Возникновение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.










Введение.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса.




1.Возникновение государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.
Основными причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;
2)появления частной собственности на продукты и орудия труда;
Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Появились богатые и бедные.
3)классовое расслоение общества.
4)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
5)необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
В. И. Ленин писал, что “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примерены .
Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую . Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает

Оглавление

Введение. 3
1.Возникновение государства. 4-11
2.Понятие и признаки государства. 12-16
3.Функции государства. 17-20
Заключение. 21-22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

0706509_D9601_vozniknovenie_gosudarstva_ponyatiya_priznaki_i_funkcii_gosud.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

Регулятивные  функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими  государствами).

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит  от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его  эволюции, и целей, которые оно  преследует. Задача — это то, что  требует разрешения, а функция  — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные  исторические периоды приоритетными  становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и  разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних  функций, появление новых — к  возникновению других.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние  раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через  функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных  органов функции государства  выполняются всеми или многими  органами. Однако сказанное не исключает  того, что отдельные государственные  органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения из вне - главная задача военного ведомства.

Все функции  конкретных государственных органов  подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому  деятельность государственных органов  должна протекать в русле основных функций государства.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его  разрушению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются  многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной  универсальной теории, хотя в истории  человеческой мысли такие попытки  делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).

Государство представляет собой особую форму  организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, наличие  аппарата власти и управления. Его  называют центральным институтом политической системы общества, так как в  нем закрепляется и институционально выражается власть. Государство есть юридическая персонификация общества, рационально структурированная  система власти, имеющая определенную территорию и население. Территориальная  организация управления населением и есть государство.

Развитие  цивилизации и демократии открывает  большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время  общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания  демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,— охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной  преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а  значит, и развитие соответствующих  функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т. д.

В развитых демократических странах государство  постепенно становится эффективным  механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и  подавления, а достижения общественного  компромисса. Само существование государства  в наше время связано не столько  с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями  и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том  числе противоречивых сил. Сказанное  не означает, что современное государство  полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала  доминировать, а на первое место  вышла общесоциальная сторона. Такое  государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального  компромисса, на управлении делами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов-

http://www.lawbook.by.ru/theory/Alexeev/cont.shtml

2.Клименко А. «Обществознание» Онлайн библиотека -

http://www.erlib.com/Андрей_Клименко/Обществознание/19/

3.ПоляковА.В. «Введение в общую теорию права и государства»Курс лекций-

 http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=101

4.Пьянов Н.А. «Вопросы теории и истории государства и права.» СибЮрВестник № 3 – 2001г.

http://ns.lawinstitut.ru/science/vestnik/20013/pyanov.cgi

5.Скакун О.Ф «Теория государства и права» Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - 656 с.

http://seminal.ru/ukrkniga-text/34/12/

6.Хропанюк В.Н. «Теория государства и права».- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/index.php

7.В.М. Шадрин «Теория государства и права .Краткий словарь категорий и понятий». 2004 г.

http://lawlist.narod.ru/downloads/freebox/tgp/slovar.htm

8.М. А. Шалагина Правоведение (шпаргалки)

http://www.fictionbook.ru/author/marina_aleksandrovna_shalagina/pravovedenie/read_online.html?page=2

9.Лекции по теории государства и права .Книга: Технология использования законодательства в деловом администрировании.- http://www.labex.ru/page/tg_main.html

10.Обществознание. Часть IV. Политическая сфера жизни общества3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции- http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/ob4_1.html

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7.

2 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 168

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73

 


Информация о работе Возникновение государства