Возникновение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.










Введение.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса.




1.Возникновение государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.
Основными причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;
2)появления частной собственности на продукты и орудия труда;
Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Появились богатые и бедные.
3)классовое расслоение общества.
4)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
5)необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
В. И. Ленин писал, что “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примерены .
Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую . Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает

Оглавление

Введение. 3
1.Возникновение государства. 4-11
2.Понятие и признаки государства. 12-16
3.Функции государства. 17-20
Заключение. 21-22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

0706509_D9601_vozniknovenie_gosudarstva_ponyatiya_priznaki_i_funkcii_gosud.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

 

План:

Стр.

Введение.                                                                                                   3

1.Возникновение государства.                                                              4-11

2.Понятие и признаки государства.                                                    12-16

3.Функции государства.                                                                       17-20

Заключение.                                                                                          21-22

Список литературы.                                                                                23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Образование общества предшествует государственной  организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства  не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.

 Общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались  предпосылки для его качественного  преобразования. По мере совершенствования  орудий труда люди приобретали все  новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась  на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство  становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни  и ее прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение государства.

Государство – это суверенная территориальная  организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного  развития первобытного общества. Это  развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных  структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном  регулировании, отражающие объективные  процессы.

Эти направления  развития общества взаимосвязаны и  взаимообусловлены: экономическое  развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию  общественных отношений и закреплению  тех, которые выгодны для общества.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные  формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда  общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет  содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально  государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в эпоху бронзы, а в Южной  Европе - позднее, в эпоху железа.

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных  и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства  являются:

1) переход  от «присваивающей» экономики  к «производящей» и разделение  труда;

2)появления частной собственности на продукты и орудия труда;

Избыточный  продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а  позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Появились богатые и бедные.

3)классовое расслоение общества.

4)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

5)необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации  власти первобытного общества, состоит  из специальных органов, постоянно  занимающихся управлением общественными  делами. Первой формой государственно-организованного  общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

В. И. Ленин  писал, что “государство есть продукт  и проявление непримиримости классовых  противоречий, которые объективно не могут быть примерены1.

Ф. Энгельс  называет три основные формы возникновения  государства: афинскую, римскую и  древнегерманскую2. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства  исходит из того, что государство  возникло прежде всего в силу экономических  причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и  частной собственности, а затем  раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный  результат этих процессов возникает  государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

В. И. Ленин  категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: “По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов”3.

Определяя свое собственное отношение к  сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что  государство есть машина для поддержания  господства одного класса над другим4.

Суть  материалистической теории состоит  в том, что государство возникает  в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный  вывод: государство есть исторически  преходящее, временное явление —  оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно  должно отмереть вместе с исчезновением  классов.

Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения  материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают  психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение  государства.

Научная мысль прошлого и настоящего времени  выдвинула целый ряд теорий происхождения  государства. Основными из них являются естественно—правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая  теория, патриархальная теория.

В основу теории естественного права положен  тезис о том, что государству  предшествовало естественное состояние  людей. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит "война всех против всех". Руссо, наоборот, рисовал  радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо договариваются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод человека в рамках государства.

Разумеется, объективные причины возникновения  государства нельзя объяснить только договором, их значительно больше. Одновременно договор играет существенную роль в  создании ряда государств, практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор  между народами, которые находятся  в составе государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация  совместной обороны, содействия общему благосостоянию.

Органическая  теория. Представления о государстве  как своеобразном подобии человеческого  организма были сформулированы первоначально  еще древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру  и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал  возможность существования человека как существа изолированного. Образно  свои взгляды он аргументировал следующим  сравнением: как руки и ноги, отнятые  от человеческого тела, не могут  самостоятельно функционировать, так  и человек не может существовать без государства.

Суть  органической теории такова: общество и государство представлены как  организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Теория  насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства  как результат войн, насильственного  подчинения одними людьми других (у  Е. Дюринга - части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского - одного племени другим .

Только  теорией насилия нельзя объяснить  происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих указанную  теорию насилия, заслуживают внимания. Исторический опыт свидетельствует, что  завоевание одних народов другими  было реальным фактом существования  государственности на протяжении длительного  времени (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и  внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения  любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более  позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в  образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим  Югом в итоге привела к образованию  США. Ясно что эти реальные факты  исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических  взаимодействий людей и их различных  объединений. Суть данной теории состоит  в утверждении психологической  потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также  в чувстве необходимости коллективного  взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека( См.: Петрожицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1907. С. 164 -188.).

В действительности же объяснить причины возникновения  и функционирования государства  только с психологической точки  зрения вряд ли возможно. Понятно, что  все общественные явления разрешаются  на основе психических актов людей  и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве(См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 128).

Патриархальная  теория (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михаловський, М. Н. Покровский). Согласно этой теории государство исходит от патриархальных семьи, в результате ее разрастания: семья - совокупность семей (селение) - совокупность поселков (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к созданию поселков, их объединения создают государство.

Информация о работе Возникновение государства