, Мэрилла, Росса и т.д.  
Л.Петражицкий считал, что право есть явление психического бытия, оно принадлежит миру психики и представляет собой переживания людей. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Юридические связи между двумя сторонами, состоящие в долгах, лежащих на одной стороне и закрепленных за другой стороной, суть правового отношения.  
В основе правовых переживаний лежат притязательные эмоции долга. Если в правовой сфере нормальна продажа прав, то в сфере нравственности она немыслима. Л.Петражицкий разделяет права на автономное и гетерономное (позитивное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете.

По Петражицкому, право  выполняет распределительную и  организационную общественные функции.  
7. Материалистическая теория права.  
Представлена в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. В основе этой теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право, как и государство, есть продукт классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Сущность права лежит в его классовости и материальной обусловленности. Право в обществе является регулятором распределения труда и продуктов между членами общества. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право – явление, производное от государства, и в полной мере определяется его волей.  

 

Глава2. Пути реформирования государства и права

В новых экономических  условиях родоплеменная организация  власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный механизм, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет равновесие. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство, являющееся гениальным искусственным образованием человеческой мысли.

В настоящее время  доминирует мнение о том, что формирование государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное".

 

§2.1 Восточный путь

Понятие "Восток" используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частнособственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты  патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение  длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных  и других связей тормозила процесс  классообразования, в частности  развитие рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные  формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой  цивилизации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, не участвующей в производстве и стоящей над рядовыми членами общины. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные работы по созданию ирригационных систем, оказывали огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным собственником земли была община, а государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения  надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые  за счет присвоения общинных земель. Здесь рано начал использоваться труд рабов, подневольных лиц.

Строй многоукладной  хозяйственной жизни определял  исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который  можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники; 3) господствующий социальный слой.

На Востоке отсутствовала  четкость социально-классовых границ. Существовали различные категории  зависимого населения, занимающие промежуточное  положение между свободными и  рабами, переходные категории свободных  землевладельцев к господствующему  слою. Социально-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религии дают основание определить в качестве основной черты древневосточных обществ - их традиционность.

Специфической чертой политической организации древневосточных обществ  являлась "восточная деспотия", которая характеризуется рядом  признаков. Это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. Древневосточным обществам были известны и республиканские формы правления, например, в городах-государствах - Финикии, Месопотамии значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии.

В религиозном массовом сознании существовало особое мистическое  отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного  авторитета, органически вытекающего  из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических  полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое  государство было призвано, вместе с тем, выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции. Это обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела деятельность властных структур государства по поддержанию религиозно-культурного  единства общества, обеспечиваемого  на основе сохранения их самобытности и фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии также определялось в значительной степени слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

Вместе с государством складывалось и право, которое в  странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось, прежде всего, в принижении положения рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался в действующем праве. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Информация о работе Возникновение государства и права