Возникновение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Оглавление

Введение
Глава1. Возникновение государства и права. Причины и условия 3
§1.1 Возникновение государства 3
§1.2 Возникновение права 10
Глава2. Пути развития государства и права 17
§2.1 Восточный путь развития государства и права 17
§2.2 Западный путь развития государства и права 21
Глава3. Характеристика основных теорий происхождения государства и права 28
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Но падение Римской  империи только указало, что в  ее недрах зародился новый вид  общественных отношений - феодализм, который и явился катализатором разложения рабовладения. Ускорило этот процесс завоевание Римской империи "варварами", у которых еще были родоплеменные отношения. Классическим видом формирования государства стало формирование государственности у франков.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у  них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства  франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались  лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и вначале не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

 

Галло-римляне, по численности  в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и римско-галльской знати, причем первая стала доминатором. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем - королем и лично преданной ему дружины. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, населенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживающим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохранялось римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от воли короля.

Принятие христианства обеспечило знатным франкам поддержку  галло-римской знати и католической церкви. Становление государства  франков происходило сравнительно быстро - в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали победные войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация общества.

В это же время начинают определяться контуры и будущих  крупных мировых правовых систем (семей права) - континентальной и  англосаксонской.

Исходным "строительным материалом" средневекового права были правовые обычаи, которые долгое время оставались важнейшим источником права. Они достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляя все их основные виды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной степени правовые обычаи охватывали отношения между феодалами и крестьянами, держателями земли.

Особую роль в становлении  общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Городское право, несмотря на закрепленные в нем некоторые чисто феодальные институты, по своему основному содержанию предвосхищало буржуазное право.

Особое место в формировании общеевропейского права сыграло каноническое право, так как оно разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, было экстерриториальным и универсальным, а также регулировало все основные сферы жизнедеятельности общества.

Одним из наиболее значительнейших и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права. В основе этого лежало оживление экономической жизни, особенно торговли, а также то, что и социальные, и духовные потребности общества остро нуждались в правовом порядке и стабильности. Рецепцию римского права поддержала и церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Теории происхождения государства и права

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.

Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Она достигается при помощи применения различных методов познания и всегда носит познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм мнений всегда позволяет более полно и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем и будущем.

Процесс возникновения  государства и права носит  постоянный характер. В начале 90-х  годов XX столетия в результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума на территории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства - Сербия и Черногория.

 

Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современных условиях и определения их политической ориентации является то, что он осуществляется под контролем мирового сообщества. Это позволяет избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов.

В конечном счете, основными  вариантами организации государственной  жизни являются два принципиальных подхода: люди для государства или  государство для людей. Найти  приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так-то просто. Среди теорий происхождения государства и права особенно распространенными являются следующие.

Теологическая теория происхождения  государства и права была одной  из первых, которая объясняла возникновение  государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225-1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Наиболее прочные позиции  эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе была популярной теория "двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для "вершения" земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

Теологическую теорию, как  и любую догму, нельзя доказать, как  и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с  вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

 

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основателем  был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что  государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2006. Тема 5, с. 40-44. 
2 Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2007. гл. II, III. 
3 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2008. Тема 5, с. 40-44. 
4 Н.И. Матузов; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2006 
5 Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. "Государство и право". 2005.-№ 8., с. 45-47.

6 Общая теория государства  и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2007. гл. II, III. 
7 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2006. Тема 5, с. 40-44. 
8 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2007, с. 48-56. 
9 Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 2006.

10 Бутенко Л.П. Государство:  его вчерашняя и сегодняшняя  трактовка. "Государство и право", 2007. - № 7, с. 19-22.

11Марченко М.Н. Теория  государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2006, 476 С. 
12 Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2007. 
13 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2006, с. 48-56. 
14 Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2005, 476 С.

15 Дмитриев Ю.А. Соотношение  понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества. "Государство и право", 2005.-№ 3, с. 14-19.

16 Теория государства  и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова  А. Б. М., 2005, с. 48-56. 
17 Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. "Государство и право". 2005.-№ 8., с. 45-47.

18 Н.И. Матузов; А.В.  Малько Теория государства и права. М. 2006 
19 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2005. С. 20-30, 33-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Возникновение государства и права